Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами рекомендациями о том, как эффективно организовать образовательный процесс по изучению физики в дистанционном режиме, а также подготовки к государственной итоговой аттестации.
Данные рекомендации основаны на официальных документах Министерства Просвещения и включают краткий обзор цифровых образовательных ресурсов (проверенных в реальной практике), которые вы сможете включать в свою работу.
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения (Минпросвещение России): https://edu.gov.ru/press/2224/ministerstvo-opublikovalo-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya/
Важным для учителя в данном документе является п.7:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Организация урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием бесплатных платформ:
С подробной инструкцией о том, как создать урок можно познакомиться на сайте, либо в приложении к рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации.
На данных платформах учитель может проводить урок и демонстрировать свою презентацию, опрашивать учеников и устанавливать с ними интерактивное взаимодействие, а так же сохранять запись занятия и в последующем перенаправлять его тем ученикам, которые не смогли присутствовать на онлайн встрече.
Наиболее эффективно использовать данную форму организации онлайн-урока при подготовке к ГИА или при обучении решению физических задач или разборе задач, которые вызвали затруднения у учеников при выполнении домашнего задания.
Важный момент: урок по видеосвязи по правилам может начинаться не раньше, чем с 10.35 утра (то есть с третьего урока).
Одно видеозанятие должно проходить не дольше 20 минут, максимально информативно.
Информация о том, как качественно провести онлайн взаимодействие, можно по ссылке: http://didaktor.ru/kak-organizovat-distancionnoe-obuchenie-vo-vremya-karantina/
Дополнительную информацию об использовании различных бесплатных цифровых платформ при обучении можно получить по адресам:
1. Методическая деятельность учителя
Если у вас возникло желание сделать собственный качественный цифровой ресурс или цифровой урок, то сейчас самое время воплотить эту идею в жизнь и попробовать освоить технологию создания МООК (Массовых онлайн курсов). По ссылке вы найдете ключевые принципы, которые нужно учитывать при разработке МООК и выбора заданий для формирующего оценивания учеников:
Методические рекомендации по организации измерений в онлайн-курсе: https://elearning.hse.ru/ces/handbook/part2
Разместить свой курс вы можете на платформе moodle: https://moodle.org/ . инструкцию по работе с платформой можно найти на Ютуб канале: https://www.youtube.com/watch?v=MnZ75W8A4aQ
2. Памятка по организации онлайн обучения
1. Составьте план работы во время дистанционного обучения и подробные памятки по наиболее важным вопросам: порядок взаимодействия, где искать домашнее задание, куда будете высылать видео, когда проходят видеоконсультации.
2. Обратите внимание на низкую эффективность отправки ежедневных заданий как единственного варианта. В начальной школе необходимо ежедневное общение учителя с учащимися. Записывайте видео или проводите видеоконференции.
3. Наладьте обратную связь с использованием электронного дневника или электронной почты, сохраняйте всю историю общения. Проверяйте, как дети усваивают теорию. По результатам организуйте видеоконференцию и разбирайте ошибки.
4. Организуйте взаимодействие учеников между собой: групповые занятия, работу в совместном документе - групповом чате или гугл-доках.
5. Не расстраивайте, если что-то пойдет не так. Это новый опыт, для адаптации и перестройки учебного процесса требуется время. Спрашивайте детей, с какими трудностями они сталкиваются, что нравится больше всего. Обсуждайте с родителями организационные вопросы.
3. Полезные веб-сервисы для учителей при организации дистанционного обучения:
1. Проведение видеоконференций: skype, Google Hangouts Meet, Zoom.
2. Инструменты под рукой: ThingLink, Classroomscreen.
3. Создание викторин, обратная связь и чаты:
Кahoot, Quizizz, Triventy, Flippity, Plickers, Mentimeter, Сlasstime, Sli.do.
4. Инфографика: Easel.ly, Infogr, Canva: https://www.canva.com/ru_ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/ .
5. Создание видео: Screencast-O-Matic, Screen recorder, Movavi, Edpuzle.
6. Карты ума или ментальные карты: XMind, Bubbl, Popplet.
7. Математика: Math Fight, Desmos калькулятор.
8. Организация мозгового штурма: Tricider, Padlet.
9. Рабочие листы: Formative, Wizer, Live Worksheets.
4. Методические рекомендации по использованию образовательного портала «Решу ЕГЭ» в актированные дни и карантин*
Сайт «Решу ЕГЭ» - это сайт для подготовки к ЕГЭ по всем предметам. Самое ценное, что можно найти на этом ресурсе - огромная база заданий.
Предметы: Математика, Информатика, Обществознание, Физика, Химия, Биология, География, Окружающий мир, Русский язык, История, Английский язык.
Функционал сайта: Варианты ЕГЭ, База заданий, Справочник, Теория.
Возможности этого образовательного портала целесообразно использовать для организации:
Преимущества сайта:
Что нужно учитывать при работе с сайтом:
Алгоритм использования сайта Решу ЕГЭ:
1. Зарегистрироваться на сайте Решу ЕГЭ как преподаватель.
2. Выбрать раздел Составление работ
3. Чтобы учащиеся увидели правильные решения заданий после окончания работы, выбирайте «Составить домашнюю работу». При выборе «Составить контрольную работу» баллы и решения появятся в статистике у учащихся только после проверки работы учителем.
4. Система автоматически проверяет решения заданий части В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.
5. Если необходимо создать домашнюю или контрольную работу в нескольких вариантах, вы можете составить шаблон работы. Например, можно создать шаблон контрольной работы, состоящей из первых десяти заданий части В. Тогда каждый ученик получит свой собственный вариант, состоящий из таких заданий.
6. Нажав кнопки ниже, вы можете составить работу из необходимого количества случайно выбранных системой заданий. Для выбора конкретных тем и подтем расставьте галочки в тематическом каталоге внизу страницы. Можно создать вариант из конкретных заданий, указав их номера по нашему каталогу.
7. Самый гибкий путь: создать пустую работу, добавить в неё свои собственные задания или/и задания из каталога - будет доступен предпросмотр заданий с решениями - затем установить нужный порядок заданий кнопкой сортировки: кликнуть по кнопке, нажать на задачу мышкой и, не отпуская, передвинуть вверх-вниз, нажать кнопку «Сохранить».
8. Если вы хотите изменить ранее созданную вами или коллегами работу, дополнить её или изменить порядок заданий, введите номер имеющегося варианта в окно «Создать копию работы», затем создайте домашнюю или контрольную работу и редактируйте её.
*- по материалу Березиной Ю.Ю., преподавателя физики, АУ «Сургутский политехнический колледж»
Материал подготовила Бояркина Ю.А., к.пед.н., доцент кафедры ЕМД ТОГИРРО
Почта: boyarkina_yuliya@mail.ru