Вопрос 1. Перечислите, пожалуйста, основные направления деятельности Центров содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций.
Основными направлениями деятельности Центров содействия трудоустройству выпускников являются:
1. Работа с обучающимися и выпускниками в ПОО.
2. Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций.
3. Взаимодействие с Департаментом труда и занятости населения, центром занятости населения, общественными и некоммерческими организациями, объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.
4. Методическая и исследовательская работа
4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 2. В чем заключается работа с обучающимися и выпускниками в ПОО в части содействия трудоустройства на рынке труда?
Работа с обучающимися и выпускниками в ПОО в части содействия трудоустройства на рынке труда заключается:
- создание веб-странички Центра содействия трудоустройству выпускников на сайте профессиональной образовательной организации.
- информирование обучающихся и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью содействия их трудоустройству.
- организация временной занятости обучающихся профессиональных образовательных организаций в период обучения с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Вопрос 3. Каковы особенности сотрудничества с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций.
Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций, заключается в следующей работе:
- привлечение работодателей для участия, организованных Центром содействия трудоустройству выпускников (далее ЦСТВ), мероприятиях: в конкурсах профессионального мастерства, презентациях компаний, ярмарках вакансий, днях карьеры, днях предприятий, фестивалях, научно-практических конференциях; к организации учебно-воспитательного процесса в ПОО через такие формы взаимодействия как презентация нового современного инновационного оборудования, актуальных производственных технологий, экскурсий сотрудников предприятий в ПОО для знакомства с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в ПОО, подготовке участников чемпионатов WorldSkills на базе предприятий, выполнению дипломных, курсовых работ под руководством сотрудников предприятий и другое. Актуальным становится трехстороннее взаимодействие работодателей, ПОО и общеобразовательных школ, в этом отношении ЦСТВ может стать ключевым звеном для организации Дней предприятий в школах, Большой перемены и прочее.
- проведение совместных мероприятий при подготовке обучающихся ПОО к профессиональной деятельности: привлечение работодателей на руководство исследовательскими проектами; в качестве экспертов, председателями ГЭК на защиту дипломных работ, проведение демоэкзамена.
- осуществление своевременной информационной работы ПОО: направление информационных писем с предложениями о перспективе сотрудничества; оформление образца заявки на молодых специалистов; участие работодателей в трудоустройстве студентов.
- организация активной работы сотрудников ЦСТВ, в частности: встречи представителя ЦСТВ с работодателем на предприятии (в организации); заключение договоров о сотрудничестве; выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов на вакантные места; размещение поступивших от работодателей вакансий на стендах, в электронной базе вакансий; ведение базы данных вакансий и резюме; участие в региональных ярмарках вакансий; участие в собраниях Торгово-промышленной палаты, Союза работодателей и т.п.
- формирование базы данных по трудоустройству выпускников из следующих основных источников: непосредственных заявок от работодателей; вакансий, публикуемых службой занятости в печатных изданиях; резюме от обучающихся и выпускников, желающих получить временную или постоянную работу.
Вопрос 4. В чем выражается взаимодействие Центра содействия трудоустройству выпускников с органами исполнительной власти, с органами государственной службы по труду и занятости населения, общественными организациями, некоммерческими организациями, объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда?
Выделяются следующие виды работ по взаимодействию с органами исполнительной власти, с органами государственной службы по труду и занятости населения, общественными организациями, некоммерческими организациями и объединениями работодателей:
- взаимодействие с объединениями работодателей (заключение договоров и соглашений о долговременном сотрудничестве (практики, стажировки, подбор кадров, выполнение исследовательских работ на базе предприятий и др.).
- организация практик обучающихся образовательной организации и трудоустройство выпускников ПОО.
- совместная разработка методических материалов по вопросам трудоустройства выпускников.
- проведение тренингов, деловых игр, мастер-классов, презентаций, дней бригад по вопросам трудоустройства выпускников с участием органов исполнительной власти, общественных организаций, отраслевых ассоциаций и объединений работодателей, центром занятости населения.
- взаимодействие с местными органами власти, с территориальными органами занятости населения, связанное с трудоустройством выпускников ПОО; предоставлением информации о вакансиях; участием в совместных мероприятиях (проведение мониторинга спроса и предложения на рынке труда); предоставлением информации о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях; участием в профориентационных мероприятиях, проводимыми ЦЗН.
- взаимодействие со студенческими и молодежными организациями (студенческими профкомами, студенческими строительными отрядами, ассоциациями выпускников и др.), как дополнительное направление работы ЦСТВ, позволяющее решить проблему временной и постоянной занятости.
Вопрос 5. С целью повышения конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда какие формы работы Центра содействия трудоустройству выпускников можно выделить при организации временной занятости обучающихся в период обучения?
При организации временной занятости обучающихся в период обучения с целью повышения конкурентоспособности выпускников ПОО на рынке труда выделяются следующие эффективные формы работы Центра содействия трудоустройству выпускников :
- поиск временной работы (на период каникул, в период обучения на неполный рабочий день), работодателей, способных предложить обучающимся работу с гибким графиком, дающую им возможность приобрести полезные навыки по будущей специальности, профессии;
- подбор вакансии для каждого обучающегося, с учетом индивидуальных профессиональных качеств, приобретенных в образовательной организации знаний, материального положения и особенностей характера;
- рассылка писем на предприятия города (области) с предложением о возможности временной работы обучающихся в свободное от учебы время; возможности организации практик в летнее время в соответствии с направлением подготовки (например, специальности, профессии сельскохозяйственного направления, водного транспорта и судостроения);
- предложения обучающимся работать в отделениях образовательных организаций в качестве сотрудников, обслуживающего персонала, участвовать в исследовательских проектах с целью применить свои профессиональные знания на практике;
- подбор персонала, по заявкам работодателей, заинтересованных в поиске молодых специалистов, которые по своим знаниям, навыкам, опыту соответствуют требованиям к вакансиям в организации;
- информирование о работе в студенческих отрядах, как эффективного способа обеспечения временной занятости, организации досуга, возможности творческой самореализации личности, приобщения к спорту, физической культуре, способа улучшения материального положения.
Вопрос 6. Исследовательская работа является ключевым инструментом содействия трудоустройству выпускников ПОО. Какие виды деятельности сотрудников Центра содействия трудоустройству выпускников способствуют эффективной организации исследовательской и методической работы?
Выделяются следующие виды работ сотрудников ЦСТВ, способствующие эффективной организации исследовательской и методической работы:
- обучение и повышение квалификации сотрудников ЦСТВ посредством участия в региональных, всероссийских, международных мероприятиях (конференциях, круглых столах, тренингах, семинарах и т.д.), в том числе повышение квалификации в области использования информационных технологий; участие в организации ярмарок вакансий;
- проведение конференций и семинаров по проблемам трудоустройства;
- мониторинг деятельности ЦСТВ, систематизация, обобщение, обмен опытом работы, позволяющие выстраивать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников;
- изучение методических материалов, разработка, выпуск методической литературы для ЦСТВ, обучающихся, выпускников профессиональных образовательных организаций;
- публикация в СМИ, интернете статей и обзоров.
Вопрос 7. Подскажите, пожалуйста, как планировать проведение летних сборов по дисциплине БЖД, если в ППКРС на БЖ заложено только 36 часов, а программа военных сборов также предусмотрена 36 часов.
Ответ: Используйте вариативную часть часов учебного плана. Во ФГОС по ТОП-50 прописано «Не менее 70% от общего объема времени отводимого на освоение военной подготовки в рамках БЖ».
30.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 8. Скажите, пожалуйста, на сколько процентов рабочие программы дисциплин и ПМ должны соответствовать примерным программам?
Ответ: Точный процент не установлен, изменение вариативной части часов программы предоставлено на усмотрение образовательной организации. Однако, Вы должны обосновать в связи с чем вносятся изменения, например, в связи с региональной, отраслевой особенностью или предъявляемыми требованиями работодателя.
29.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 9. Добрый день, скажите как осуществляется планирование в учебном плане промежуточной аттестации?
Ответ: Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.
Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК - дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике - дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательного учреждения;
- по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации - экзамен (квалификационный), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле;
Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.
28.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 10. Здравствуйте, разъясните пожалуйста: разработка спецификаций ПК была в первом макете ПООП, в новом макете этого раздела нет, нужен ли этот раздел?
Ответ: В новом макете ООП Раздела может и не быть, но избегать описания компетенций (будут ли эти описания называться «спецификациями» или как-то иначе), - означает нарушать принципы реверсной технологии разработки ОПОП. В этом заключается суть компетентностного подхода, которая заключается в том, что проектирование образовательных результатов, включая их описание, первично по отношению к остальным элементам профессиональной образовательной программы.
Вопрос 11. Подскажите: Может ли перечень дополнительных общеобразовательных учебных дисциплин отличаться в учебных планах ПОО, реализующих одну программу по ТОП-50 в одном регионе?
Ответ: Да, может. При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки, т.е. образовательным организациям ФГОС по ТОП-50 предоставлено право самостоятельно определять перечень учебных дисциплин в рамках ОПОП в зависимости от специфики профессиональной организации, в т.ч. и дополнительных.