В рамках реализации мероприятий гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка», «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5 июля 2019 г. был проведен региональный семинар «Изменения в методиках формирования речевой культуры учащихся: текст, цифра, пространство».
В семинаре, который проходил в очном формате, приняли участие 72 человека (учителя русского языка и литературы, методисты, руководители и заместители руководителей образовательных организаций Викуловского, Тюменского, Ялуторовского районов, г.Заводоуковска, г.Тюмени.
В программе семинара рассматривались актуальные вопросы изменения в методиках обучения русскому языку и литературе: антропологическая лингвометодика; от лингвистического анализа к пониманию прочитанного, от формально-логического к содержательно-смысловому подходу в обучении ребенка; инструменты педагогического проектирования в регионе единой речекультурной среды; современные средства обучения русскому языку, литературе (УМК, справочники, энциклопедии, словари, ЦОР, рабочие тетради (тематический раздел, лингвистическая единица)); темный подход (содержательно-смысловой) в проектировании урока русского языка и литературы: укрупненные филологические единицы (лингвистические, литературоведческие).
Завершили семинар практикумом: «Проектирование изменений в методиках формирования языковой и читательской культуры учащихся». Участники семинара спланировали деятельность как личную, так и педагогического коллектива в запланированных мероприятиях по проектированию в регионе единой речекультурной среды и единого методического пространства в 2019-2020 учебном году.
В течение дня работала методическая выставка: «Региональные практики и модели, обеспечивающие совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка на всех уровнях культуры», где был представлен опыт Тюменской области по проектированию в регионе единой речекультурной среды и единого методического пространства в 2018-2019 учебном году.
Мы благодарим всех участников семинара за возможность обмена опытом!
Также за представленный в выступлении педагогический опыт выражаем искреннюю благодарность:
Рединой Ольге Владимировне, учителю русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Тюмени «Содержательно-смысловой подход к организации речемыслительной деятельности обучающихся (о выборе источников информации, работе с теорией предмета и текстами-образцами, типологии практических заданий и проверочных работ)»
Емельяновой Светлане Михайловне, учителю русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 49» г.Тюмени «Логика постановки учебных задач при работе с художественным текстом при изучении лингвистической единицы (на примере местоимения)».
Антоновой Александре Сергеевне, учителю русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 21» г. Тюмени «Методика разработки маршрутного листа урока русского языка для ученика основной школы».
Обласовой Татьяне Владимировне, профессору кафедры русской и зарубежной литературы ТюмГУ, к.фил.н., д.п.н. «Диалогический подход в преподавании литературы при изучении классики».
Смирновой Ирине Рудольфовне, методисту МАОУ "Информационно-методический центр" г. Тюмени «Русский язык vs Литературы»
Овсепян Терезе Андраниковне, выпускнице ТюмГУ по направлению подготовки «Филология. Русский язык и литература» (руководителю Рацен Т.Н.) «Языковая интерференция в ситуации русско-армянского двуязычия (на материале речи армян г.Тюмени)»
Лиц Анне Игоревне, студентке 2 курса ТюмГУ по направлению подготовки «Педагогическое образование: Русский язык. Русская литература» (руководителю Обласова Т.В.) «Социокультурный потенциал региона в организации читательской деятельности (на примере разработки содержания элективного курса по литературе «Под северным солнцем»)».
Завьяловой Вере Владимировне, Битюковой Екатерине Антоновне, Дусановой Алме Таскожановне, студентам 1 курса ТюмГУ по направлению подготовки «Педагогическое образование: Русский язык. Русская литература» (руководителю Обласова Т.В., Смыслова С.Л.) «Литературно-краеведческая игра "Тень Каравеллы " в цифровом пространстве читателя-подростка».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА
регионального семинара
Изменения в методиках формирования речевой культуры учащихся: текст, цифра, пространство
(8 часов)
5 июля 2019
Семинар проходит в рамках реализации мероприятий Гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка»: «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка».
Время проведения семинара: 10.00-16.00, обед: 13.00 - 13.45.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА: «Региональные практики и модели, обеспечивающие совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка на всех уровнях культуры» (модератор: Третьякова Виктория Юрьевна, старший преподаватель кафедры социально гуманитарных дисциплин ТОГИРРО)
1. Методики формирования языковой культуры учащихся: текст, цифра, пространство.
Овсепян Тереза Андраниковна, студентка 4 курса ТюмГУ по направлению подготовки «Филология. Русский язык и литература», руководитель: Рацен Т.Н., к.ф.н. «Языковая интерференция в ситуации русско-армянского двуязычия (на материале речи армян г.Тюмени)»
Марчукова Ольга Григорьевна, доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.; «Методические аспекты организации знаниевой деятельности на уроке русского языка».
Медведева Елена Георгиевна, доцент каф. социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО «Лингвометодика формулирования понятийной темы урока».
Редина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №1 г. Тюмени «Содержательно-смысловой подход к организации речемыслительной деятельности обучающихся (о выборе источников информации, работе с теорией предмета и текстами-образцами, типологии практических заданий и проверочных работ)»
Емельянова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 49» г.Тюмени; «Логика постановки учебных задач при работе с художественным текстом при изучении лингвистической единицы (на примере местоимения)».
Антонова Александра Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 21» г. Тюмени; «Методика разработки маршрутного листа урока русского языка для ученика основной школы».
2. Методики формирования читательской культуры учащихся: текст, цифра, пространство.
Обласова Татьяна Владимировна, профессор кафедры русской и зарубежной литературы кафедры русской и зарубежной литературы ТюмГУ, к.фил.н., д.п.н.; «Диалогический подход в преподавании литературы при изучении классики».
Лиц Анна Игоревна, студентка 2 курса ТюмГУ по направлению подготовки «Педагогическое образование: Русский язык. Русская литература», руководитель: Обласова Т.В., д.п.н, к.ф.н «Социокультурный потенциал региона в организации читательской деятельности (на примере разработки содержания элективного курса по литературе «Под северным солнцем»)».
Завьялова Вера Владимировна, Битюкова Екатерина Антоновна, Дусанова Алма Таскожановна, студентки 1 курса ТюмГУ по направлению подготовки «Педагогическое образование: Русский язык. Русская литература», руководитель: Обласова Т.В.,д.п.н., к.ф.н., Смыслова С.Л., к.ф.н.
«Литературно-краеведческая игра "Тень Каравеллы " в цифровом пространстве читателя-подростка».
Смирнова Ирина Рудольфовна, методист МАОУ "Информационно-методический центр" г. Тюмени; «Русский язык vs Литературы»
3. Проектирование изменений в методиках формирования языковой и читательской культуры учащихся (работа в группах).
Белявская Юлия Евгеньевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.
Марчукова Ольга Григорьевна, доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.
Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Третьякова Виктория Юрьевна, старший преподаватель кафедры социально гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Перечень методических тем:
1) Современный русский язык: урок «вне школьных стен» (идея: привлечение потенциала социокультурной среды территории проживания ребенка в организацию урока).
Современная литература: урок «вне школьных стен» (идея: привлечение потенциала социокультурной среды территории проживания ребенка в организацию урока).
2) Маршрутный лист урока русского языка.
Маршрутный лист урока литературы.
3) Современный русский язык: «цифровой урок» (идея: включение и адаптация цифровых образовательных ресурсов в организацию урока).
Современная литература: «цифровой урок» (идея: включение и адаптация цифровых образовательных ресурсов в организацию урока).
Организация работы ребенка с удаленным читальным залом - электронными образовательными ресурсами (в том числе, ресурсами Президентской библиотеки)
4) Введение регионального контента в обучение русскому языку (урок/внеурочная деятельность).
5) Тематический подход к организации рабочей тетради ученика по русскому языку.
6) Текстоцентризм в обучении русскому языку.
7) Понятийная формулировка темы урока русского языка: методика и дидактика.
8) Внедрение критериальной системы оценивания по русскому языку. оценивания сформированности речевой и языковой культуры в современном образовательном процессе.
9) Средства обучения русскому языку как неродному, русскому языку как родному.
Материал подготовила Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО