Предложения по совершенствованию естественно-математического образования, предметов технологии и информатики, в школах по итогам конференции

В конференции приняли участие: руководители и педагоги образовательных организаций, методических объединений учителей предметов естественно-математического цикла и информатики, естественно-математических лабораторий; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; методисты системы дополнительно образования, преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, аспиранты, магистранты, студенты.

Всего приняли участие в работе конференции 420 человек из 26 муниципальных образований Тюменской области и многих субъектов Российской Федерации. Направления работы конференции:

  • Формирование математической культуры: содержание, технологии, средства. Совершенствование математического образования в рамках реализации Концепции математического образования в РФ;
  • Проблемы развития математических представлений детей дошкольного возраста.
  • Реализация проекта по совершенствованию физического образования и достижению результативности в организации работы с высокомотивированными обучающимися образовательных организаций Тюменской области
  • Реализация Концепции предметной области «Технология»
  • Формирование географической культуры: содержание, технологии, средства. Совершенствование географического образования в рамках реализации Концепции развития географического образования в РФ;
  • Развитие образовательной робототехники и школьных технопарков: естественнонаучная лаборатория; лаборатория робототехники, цифровых измерений, ЛЕГОконструирования и др.
  • Проблемы интеграции и преемственности предметов естественно-математического и гуманитарного циклов.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по физико-математическому, естественнонаучному, информационно-технологическому и агротехнологическому направлениям.
  • Сетевое взаимодействие естественно-математических лабораторий (межшкольное, межмуниципальное) с профильными вузами Тюменской области.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение»;
  • Профориентационная работа в образовательных организациях. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  • Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
  • Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и проектной деятельности школьников.
  • Развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.

Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла, информатики и технологии на основе интегрированного подхода, особенности формирования математической культуры; профильного обучения и предпрофильной подготовки в образовательных организациях; реализации предметной области «Технология»; интегративные возможности географии; сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение».

На пленарном заседании участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, акцентировав внимание на вопросы обновления содержания образования; развития школьного математического образования в Тюменской области; подготовки инженерных кадров новой формации в ФГБОУ ВО ТИУ на базе МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени; реализации профильного обучения физико-математического направления на базе ООО «НОВАТЭК»; на программу «Школа-вуз-предприятие», реализуемую в рамках работы Холдинга «СИБУР» на примере ООО «СИБУР Тобольск»; обсудили презентацию регионального образовательного проекта «Модернизация системы непрерывного аграрного образования Тюменской области» и роль сетевого проекта «Агропоколение» в подготовке специалистов для агропромышленного комплекса Тюменской области; потенциал детского технопарка «Кванториум» для перехода в режим конвергентного образования; работу межшкольных классов по IT-программированию (IT-Лабы) и робототехнике (Робо-Лабы); вопросы интеграции предметной области «Технология» в региональный проект развития дополнительного образования по робототехнике в Тюменской области и опыт Тамбовской области по этому направлению; проблемы дополнительного экологического образования.

В рамках конференции работали 5 диалоговых площадок.

Работа диалоговой площадки 1. «Интеграция предметного содержания  в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования»

В работе площадки приняли участие практические работники образовательных организаций: учителя предметов естественно-математического цикла, информатики, методисты системы дополнительно образования, директора школ, а также преподаватели вузов.

В рамках работы диалоговой площадки участники конференции определили актуальные вопросы:

  • возможности межпредметной интеграции в условиях обновления содержания естественнонаучного образования через реализацию концепций предметных областей
  • формирование метапредметных компетенций в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
  • реализация проекта по развитию междисциплинарного изучения предметов естественнонаучного цикла «НаукоЛАБ». Формирование детско-взрослого онлайн-сообщества, ориентированного на привитие обучающимся навыков продуктивного самовыражения (самопрезентации), развитие их познавательного интереса и учебно-исследовательских компетенций в актуальных для региона сферах деятельности.
  • возможности использования онлайн-платформы izi.TRAVEL в процессе реализации междисциплинарных проектов
  • занятия по общеобразовательным предметам на базе ведущих предприятий региона
  • формирование технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации; робототехника в курсах информатики и технологии (реализация Концепции предметной области «Технология»)
  • развитие естественнонаучного (физического) образования инженерно-технической направленности, включающая следующие формы межведомственного взаимодействия: профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов (физики, математики, информатики, технологии) в общеобразовательных учреждениях; корпоративные классы школ, реализующих программы дополнительной подготовки по профильным предметам, ориентированным на потребности производственной сферы; проектные и исследовательские группы обучающихся и педагогов, реализующие сетевые дополнительные общеразвивающие программы; актуальная система конкурсных мероприятий; сетевые предметные лаборатории областного и муниципального (зонального) уровня, объединяющие ресурс школ (реализация проекта по совершенствованию физического образования)
  • проектирование «Сетевых образовательных моделей» при разработке и реализации дополнительных образовательных программ естественнонаучной направленности
  • возможность сетевого взаимодействия педагогов, реализующих проектную и учебно-исследовательскую деятельность, в том числе в рамках ассоциаций учителей-предметников.
  • система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и проектной деятельности школьников.
  • формирование экологической культуры учащихся средствами исследовательской и проектной деятельности естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования
  • использование архивов Президентской библиотеки Б.Н.Ельцина на уроках естественно-научного цикла
  • развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.

Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности. По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:

- распространить эффективные практики создания и работы технопарков, как наиболее действенных форм интеграции образования, науки и производства с целью кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов; совершенствовать  деятельность школьных технопарков;

- изучить, разработать и внедрить в педагогическую практику дидактические возможности интеграции на уроках дисциплин естественнонаучного цикла, математики, информатики и технологии;

- обобщить, систематизировать опыт по интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики; разработать и внедрить в образовательный процесс механизмы и средства интеграции предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики; рассмотреть интеграцию как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, математики, информатики и технологии;

- развивать естественнонаучное образование инженерно-технической направленности, включающее: профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов (физики, математики, информатики, технологии) в общеобразовательных учреждениях; корпоративные классы школ, реализующих программы дополнительной подготовки по профильным предметам, ориентированным на потребности производственной сферы;

- активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;

- обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей.

Работа диалоговой площадки 2. «Формирование математической культуры»

В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: учителя предметов естественно-математического цикла, преподаватели математики учреждений СПО, воспитатели дошкольных организаций, преподаватели ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» и ФГАОУ ВО «Тюм ГУ» ИМиКН, а также студенты и магистранты ФГАОУ ВО «Тюм ГУ» ИМиКН.

В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:

  • Обновление содержания математического образования на основании ключевых регуляторов: Концепции развития математического образования РФ; Примерной основной образовательной программы; Федеральных государственных образовательных стандартов.
  • Формирование современной системы оценки образовательных результатов с учетом требований ФГОС
  • Формирование математической культуры: технологии и средства
  • Формирование функциональной грамотности на уроках в основной школе
  • Арифметические способы решения задач - в учебниках, в ГДЗ и на экзаменах
  • Реализация современных педагогических технологий в высшей школе
  • Развитие инженерного мышления при проведении инженерных соревнований среди школьников
  • Роль информатики в развитии математического образования
  • Реализация малого принципа двойственности в евклидовой плоскости
  • Цифровые образовательные ресурсы как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении математике
  • Формирование исследовательских умений обучающихся как средство развития ключевых компетенций
  • Новые подходы математического развития детей в разновозрастной группе
  • Построение и реализация педагогами предметов естественно-математического цикла индивидуальных образовательных маршрутов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
  • Основные направления повышения квалификации учителей математики в условиях развития математического образования в Тюменской области.
  • Основные направления развития математического образования в Тюменской области с учетом формирования регионального компонента.

А также, по итогам работы диалоговой площадки были выдвинуты следующие предложения:

1.   Распространить эффективные практики:

  • интегрированного изучения предметов естественно-математического цикла с применением современных цифровых образовательных ресурсов;
  • организации образовательной деятельности учащихся в направлении «Применение математических методов в политехнической сфере»;
  • интеграции предметов естественно-математического и социально-гуманитарного циклов в региональном направлении трансформации урока на интеграционной основе;
  • развития познавательного интереса учащихся, упорства и трудолюбия в достижении образовательной цели.

2. Обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей математики.

3. Актуализировать вопрос о выявлении, социализации и психолого-педагогическом сопровождении одаренных учащихся по предмету, имеющих ограниченные возможности здоровья и обеспечения им возможности участия в разветвленной системе мероприятий и интеллектуальных конкурсов всех уровней.

Работа диалоговой площадки 3. «Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение».

В рамках данной секции участники определили актуальные вопросы:

· Агропоколение: территория возможностей. Специфика реализации регионального сетевого проекта: итоги и перспективы.

· Формирование единого образовательного пространства профильного обучения.

· Реализация программы профильной подготовки как одно из условий профессионального самоопределения обучающихся агрокласса.

· Реализация агротехнологического направления в МАОУ СОШ Тюменской области.

· Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации сетевого проекта «Агропоколение».

Участники секции поделились опытом организации работы в образовательных организациях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проекта «Агропоколение».

С целью развития и совершенствования сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям, увеличения поступления выпускников по профессиям и специальностям агропромышленного направления, вовлечения в исследовательскую и научно-экспериментальную деятельность в рамках проекта «Агропоколение» были выдвинуты следующие предложения:

  • продолжить:

развитие сетевого взаимодействия ДОУ-ОО-ПОО-ГАУ Северного Зауралья, а также сотрудничество с социально значимыми партнерами и органами управления муниципальных районов;

систематизацию работы образовательных организаций, участвующих в проекте «Агропоколение» - определение (территорий) работы, зоны ответственности;

использование проектного метода управления (назначение руководителя проекта, определение команды, социальных партнеров и муниципальных органов управления, участников, конкретных показателей эффективности);

совершенствование проведения практико-ориентированных занятий с использованием современных профориентационных технологий (мастер-классов, профессиональных проб, конкурсов, деловых, ролевых игр, уроков-экскурсий, квестов, интегрированных уроков и т.д.) на базах в ОО, ПОО, социально значимых партнеров, ГАУ Северного Зауралья и т.д.);

  • актуализировать агротехнологический компонент в рабочих программах общеобразовательных предметов на начало нового учебного года;
  • организовать обучающие семинары для преподавателей ПОО, учителей ОО, отвечающих за реализацию проекта «Агропоколение» с целью проведение мастер-классов в образовательных организация;
  • осуществлять активное участие обучающихся ОО в профориентационных мероприятиях, организованных Центром непрерывного аграрного образования ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж» и Университетом Северного Зауралья (конкурсах, чемпионатах, олимпиадах профмастерства, практических конференциях по специальностям и профессиям СПО и направлениям подготовки высшего образования), а также приглашать специалистов ПОО, ГАУ Северного Зауралья, социальных партнеров, региональных и муниципальных органов управления на участие в мероприятиях ОО;
  • осведомлять обучающихся о возможности освоения рабочих профессий на базе ОО, ПОО ТО;
  • разрабатывать единые образовательные проекты, создавать базы лучших практик реализации проекта «Агропоколение» и размещать на сайтах образовательных организаций;
  • внедрять проект модернизации системы непрерывного аграрного образования Тюменской области, представленного ГАУ Северного Зауралья.

 

Работа диалоговой площадки 4. Реализация концепции развития географического образования

В рамках данной секции участники определили актуальные вопросы:

  • педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях
  • межпредметная интеграция географии с предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов в условиях реализации концепции развития географического образования
  • преемственность географии условиях реализации концепции развития географического образования
  • развитие педагогического мастерства в условиях сотворчества ассоциации учителей географии Тюменской области
  • интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся
  • формирование смыслового чтения и приемы работы с текстом на уроках географии
  • трансформация урока через интеграцию
  • перспективы цифровизации и возможности использования геоинформационных систем на уроках
  • технологическая карта системы занятий как инструмент методического сопровождения учебного процесса

С целью развития и реализации концепции развития географического образования были выдвинуты следующие предложения:

  • обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования по географии, в том числе в рамках ассоциации учителей;
  • обеспечить возможность включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения, в том числе в рамках внеурочной деятельности;
  • обобщить, систематизировать опыт по интеграции географии с предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов в
  • обеспечить в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования непрерывность географического образования, посредством преемственности содержания курсов «География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира»
  • активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;

 

Работа диалоговой площадки 5. Развитие технологического образования в образовательных организациях.

В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:

  • модернизация технологического образования в условиях реализации национального проекта «Образование»:
  • роль сетевого общественно-профессионального объединения педагогов в обновлении предметной области «Технология»
  • цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии
  • формирование технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации; робототехника в курсах информатики и технологии (реализация Концепции предметной области «Технология»)
  • возможность сетевого взаимодействия педагогов, реализующих проектную и учебно-исследовательскую деятельность, в том числе в рамках ассоциаций учителей-предметников.
  • вопросы интеграции предметной области «Технология» в региональный проект развития дополнительного образования по робототехнике в Тюменской области

По итогам работы диалоговой площадки были выдвинуты следующие предложения для реализации основных задач предметной области «Технология»:

  • предоставить обучающимся возможность использования цифровых ресурсов в работе на уроках предметной области «Технология»;
  • использовать ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков (включая «Кванториумы», ЦМИТы, Фаблабы), специализированных центров компетенций (включая Ворлдскиллс), музеев, организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального образования и профессионального обучения, а также государственных и частных корпораций, их фондов и образовательных программ;
  • использовать социальные и профессиональные личностно-значимые и общественно-значимые практики, обеспечивающие получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики региона, в центрах молодежного инновационного творчества, центрах компетенций Ворлдскиллс, детско-взрослых производствах, в поддержании школьной ИКТ-инфраструктуры и консультировании учителей, и в школьных компаниях;
  • в ходе освоения предметной области «Технология» применять проектную деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата»; проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.
  • обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметной области «Технология», в том числе в рамках ассоциации учителей.

 

12 декабря 2019 г.                 г. Тюмень                  Участники научно-практической конференции

ТОГИРРО