Вопрос 1. Уважаемые коллеги, на своих уроках, зачастую сталкиваюсь с проблемой невозможности оценить, опросить большое количество учащихся, увидеть пробелы в знаниях тогда, когда это необходимо. Какие педагогические приемы я могла бы использовать для устранения данных трудностей?
Возможным решением данной проблемы может быть применение на уроке таких педагогических техник опроса учащихся как: ответ хором, опрос по цепочке, опрос шепотом, «холодный обзвон», «слепой жребий» и т.д. Дополнительно высылаем Вам подробное описание сути вышеперечисленных педагогических техник. А также считаем, что необходима консультация по решению обозначенной Вами проблемы на конкретной серии уроков, договориться о встрече или on-line консультации можно по телефону 39-02-96.
4.09.17. Лаврова-Кривенко Яна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 2. Все время думаю над тем, как сделать свои уроки математики более интересными, повысить мотивацию у учащихся к изучению предмета. Пробую различные подходы к решению данной проблемы. Может быть, Вы мне что-нибудь еще порекомендуете?
Планирование разнообразных уроков - это важный шаг для повышения успеваемости и предотвращения проблем с дисциплиной. Задача педагога - менять типы занятости учащихся на уроке. Но важно не только содержание заданий, но и темп их выполнения и ритм. Например, ответ у доски - это занятие, требующее времени, а блиц-опрос - скоростное задание. Учителю важно следить за тем, чтобы быстрые и медленные способы работы на уроке сменяли друг друга. А также, что бы найти более динамичные формы работы, можно поразмыслить над тем, что в настоящий момент на уроке выглядит рутинно. Можно ли объяснять новую тему иначе? Можно ли проверять домашнее задание иным способом? Что может разнообразить урок: короткие игры; музыка (например, песня, касающаяся темы), видео-фрагменты; юмор, веселая история из жизни или анекдот; загадка, интрига, сюрприз; творческие задания.
Мы считаем, что необходима консультация по решению поставленной Вами задачи на конкретной серии уроков, договориться о встрече или on-line консультации можно по телефону 39-02-96.
Вопрос 3. Пытаюсь на всех своих учебных занятиях применять элементы технологии проблемного обучения. Хотелось бы узнать, нет ли у Вас каких-либо проблемных заданий и вопросов хотя-бы по некоторым темам за курс «Математика - 5,6 классы»?
Такие задания у нас имеются. Высылаем Вам. А также считаем, что необходима консультация по составлению проблемных вопросов, заданий и задач к конкретной серии уроков, договориться о встрече или on-line консультации можно по телефону 39-02-96.
Вопрос 4. Подскажите, какие материалы являются обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений?
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
4.09.17. Ионина Наталья Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 5. Что является основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта?
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Вопрос 6. В практике оценки образовательных достижений очень часто фигурируют такие понятия как «Контроль» и «Диагностика». В какое из этих понятий вкладывается более широкий смысл?
В понятие «Диагностика» вкладывается более широкий смысл. Диагностика включает в себя: контроль; проверку; учет; оценивание; накопление статистических данных, их анализ; рефлексию; выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика; переопределение целей; уточнение образовательных программ; корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий.
Вопрос 7. 21-22 августа 2017г. в Москве проходил съезд представителей общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов. На одной из секций обсуждался проект Концепции учебного предмета «Биология». К сожалению, на сайте Российской академии образования проект пока не представлен. Хотелось бы узнать, как представлена структура предмета «Биологии» в Концепции?
В проекте Концепции учебного предмета «Биология» структура учебного предмета выглядит следующим образом:
На уровне начального общего образования (I-IV классы) обучающиеся получают пропедевтическую подготовку, достаточную для изучения учебного предмета «Биология» в V-XI классах и включающую представления: об окружающем мире; о живой и неживой природе; о физических и химических явлениях, телах, веществах, частицах; о человеке как живом организме и личности.
На уровнях основного общего (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы) преподается единый систематический курс учебного предмета «Биология». На уровне среднего общего образования (X-XI классы) учебный предмет «Биология» представлен на базовом и углубленном уровнях. Единый систематический курс учебного предмета «Биология» состоит из разделов:
I. Введение в биологию
II. Биология растений, грибов, лишайников, бактерий
III. Биология животных
IV. Биология человека
V. Общая биология
Программы учебного предмета «Биология» и создаваемые на их основе учебно-методические комплекты обеспечивают достижение выпускниками предметных, метапредметных и личностных результатов федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования.
Вопрос 8. Здравствуйте! Меня волнует следующий вопрос: Нередко учителя подходят к организации контроля, используя его в основном ради показателей достигнутого. Каким образом, на Ваш взгляд, необходимо организовать систему оценки и контроля учебной деятельности учащихся, чтобы она позволяла не только оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, но и вовремя оказывать необходимую помощь, добиваться поставленных целей обучения?
Согласно стандартизированных требований к системе оценивания в современной школе, она должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
4.09.17. Ионина Наталья Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, Лаврова-Кривенко Яна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 9. Подскажите: есть ли различия в оценивании практических и лабораторных работ по биологии?
Практическая работа подтверждает теоретические знания, лабораторная предполагает наличие элемента исследования. Целый ряд работ по биологии могут проводиться и как практические, и как лабораторные в зависимости от поставленной цели.
Например, работа «Строение корневища, клубня, луковицы» (VI класс), проводимая после изучения или в процессе изучения теоретического материала, будет практической. Но если она опережает изучение теоретического материала и организуется как исследование, в котором присутствует сопоставление корневища, клубня и луковицы с основными органами растений (корень и побег), тогда можно говорить об этой работе как о лабораторной.
В курсе биологии есть работы, которые могут проводиться только как практические. Например, работа «Приемы остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» (VIII класс).
Определенные трудности оценивания практических и лабораторных работ связаны с тем, что многие их них носят обучающий характер и не предусматривают отметки, но оценивать деятельность учащихся необходимо. Как совместить оценку деятельности учащихся и традиционную отметку покажем на примере.
Пример задания для оформления результатов наблюдений, сравнений при выполнении работы
Сделайте рисунки видоизмененных подземных побегов и обозначьте детали их строения. Заполните таблицу. (VI класс)
Таблица
Особенности строения корневища, клубня и луковицы
Характерные признаки побега
Признаки побега и видоизменения у корневища
Признаки побега и видоизменения у клубня
Признаки побега и видоизменения у луковицы
Дополнительные вопросы:
1. Какие признаки побега обнаруживаются у корневища, клубня и луковицы?
2. Почему корневище, клубень и луковица называются видоизмененными подземными побегами?
Сделайте вывод на основании ваших наблюдении и умозаключений.
Оценивание.
Рисунки с обозначениями - 3 балла;
заполненная без ошибок таблица - 4 балла;
ответы на вопросы и вывод - 3 балла.
10 баллов - отметка «5».