В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя, педагоги-тренеры городов Тюмени, Ишима, Тобольска, Армизонского, Нижнетавдинского районов, заведующий ДОУ, президент и тренер Областной шахматной Федерации.
В рамках диалоговой площадки обсуждались вопросы:
Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание условий развития шахматного образования в образовательных учреждениях Тюменской области, которые будут содействовать развитию интеллекта, логического мышления и когнитивных способностей детей; расширять сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, привлекать социальных партнеров, распространять опыт работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях. Анализируя теорию вопроса, собственный практический опыт, его результаты, участники секции отмечают положительное влияние шахматной игры на развитие интеллекта детей и дошкольного, и школьного возрастов. В докладах прозвучала уверенность, что если разработать и ввести в учебно-воспитательный процесс детского сада и школы программу шахматного обучения детей, то в результате выпускник начальной школы будет иметь более высокий уровень развития логических операций, сформированности компонентов учебной деятельности. При этом использование цифровых электронных ресурсов и интерактивных технологий обеспечивает эффективную и динамичную образовательную среду и способствует достижению высоких результатов, а педагог стимулирует проявление детьми самостоятельности, инициативы, побуждает к рассуждению, обсуждению, прогнозированию, обоснованию своих действий.
Собранный за годы обучения эмпирический материал однозначно фиксирует у детей, занимающихся по шахматному проекту, в отличие от детей, не занимающихся шахматами, положительную динамику развития логических операций, формирования компонентов учебной деятельности, умения планировать свои действия в уме, таких свойств интеллекта, которые характеризуют успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.
Результаты нашей работы дают нам право утверждать, что шахматы - уникальный инструмент развития интеллектуальной одаренности!
Секция 4. ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Модератор: Таланцева Марина Леонидовна, методист лаборатории естественно-математического образования Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО
Выставка: «Шахматная стратегия на различных образовательных платформах», ГАУ ТО «Областной шахматный Центр А.Е. Карпова»
1. Шантуров Г.Я., президент Областной шахматной Федерации. «Шахматная стратегия областного шахматного Центра А.Е.Карпова».
2. Таланцева М.Л., методист лаборатории естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, «Шахматы как средство развития интеллектуальной одаренности детей».
3. Мартиш В.С., педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 8 г.Ишима, «Интернет-ресурсы в практике обучения школьника игре в шахматы».
4. Хабарова С.Н., заведующая МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени. «Ресурс шахматного образования в воспитании дошкольников».
5. Забродина И.В., учитель физики и ИВТ МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» «Развитие шахматного образования через внеклассное мероприятие на примере классного часа «Сказки Белой королевы»
6. Мухамеджанова Н.А., учитель математики МАОУ СОШ № 17 города Тобольска «Шахматы как средство интеллектуального развития ребенка».
7. Иванчук Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МАОУ лицея № 81 города Тюмени. «Организация шахматного турнира в условиях школы».
8. Копылов А.А., тренер-преподаватель МАО ДО Специализированная ДЮСШОР № 4 города Тюмени. «Развитие шахматного образования в образовательном учреждении (из практики работы)».