Вопрос 1. Добрый день, Елена Георгиевна! Понимаю, что обращаюсь к Вам не в самый подходящий момент. Но если будет минутка, порекомендуйте УМК по русскому языку для 10-11 класса (социально-гуманитарный профиль). Буду очень благодарна! С уважением. Елена Романовна.
- Я вам предлагаю рассмотреть варианты УМК Пахновой, Бабайцевой, Гусаровой, они все издательства Дрофа-Вентана Граф. Мне ближе УМК Пахновой и Гусаровой, но у Гусаровой теория и задания были прописаны по демоверсии 2014г., с 2015 г. изменяется демоверсия, поэтому знакомясь с учебником обратите внимание на специфику формулировки заданий.
Я Вам предлагаю выйти на их сайт, посмотреть демоверсии этих учебников, напрямую связаться с издательством, возможно, они Вам могут отправить учебники или описание всех трех, а вы выберете.
08. 08.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 2. Где можно ознакомиться с тем, как проходит устная часть ЕГЭ по английскому языку?
- На официальном информационном портале единого государственного экзамена http://injaz.ege.edu.ru/ доступен тренажер по устной части ЕГЭ по иностранному языку. Программа рассчитана на четыре языка - английский, немецкий, французский и испанский. Предлагаемая версия позволяет ознакомиться с основными приемами работы с программным обеспечением участника экзамена по иностранному языку (раздел «Говорение»).
08. 08.17 Усминская К. О., ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 3. Какие олимпиады по иностранным языкам будут проводиться в новом учебном году?
- С информацией об олимпиадах по иностранным языкам можно ознакомиться на сайте http://info.olimpiada.ru/calendar/period/2017_2018 (данные обновляются).
16.08.17 Усминская К. О., ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 4. Уточните, пожалуйста, будут ли девятиклассники в 2018-2019 учебном году сдавать устный экзамен и как всё будет проходить.
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений осенью 2017 года продолжат апробацию моделей устной части ГИА-9 по русскому языку, по итогам которой будет принято решение о форме и сроках включения устного компонента в систему государственной итоговой аттестации (ГИА).
Пилотная апробация двух организационных моделей устного экзамена по русскому языку была проведена осенью 2016 года в трех регионах России: Московской области, Татарстане и Чеченской Республике.
Первая из двух моделей устного экзамена по русскому языку аналогична организационно-технологической модели устной части ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам: экзамен проводится за компьютером с использованием специального программного обеспечения и аудиогарнитуры. В процессе экзамена учащийся получает задания, на которые дает устные ответы. Эти ответы записываются и направляются для дальнейшей проверки экспертам.
Вторая модель предполагает проведение устного экзамена в форме беседы на выбранную тему с членами экзаменационной комиссии. При этом в аудитории присутствует независимый эксперт, который оценивает качество устной речи экзаменуемого.
В рамках апробации экзаменуемым предлагались задания, направленные на проверку навыков владения устной речью и умения решать коммуникативные задачи. Для оценки ответов использовался набор критериев, среди которых было соблюдение орфоэпических норм, прочтение текста с правильным интонированием, понимание мыслей, заложенных во фрагмент текста, умение ученика выразить свое отношение к ним с использованием устной речи и другие.
Результаты апробации были проанализированы экспертами.
Осенью 2017 года планируется провести широкомасштабную апробацию уже доработанных моделей в большинстве субъектов РФ.
До введения устной части экзамена по русскому языку в систему государственной итоговой аттестации предстоит решить ряд вопросов, призванных обеспечить равенство возможностей для всех участников экзамена, в том числе участников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того должны быть решены вопросы технологического обеспечения ГИА, так как русский язык является обязательным для выпускников и самым массовым экзаменом.
Нормативных документов о сроках и модели устного экзамена в 9 классе пока нет.
16.08.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 5. Добрый день, скажите, пожалуйста, в 9 классе введено 3 часа истории. Каково теперь соотношение по часам Новейшей истории и Истории России? Раньше Новейшей истории было 24 часа, а теперь?
- Добрый день! соотношение осталось тоже, что и при 2 часах в неделю: примерно 40% - всеобщая история (34 часа), и примерно 60% - отечественная история (68 часов). Всего -102 часа в год.
24.08.17 Белявская Ю.Е., к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
6. Подскажите, какие дополнительные пособия взять для подготовки к ЕГЭ по английскому языку?
- Для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку целесообразно использовать следующие пособия:
- Соловова Е., Вышегородцева Н., Веденева Т. ЕГЭ. Английский язык. Тренировочные тесты (Издательство «Титул»).
- Вербицкая М., Махмурян К., Нечаева Е. ЕГЭ. Английский язык. Модульный курс. Практикум и диагностика. (Издательство «Просвещение»)
- Мильруд Р.П. ЕГЭ. Устная часть. Тренировочные тесты. Английский язык. (Издательство «Титул»)
17.08.17 Усминская К. О., ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 7. Здравствуйте. Какие видео ресурсы вы можете порекомендовать к использованию на уроках истории? Какие в них есть недостатки, на Ваш взгляд?
- Интернет загружен различными псевдоисторическими фильмами, просмотр которых категорически противопоказан. Современные школьники, которые привыкли к подобному способу представления информации, исторические фильмы воспринимаются с большим интересом. Отличный сериал по Н .М. Карамзину "История государства российского", на сайте военно-исторического общества размещаются лекции по различным темам. Министерство образования и науки РФ совместно с министерством культуры РФ опубликовали список 100 фильмов, которые рекомендованы к просмотру обучающимся на разных ступенях образования. Что касается недостатков, то их можно найти в любом авторском изложении исторических событий.
30.07.17 Белявская Ю.Е., к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 8. Подскажите, можно ли пользоваться рабочей программой к УМК, разработанной самими авторами курса?
- Порядок разработки, корректировки рабочей программы по любому учебному предмету определяется локальным нормативным актом образовательной организации, поскольку рабочие программы являются обязательным структурным компонентом основной образовательной программы.
30.07.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 9. Считаете ли Вы, что изучение художественного произведения с опорой на его экранизацию можно сопоставить с изучением оригинального текста зарубежной литературы?
Переводной текст должен соответствовать оригинальному тексту , а экранизация произведения - это видение режиссера и его личная интерпретация. Фильм было бы полезно просмотреть после прочтения произведения для сопоставления, раскрытия деталей, анализа и т.д.
30.07.17 Третьякова В.Ю., ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 10. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какие задания вызвали затруднения у пятиклассников при написании всероссийской проверочной работы по истории? Какие рекомендации вы можете дать. Спасибо.
- В целом ребята справились со всеми заданиями, однако, сложными для учащихся 5 классов оказались задания, которые проверяли умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Следовательно, исходя из вышеизложенного, нужно отрабатывать данные умения на уроках.
Вопрос 11. Мы с 2015 года участвуем в конкурсе сочинений, по положению он проводится в начале учебного года (октябрь), планируется ли Всероссийский конкурс сочинений в 2017 году, какие тематические направления предлагаются.
- Всероссийский конкурс сочинений планируется и в 2017 году.
Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2017 года регламентируется проведение регионального и федерального этапов Всероссийского конкурса сочинений. В соответствии с Положением определены следующие сроки проведения регионального и федерального этапов Конкурса:
Региональный этап: приём заявок и конкурсных работ от обучающихся, оценка конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на федеральный этап - до 15 октября 2017 года. Региональный тьютор - Басова Евгения Александровна, методист Центра по работе с одаренными детьми, ev.al.basova@mail.ru, 8(3452) 68-57-62.
Федеральный этап: прием работ-победителей регионального этапа - до 15 октября; оценка конкурсных работ и определение победителей Конкурса - до 25 октября 2017 года; объявление результатов Конкурса и награждение победителей федерального этапа Конкурса на торжественном мероприятии в городе Москве - 2 ноября 2017 года.
Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2017 года утверждены следующие тематические направления:
1) Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;
2) Приведи в порядок свою планету;
3) Именно в труде, и только в труде велик человек;
4) Только у здоровой нации есть будущее;
5) Искусство есть посредник того, что нельзя высказать;
6) Юбилеи российских писателей;
7) Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.
30.07.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 12. Добрый день! Моя дочь в этом году сдавала ЕГЭ по английскому языку. В письменной части снизили баллы за эссе, первый критерий. Мы не понимаем, что значит этот критерий и почему снижают баллы. Недобрали баллов, а нам поступать.
- Добрый день! Первый критерий при оценивании выполнения задания 40 (Письменное высказывание с элементами рассуждения «Моё мнение») - это решение коммуникативной задачи. Коммуникативная задача заключается в том, чтобы участник экзамена аргументированно выразил свое мнение по определённой проблемной ситуации, при этом должно быть рассмотрено и мнение воображаемого оппонента с последующим приведением контраргументов. В задании предлагается четкий план построения письменного высказывания: вступление - постановка проблемы, выражение собственного мнения с приведением 2-3 аргументов, выражение противоположного мнения с приведением 1-2 аргументов, контраргументы и объяснение почему не согласен с мнением оппонента, заключение с подтверждением своей позиции по вопросу. Задание 40 - это задание высокого уровня сложности, которое рассчитано на тех, кто изучал иностранный язык на профильном уровне. Качественное выполнение данного задания предполагает высокий языковой уровень тех участников, которые приступили к его выполнению. Если же экзаменуемые неверно понимают слова в формулировке утверждения, либо неверно интерпретируют само утверждение, либо не следуют пунктам плана (например, не выражают своё мнение по проблеме), то коммуникативная задача не может быть решена в полном объеме. Например, дается следующее утверждение «Самое лучшее путешествие - это поездка в какое-то незнакомое место», где ключевым является слово «незнакомое», а участники пишут в целом о плюсах и минусах такого вида отдыха, как путешествия. Или же преимущественно пишут о том, какие виды транспорта используются путешественниками и т.д. Именно в таких случаях и снижается балл при оценивании по первому критерию. В случае же значительного отхождения от темы, по первому критерию может быть выставлен ноль, и тогда всё задание по всем пяти критериям оценивается в ноль баллов.
28.07.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 13. Завуч в школе говорит, что надо использовать англо-английские словари, а мы привыкли к англо-русским, русско-английским. Кто прав?
- В нормативной базе по предмету нет жестких указаний на то, какие именно словари должны использоваться на занятиях иностранным языком. Главное - чтобы, мы развивали такие специальные учебные умения, как умения пользоваться справочным материалом, в том числе и двуязычным словарем. Но целый ряд методистов и лингвистов настоятельно рекомендуют пользоваться монолингвальными словарями с целью исключения возможного сбоя в последующей коммуникации.
Вопрос 14. Здравствуйте! Я несколько лет проработала в лингвистическом центре, но в прошлом году пришлось вернуться в школу. Я не понимаю, почему мы не можем использовать аутентичные учебники зарубежных издательств. Ведь они явно могут принести больше пользы ученикам, поскольку разработаны носителями языка.
- Рекомендуем Вам обратиться к статье 18 (пп. 4-8) ФЗ Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.