30 ноября 2019 г. в рамках реализации мероприятий гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка», «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на базе ТОГИРРО прошел семинар-практикум «Метапредметный подход в школьном образовательном процессе: русский язык и информационные технологии в обучении разным предметам» (8 часов).
На семинаре-практикуме учителя разных предметов обсуждали актуальные образовательные проблемы и пути их решения под руководством:
- Дроздовой Ольгой Евгеньевной, д.п.н., зав. Лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцента кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, члена Правления РОПРЯЛ (г. Москва)
- Шаповалова Михаила Ивановича, к.т.н., доктора инженерных наук (ФРГ), ведущего специалиста Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцента кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета (г. Москва).
Специалисты-профессионалы провели проблемные лекции, практикумы и тренинги по темам:
- Роль русского языка в обучении разным предметам: проблемы и пути решения. Основные направления реализации метапредметной роли русского языка в начальной, основной и старшей школе. Языковые проблемы, возникающие у школьников в процессе изучения разных предметных областей. Новые подходы к формированию лингвистической компетенции. Приемы специальной работы с предметной терминологией. Языковые аспекты повышения мотивации обучения. Языковая работа во внеклассной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность лингвистической направленности в разных предметных областях;
- Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей. Особенности работы с текстами в электронном виде в основной и старшей школе. Факторная теория чтения. Стратегии, необходимые для обучения экранному чтению. Особенности восприятия текста на мониторе. Соотношение скорости чтения и глубины понимания на мобильном устройстве. Возможности использования ИКТ в формировании функциональной грамотности. Функциональная неграмотность. Оценка читаемости текста. Обучение методике структурирования и оценки своих и чужих текстов. Визуализация текста. Интернет-сервисы для семантического анализа текста. Национальный корпус русского языка.
Как отмечали педагоги по окончании семинара-практика, глубокое погружение в проблемное поле, связанное с языком, в процессе изучения школьниками разных учебных дисциплин, и инновационный опыт Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании (зав. - Дроздова О.Е.) позволили скорректировать свою работу по организации взаимодействия с учителями-предметниками с целью:
- лучшего усвоения школьниками специальной терминологии, формулировок заданий, определений, понимания текстов параграфа учебника;
- повышения мотивации в обучении предмету, эффективность поиска нужной информации, запоминания правил и теорем, развития исследовательских умений, в том числе при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам;
- совершенствования навыков использования информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей.
Семинар-практикум символизировал новую ступень в многолетней инновационной деятельности Тюменской области по модернизации языкового образования и реализации метапредметного подхода в образовательном процессе. А значит, продолжение следует! И будут новые идеи и проекты, новые встречи на площадках ТОГИРРО!
Материал подготовила Елена Николаевна Володина, к.ф.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Материалы Дроздовой Ольги Евгеньевны
Видеозапись семинара c Дроздовой Ольгой Евгеньевной
Виды заданий (рекомендации)
Роль русского языка в обучении разным школьным предметам: проблемы и пути решения
Технологическая карта учителя (метапредметное обучение русскому языку)
Материалы Шаповалова Михаила Ивановича
Видеозапись семинара c Михаилом Ивановичем Шаповаловым
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка и литературы в школе
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей
Шаповалов М.И. Ссылки на лекции YouTube (для школ)
Материалы Дроздовой Ольгой Евгеньевной будут опубликованы чуть позже.
Презентационные материалы семинара
https://sites.google.com/mpgu.edu/rki
1. ИКТ в преподавании русского языка и литературы.
2. Новые инструменты создания презентаций.
3. Создание интерактивного учебного пособия (12 частей по 2 учебных часа, всего 24 часа).
4. Использование QR-кодов.
Российский учебник
2018/2019 учебный год
25.06.18 Новые инструменты создания презентаций
https://www.youtube.com/watch?v=19XyQxU5PSw
4.09.18 Дистанционное обучение и проектная деятельность
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=J1aqxV5dopM
11.09.18 Мобильные технологии и ИКТ в формировании функциональной грамотности
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=xtxEFaLeVnA
3.10.18 Подготовка учебных материалов с использованием электронных образовательных ресурсов
https://www.youtube.com/watch?v=FqJ3xxkbWCI
12.10.19 Меры обеспечения информационной безопасности
https://www.youtube.com/watch?v=MayPvhCjsuM
14.11.18 Подготовка видеоматериалов для урока и внеурочной деятельности
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2203&v=-GJ66xSnWJ8
21.11.18 Особенности работы с текстами в электронном виде в основной и старшей школе
https://www.youtube.com/watch?v=3ffcKPnFHAs
28.11.18 Разработка интерактивного урока с использованием мультимедиа
https://www.youtube.com/watch?v=YlkV_2gdN-k
5.12.18 Создание персонального сайта учителя
https://www.youtube.com/watch?v=hzOfkAX7_BU
13.12.18 Интерактивное путешествие - новые инструменты для создания интерактивной графики
https://www.youtube.com/watch?v=1KGC4ANcpS4
21.12.18 Визуализация в образовательном процессе
https://www.youtube.com/watch?v=UFAHVu20NSs
17.01.19 BYOD: использование мобильных устройств в образовательном процессе https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Z-5Yt9ZxBfc
23.01.19 Использование QR-кодов в образовательном процессе
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=CkaYMsDXUrg
24.01.19 Краудсорсинг, краудфандинг, распределенная проектная деятельность
https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=EVLZxAUdKRA
4.2.19 Сервисы WEB 2.0 в образовательной деятельности
https://www.youtube.com/watch?v=suQNZPvqlvA
8.02.19 Смешанное обучение: модели и Интернет-сервисы
https://www.youtube.com/watch?v=wYtWE_V96Mg
20.2.19 Компьютерное оценивание письменного ответа в свободной форме
https://www.youtube.com/watch?v=-2fD7jHTCKc
21.03.19 ИКТ в преподавании русского языка и литературы
https://www.youtube.com/watch?v=EUvyD3bF1lM
27.3.19 Как правильно искать информацию в интернете
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1280&v=WlhnMPxy1Rc
28.3.19 Создание персонального сайта учителя Конференция ЦИФРА
https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=EIm5Hlt-fRQ
29.3.19 Возможности учебной аналитики с использованием компьютера в работе учителя
https://www.youtube.com/watch?v=b_PBpULgnvg
03.04.19 Мобильное обучение: использование платформ аудио- видеогидов
https://www.youtube.com/watch?v=MH074iLGe8E
17.04.19 Использование конструктора курсов Stepik в образовательной деятельности
https://www.youtube.com/watch?v=40-aFAXlrH4
24.04.19 Развитие одарённых детей с помощью электронных образовательных ресурсов
https://www.youtube.com/watch?v=0C3CrvSNAh4
23.05.19 Медийно-информационная грамотность в школьной программе
https://www.youtube.com/watch?v=P6xRXK-BBUY
29.05.19 Сервисы для создания дидактических игр
https://www.youtube.com/watch?v=l6mwds9C_JU
30.05.19 Национальный корпус русского языка: как использовать сервис в школе?
https://www.youtube.com/watch?v=-SbY4OTzVt4
11.6.19 Русский язык и литература. Цифровой контент на лето
https://www.youtube.com/watch?v=UtA4rHqFm44
13.6.19 Внеурочные работы с цифровым контентом
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=BbMGw_QwXbA
25.6.19 Цифровой контент на лето для учителей и руководителей.
https://www.youtube.com/watch?v=ppwj0bOcx5s
3.9.2019 Сторителлинг: как придумать и создать учебную ленту времени
https://www.youtube.com/watch?v=NJuMjgxocms
4.9.2019 Национальный проект «Образование» и профессии будущего. Чему учить?
https://www.youtube.com/watch?v=N5Nt8HZvCx8
23.10.2019 Национальный проект «Образование». Цифровая образовательная среда.
https://www.youtube.com/watch?v=uILIjdRa5s0&feature=emb_logo
30.10.2019 Как повысить эффективность проектной деятельности?
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3324&v=470V0cmc0hI&feature=emb_logo
1 сентября
ИКТ в преподавании русского языка и литературы (русский язык как иностранный)
https://www.youtube.com/watch?v=zWsfqqEVqk0
ЭОР в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (в основной школе)
https://www.youtube.com/watch?v=pE5XihrPsKw
Новый тип презентаций: инфографика на основе временной линии
https://xn--80abcmq4aw2g.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/525
Возможности использования смартфонов в обучении
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ujNMhxVxAUc