Вопрос 1. Добрый день! В чем, по Вашему мнению, будет заключаться комплексный подход в работе с одаренным ребенком?
Один из семи базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей предполагает комплексный характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка, что естественным образом позволяет использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:
Необходимо помнить, что комплексный подход к выявлению детской одаренности не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.
Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.
24.07.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 2. Что такое компетентностная олимпиада? Проводится ли она в России? Благодарю за ответ.
С 5 по 14 июля 2017 года состоялась VI Российская Компетентностная олимпиада по управлению, организаторы которой - ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», АНО ДПО «Открытое образование» при поддержке ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». Информационная поддержка Министерства образования и науки Российской Федерации.
Компетентностная олимпиада - мероприятие «новое» для многих российских школьников и педагогов и предполагает формат стратегической игры - комплексное соревнование команд старшеклассников, последовательно решающих аналитические, управленческие и творческие задачи.
Вопрос 3. Будет ли продолжена практика сетевых предметных площадок в 2017-2018 учебном году?
В 2017-2018 учебном году будет продолжена практика сетевых предметных площадок в рамках проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик». Цель проекта в расширении и углублении предметных знаний обучающихся.
В лабораториях естественно-математического и социально-гуманитарного образования работа строится на принципах:
- открытости - все субъекты, в том числе организации-социальные партнеры, родители и сами дети имеют возможность влиять на содержание, организационную форму и логику управления образовательным процессом;
- практикоориентированности - погружение в перспективные и востребованные практики, где организована возможность работать с реально существующими проблемами региона;
- индивидуализации - работа с мотивационно-одарёнными детьми и молодёжью строится исходя из их самоопределения, интересов и увлечений, с учётом многообразия персональных возможностей, темпов и режимов обучения.
27.07.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 4. В настоящее время на интернет-просторах очень много различных ресурсов для использования учителем на практике. Какие ЦОР Вы рекомендуете молодому учителю математики?
Добрый день!
Действительно, интернет предлагает нам большое количество ЦОР. При выборе источника советую руководствоваться здравым смыслом. В первую очередь интересоваться официальными источниками в сфере образования. Интернет-ресурсы, рекомендуемых для использования в работе учителями математики:
1. http://school-collection.edu.ru - хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;
2. http://wmolow.edu.ru - федеральная система информационно-образовательных ресурсов (информационный портал);
3. http://fcior.edu.ru - хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов;
4. http://www.numbernut.com/ - все о математике. Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;
5. http://www.math.ru - удивительный мир математики/ Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека;
6. http://physmatica.narod.ru - «Физматика». Образовательный сайт по физике и математике для школьников, их родителей и педагогов;
7. http:www.int.ru - сеть творческих учителей. Методические пособия для учителя; учебно-методические пособия; словари; справочники; монографии; учебники; рабочие тетради; статьи периодической печати;
8. http://methath.chat.ru - Методика преподавания математики Материалы по методике преподавания математики; обсуждение наболевших вопросов преподавания математики в средней школе. Авторы - учителя математики, имеющие большой опыт преподавательской и методической работы
9. http://www.bymath.net - Средняя математическая интернет-школа: страна математики. Учебные пособия по разделам математики: теория, примеры, решения. Задачи и варианты контрольных работ;
10. http://www.mccme.ru - Московский центр непрерывного математического образования. Документы и статьи о математическом образовании. Информация об олимпиадах, дистанционная консультация;
11. http://teacher.ru - «Учитель.ру». Педагогические мастерские, Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «в помощь учителю»;
12. http://vischool.r2.ru - «Визуальная школа». Представлена информация об использовании визуальных дидактических материалов в учебном процессе, визуальные уроки, визуальные дидактические материалы;
13. http://sbiryukova.narod.ru - Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;
14. http://ok.on.ufanet.ru/zoo - Знакомство со специальными функциями (Зоопарк чудовищ). Курс лекций, посвященный знакомству со специфическим разделом математики - специальными функциями;
15. http://www.nt.ru/tp/iz/zs.htm - Золотое сечение. Геометрия золотого сечения: построения и расчеты;
16. http://www.tmn.fio.ru/wo rks/ - Правильные многогранники: любопытные факты, история, применение. Теорема Эйлера. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых, имеющих отношение к теме. Многогранники в искусстве и архитектуре. Занимательные сведения о некоторых линиях Линии: определения, любопытные факты, примеры использования. Гипербола, парабола, эллипс, синусоида, спираль, циклоида, кардиоида;
17. http://eqworld.ipmnet.ru/indexr.htm - мир математических уравнений. Информация о решениях различных классов алгебраических, интегральных, функциональных и других математических уравнений. Таблицы точных решений. Описание методов решения уравнений. Электронная библиотека;
18. http://mathc.chat.ru - Математический калейдоскоп: случаи, фокусы, парадоксы. Математика и математики, математика в жизни. Случаи и биографии, курьезы и открытия;
19. http://zadachi.yain.net - «Задачи и их решения». Задачи и решения из разных дисциплин, в том числе по математике, программированию, теории вероятностей, логике.
На сайте ТОГИРРО http://togirro.ru/ Вы найдете много полезной и достоверной информации. Сегодня на портале есть возможность посмотреть трансляции мастер-классов, дискуссий, конференций и семинаров. Кроме того, Вы всегда будете в курсе новостей регионального образования.
Вопрос 5. Где найти информацию об олимпиадах для школьников?
Все олимпиады для школьников можно увидеть на сайте http://olimpiada.ru/index.php. Ежедневные новости и удобный календарь, авторские публикации и ссылки на сайты олимпиад помогут оставаться в курсе текущих событий, а архивы заданий помогут к ним готовиться.
Вопрос 6. Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.
Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).
Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.
Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания - как его самого, так и родителей.
31.07.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 7. Существуют ли какие-то правила, принципы выявления и сопровождения одаренных детей?
Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.
Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным.
Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.
Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.
Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:
2.08.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 8. Расскажите, пожалуйста о компетентностной олимпиаде - 2017. Каковы ее результаты?
В олимпиаде приняли участие 77 школьников из Москвы, республики Чувашия, Новосибирской области, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Краснодара, Красноярского края, республики Удмуртия.
Компетентностная олимпиада - мероприятие «новое» для многих российских школьников и педагогов.
Хроника событий олимпиады: В ходе первого дня проведён установочный доклад, на котором А.А. Попов пролил свет на смысл, цель и правила игры. Основной тезис выступления - После этого ребятам было предложено сформулировать идеи, с которыми они «полетят» строить новый мир. В результате рассуждения было озвучено два десятка различных предложений, семь из которых оказались наиболее жизнеспособными. В качестве презентационного задания участникам было необходимо:
1. Представить, что они презентуют доклад на заседании ООН. 2. Презентовать выбранную тему и собрать команду единомышленников.
Так сформировалось 7 команд:
«Пропаганда». Мир, в котором человечество организовало искусственный отбор высокоморального и интеллектуально развитого населения, с целью продолжения рода и создания поколения не способных на агрессию людей.
«Религия». Мир, в котором жизнь основывается на вере, а заменой конституции выступают универсальные законы высшей морали.
«Интеллект-планета». Мир, в котором человечество поселилось на разумной планете, которая сама способна мыслить и выступает высшей управляющей властью.
«Мир посредством войны». Мир, в котором сверхдержавы находятся в процессе постоянной войны. «Что бы люди сплотились - им нужен враг».
«Неокоммунизм». Мир, в котором «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
«Разделение труда». Моногосударство, в котором люди расселяются и объединяются в социальные группы по сферам деятельности.
«Профикратия». Мир, в котором управление государством осуществляют люди, каждый из которых мастер в одной из профессиональных областей.
Второй и третий день Российской компетентностной олимпиады прошли под эгидой географии. Экспертом блока географии выступил Алексей Борисович Воронцов. В установочной части давалось представление о городе, как центре экономической жизни. В течение двух дней команды участников работали над формированием географической карты своих миров. Первая часть направлена на объективацию географического знания и определение уровня понимания географии у участников. Для этого командам выдан специально написанный текст и дана задача нарисовать географическую карту острова, описанного в этом тексте. Сложность заключается в противоречивом описании этого острова. В ходе решения задачи дети понимают, что это вовсе не остров, а материк. Экспертом оценивались правильность решения, презентация работы, и умение задавать и отвечать на вопросы аудитории. В рамках лекции для педагогов и студентов Павел Глухов говорил о компетентностных практиках образования.
Задача следующего дня - формирование географической карты своего мира. Главное правило - карта должна учитывать специфику и особенности концепции мира. Таким образом, к вечеру у каждой команды появились физические воплощения миров, на которые ребята смогут опираться в дальнейшей работе.
В завершение основного блока эксперт прочитал открытую лекцию о возможностях самообразования, индивидуальных образовательных программах и «умном» подходе к очно-заочному обучению, и провёл семинар для педагогов о плюсах и минусах безотметочной системы обучения. Также состоялась работа ежевечернего киноклуба по теме дня; клуба, направленного на знакомство участников с командообразующими упражнениям, и встреча клуба китайского языка.
Четвертый и пятый день. В качестве эксперта блока «Региональной экономики и регионалистики» выступил Павел Брунович Мрдуляш. В ходе установочной лекции участники получили представление об экономических системах, причинах регионального деления, а также разделении труда в рамках производственных процессов. Введены термины: капитал, труд, творчество, производство, ресурс, продукт, экономическая система, рынок. В процессе работы участники наполняют свои миры деталями: разрабатывают и обозначают на карте климатические условия, определяют центры добычи полезных ископаемых и их виды, наполняют территорию флорой и фауной, создают промышленные цепочки, отмечают и заселяют города и пытаются сконструировать мир, опираясь на логику системных связей.
Вечером эксперт прочитал открытую лекцию о типологии проектов и современных алгоритмах проектирования, а также рассказал педагогам о состоянии и тенденциях развития российских университетов. Тьюторы обеспечили вечернюю программу олимпиады: экспертные консультации по проекту, индивидуальные консультации, семинар, ориентированный на помощь в профессиональном самоопределении «Моя траектория», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Шестой день. Экспертами блока выступили Павел Глухов, Александр Баранов и Равиль Алиев. В течение установочной части ребятам рассказали о принципах создания политических партий, особенностях их внутреннего функционирования, дополнительно была организована возможность тренировки в создании такой партии «здесь и сейчас». Для нормального функционирования обществу необходим свод согласованных правил, учитывающих права и обязанности граждан. На протяжении блока «Политика и политология» команды занимались созданием таких правил, писали конституции, конструировали систему управления, рисовали гербы и даже сочиняли гимны для своих государств. Также у участников появилась возможность выбрать и проголосовать за наиболее понравившееся государство-конкурент и получить второе гражданство. Ребята могли принять решение о переходе в другую команду, а результаты голосования учитывались в командном рейтинге. Возможность такого влияния голосов на рейтинг была скрыта от участников, но те, кто смог предположить такой ход событий - смогли использовать его в интересах своей команды. В рамках семинара для педагогов и тьюторов Александр Попов и Лев Подъельников обсуждали перспективы развития Российской компетентностной олимпиады и технологии оценивания компетенций. В рамках досуга между командами состоялся турнир по волейболу. Отвечая на вопрос о том, почему значение результатов спортивных мероприятий также идёт в командный зачёт РКО, говорилось о том, что командообразующие мероприятия и корпоративная политика - также имеют огромное значения в современной системе управления, и этот факт невозможно игнорировать.
Седьмой день. Тема - общество и общественные отношения. Александр Баранов провёл установочную лекцию, в опоре на курс «Обществознание», с целью освежить в головах ребят знания о социальной стратификации и классовых системах, также были введены такие понятия, как социальный институт, социальная группа, сословие, каста, социальные лифты. В ходе доклада, были представлены типы обществ в их исторической последовательности, рассказывалось о том, какими типами экономического и политического устройства могут обладать те или иные общества. Установка на рабочий день - в опоре на концепцию своего государства, смоделировать структуру общественного разделения и создать модель классовой стратификации. Ребята работали над заданием всю первую половину дня, а уже после обеда состоялась стендовая защита социальных структур перед экспертами. В завершения дня прошёл сеанс одновременной игры в шахматы на пяти досках с названием «Участники против А.А. Попова». Отдельно хочется выделить восьмиклассника из Москвы - Ивана Петрусевича, молодой человек боролся до последнего, и хотя спустя два часа проиграл, но подтвердил свой I разряд.
Этим же вечером состоялся завершающий турнир «Что? Где? Когда?». Сессия примечательна тем, что, несмотря на множество версий игры, прошедший турнир отличался правилами, приближенными к реальной теле-версии игры, такой подход получил множество положительных отзывов от участников олимпиады.
Восьмой день. Центральной темой блока философии стало понятие истины. В рамках блока «Философия» был рассмотрен такой феномен, как «игры с истиной» и положены базовые типы истины. Классические представления об истине, где отдельное внимание было уделено эмпиризму Фрэнсиса Бэкона, рационализму Рене Декарта, агностицизму Иммануила Канта. Постнеклассические представления об истине, где в большей степени рассматривались исследования Мишеля Фуко. В частности, такие понятия, как «эффект истины», «воля к истине». Павел Глухов рассказал об институтах трансляции истины и контекстах, в которых значение истины меняется или утрачивается. Тон лекции задали первые слова ведущего «Когда я говорю о философском понимании истины, я часто слышу возмущение от аудитории, что «мы это и так знаем, расскажите лучше что-нибудь сложное!» Во избежание таких возмущений - я сразу начну говорить про сложное». В результате встречи была сформирована установка на день - разработать модель института трансляции истины, а именно - систему образования для своих государств.
С лекцией выступила директор МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары, Депутат Государственного Совета Чувашской Республики, Инна Владиславовна Исаева. Выступление было посвящено модели тьюторского сопровождения вот уже на протяжении 10 лет реализующейся в гимназии. Также завершился турнир по настольному теннису, в котором победу одержала команда «Религия».
В завершение для ребят состоялась консультация по вопросам создания политических партий, и прошло народное голосование за лучшую социальную систему. После защиты результатов работы над образовательными системами, были подведены и финальные баллы за командную работу, а также определены лидеры личного зачёта. Командный зачёт:
1 место - «Религия», лидер Екатерина Тасенко (Новосибирск); +1 балл
2 место - «Мир посредством Войны», лидер Илья Ахметшин (Москва);
3 место - «Неокоммунизм», лидер Александра Грачёва (Красноярск);
4 и 5 место разделили - «НФГУ», лидер Даниил Вишняков (Москва) и 'Разделение' лидер Николай Гарбуз (Москва);
6 место - «Интеллект планеты», лидер Ева Векслер (Москва);
7 место - «Пропаганда», лидер Аргишти Геворгян (Москва).
Первое место в личном рейтинге завоевала Александра Грачёва + 1 балл
После подведения итогов «планетарного» этапа очки командного рейтинга были переведены в игровую валюту, которая необходима для создания партии. Как распределить валюту между участниками - каждая команда решала внутри своего коллектива. Помимо этого, группа участников из Ханты-Мансийского автономного округа - Югра смогла выступить перед экспертами и защитить профильные дипломные работы «Школы гуманитарного образования». Дипломы ШГО вручены: Диплом №245 - Полина Вячеславовна Абатурова (профиль «филология»); Диплом №246 - Вячеслав Валерьевич Коробкин (профиль «история»); Диплом №247 - Мария Романовна Левандровская (профиль «медицина»);
Девятый день.
Этап «социальный» начался с переформирования команд в партии. В течение дня участники проводили предвыборную кампанию, завоёвывая голоса избирателей и готовясь к дебатам, и последующим выборам. Так же состоялась лекция для педагогов от директора АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевск, Михаила Петровича Черемных. В рамках лекции обсуждали будущее российской школы, новые форматы работы с детьми.
Позже, в рамках «социального» этапа, состоялись дебаты между представителями трёх лидирующих партий. В результате дебатов победила Александра Грачёва и тем самым получила +1 балл в личном зачёте. По результатам презентации программ, в «политический» этап прошли кандидат Николай Гарбуз и кандидат Илья Ахметшин. Хочется отметить уникальность каждого года олимпиады - в этом году дебаты начались с выступления команды оппозиции. Напряженная ситуация распределения валюты в предыдущий день породила оппозиционно настроенную группу участников. И после встречи лидера команды Екатерины Тасенко с руководителем олимпиады А.А. Поповым было принято решение - оппозиция должна выйти на дебаты и заявить свою программу. Так сформировалась партия, которая включала в себя «несогласных» со сложившейся ситуацией конкуренции. Программа партии представляла собой аргументы и замечания по проведению VI РКО, к сожалению, ребята не смогли сделать следующий шаг и призвать избирателей голосовать за свою программу. Традиционно финальный этап сопровождается игрой в «Политический футбол». В этом году итог футбола совпал с результатами выборов. Со счётом 2:0 победила команда Николая Гарбуза. Он же и стал новым президентом олимпиады.
Победители VI РКО
Командные места
1 место - Москва.
2 место - Новосибирск.
3 место - Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра.
Личный зачёт:
1 место - Александра Грачёва (Красноярск). Главный приз полное собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких.
2 место - Николай Гарбуз (Москва).
2 место - Екатерина Тасенко (Новосибирск).
В завершение олимпиады состоялось творческое мероприятие, на котором каждый участник мог показать личные таланты: прочесть стихи, станцевать или исполнить песню.
3.08.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 9. Посоветуйте, пожалуйста, интернет-ресурсы для учителя, работающего с одаренными детьми.
Для учителя, работающего с одаренными детьми, могу предложить следующие интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru - хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;
http://wmolow.edu.ru - федеральная система информационно-образовательных ресурсов (информационный портал);
http://fcior.edu.ru - хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов;
https://portalobrazovaniya.ru - Всероссийский портал образования;
www.zavuch.info/ - (портал Завуч.инфо) - онлайн семинары, видеоконференции для педагогов. Кроме того, трансляции мастер-классов, дискуссий, конференций и семинаров для преподавателей в прямом эфире, а также все новости образования, поступающие непосредственно от участников портала;
http://new.pedsovet.org/ (Всероссийский Интернет-педсовет). На этом сайте вы найдете бесплатные вебинары, видеоконференции, интернет-олимпиады, сможете принять участие в различных Всероссийских конкурсах, разместить материалы;
Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru;
Открытый класс - www.openclass.ru/. Это сайт сетевых образовательных сообществ педагогов РФ. Ресурсы сайта: планы-конспекты, мастер-классы, дистанционное обучение.
Многим хорошо знаком портал Дневник.ру https://dnevnik.ru/. Но его возможности не ограничиваются ведением электронного журнала. На страницах сайта в предложениях можно найти интересные конкурсы для учителей и учеников с бесплатным участием.
Обмен опытом:
Все больше учителей активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах. Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к новостям в образовании, возможность представить на суд коллег свои методические разработки, пользование ресурсами сайта - все это позволяет учителю почувствовать себя частью большого педагогического сообщества, выйти за рамки своей школы, сформировать собственный профессиональный рейтинг.
Наиболее интересными, на мой взгляд, являются Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru и http://new.pedsovet.org , http://ped-kopilka.ru.
Конкурсы, олимпиады:
Участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах дает возможность педагогам и ученикам проверить свои знания, пополнить свое портфолио. Однако количество платных олимпиад, конкурсов невысокого уровня в Интернете столь велико, что педагогу приходится осуществлять сложный самостоятельный отбор.
Полезным является сайт http://rsr-olymp.ru Российский совет олимпиад школьников, на котором имеется утвержденный список официальных олимпиад, и http://info.olimpiada.ru Олимпиада.ру, на котором можно осуществить поиск олимпиад по предметам и по другим критериям.
http://foxford.ru/o/olympiads Олимпиада «Фоксфорд» для школьников с 5-11 класса по различным предметам. Участие в любой олимпиаде бесплатно.
Итак, давайте подведем итог. Использование Интернет-ресурсов в работе учителя позволяет:
Только саморазвитие может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях.
На сайте ТОГИРРО http://togirro.ru/ Вы найдете много полезной и достоверной информации. Предлагаю Вам стать постоянным пользователем рубрики «Работа с одаренными детьми» в разделе методическая деятельность.
7.08.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 10. Где можно познакомиться со списком олимпиад, в каких Вы посоветуете принять участие?
Информация об олимпиадах для школьников: информационный портал Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) (официальный сайт).
Перечень других олимпиад для школьников: rsr-olymp.ru - информация о предметах, целях, организаторах олимпиад.
Дополнительная информация:
Вопрос 11. Есть ли какой-либо концептуальный документ, регламентирующий работу с одаренными детьми в Тюменской области?
Система работы с одаренными детьми в Тюменской области выстраивается с учетом нормативных правовых документов, как российского, так и регионального уровней, на основе современных подходов к определению понятия «одаренность», отечественного и зарубежного опыта, а также возможностей и потенциала созданной в Тюменской области инфраструктуры по работе с одаренными детьми. Познакомиться с Концепцией работы с одаренными детьми в Тюменской области «Мы - будущее региона» можно в сборнике «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение ТОГИРРО по работе с одаренными детьми» - Тюмень: ТОГИРРО, 2017. - 32 с.
Вопрос 12. Существуют ли в Тюменской области школы, кроме областной физико-математической, где углубленно изучаются те или иные предметы? Есть ли такие школы в муниципальных районах?
Да, в Тюменской области есть такие школы. Список школ - образовательных организаций, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по направлениям: естественно-математическое, социально-гуманитарное, агротехническое - в распоряжении правительства Тюменской области от 31 мая 2017 г. № 575-рп «О внесении изменений в распоряжение от 22.10.2012 № 2162-рп».
Вопрос 13. При каких условиях задатки развиваются в способности? Бытует мнение, что для развития способностей нужна соответствующая деятельность. Верно ли это? Что об этом говорит наука?
Действительно, на практике существует такое мнение. Уверовав в то, что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и папы водят своих чад в кружки, студии и прочие группы развития, где детей обучают профессиональные педагоги. В школе не идет у ребенка что-то - надо с ним заниматься, развивать его способности. И вот с бедным ребенком проводятся дополнительные занятия, нанимаются репетиторы... Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. А способности развиваются и того реже. Чаще всего - напрасная трата сил, времени и денег.
Так что, не заниматься с ребенком? Напротив, заниматься, обязательно заниматься, но соблюдая определенные условия.
Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.
Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности необходимо вводить в учение. Но начало, когда ученье только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.
Кроме того, на ранних этапах развития способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от любви к умственной деятельности или, точнее, от познавательной потребности ребенка. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.
Если способности от природы никому не даются, их надо развивать, то познавательная потребность - это действительно дар, которым награжден каждый. В пять-шесть лет одаренного ребенка сразу видно, он отличается от других, но вот в два-три года понять, по какому пути развивается ребенок, как обыкновенный или как одаренный, чаще всего невозможно. Все дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри - словом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка в этом возрасте нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.
Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим «мотором» в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон - именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы.
Таково мнение не только отечественных, но и многих зарубежных педагогов и психологов.
Вопрос 14. С какого времени будут работать в 2017-2018 учебном году сетевые лаборатории? Каким образом можно стать сетевым педагогом?
В 2017-2018 учебном году работа лабораторий начнется с 1 октября. Сентябрь - организационный период, время формирования педагогического состава, ученических групп, выстраивания индивидуальных и групповых образовательных маршрутов, выбора тем исследовательских проектов и практик.
Заявка на участие в проекте в качестве сетевого учителя подается в Центр по работе с одаренными детьми ТОГИРРО руководителем муниципального органа образования. Информационное письмо смотрите на сайте ТОГИРРО, в разделе «Документы Центра по работе с одаренными детьми».
Вопрос 15. Какие на настоящий момент, существуют государственные программы по работе с одаренными детьми? Какие реализуются в Тюменской области?В настоящий момент в Российской Федерации вопросы работы с одаренными детьми решаются в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы.
Ежегодно на уровне Правительства РФ утверждается комплекс мер по реализации Концепции, рассматриваются и анализируются результаты выполнения: совершенствование нормативно-правового регулирования системы выявления и развития молодых талантов, информационно-методическое сопровождение реализации системы выявления и развития молодых талантов, развитие кадрового потенциала и конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одаренных детей и молодежи.
На региональном уровне реализуется Государственная программа Тюменской области «Развитие образования и науки до 2020 года и на плановый период до 2025 года» до 2020 года. В рамках программы и с учетом Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в области проводятся мероприятия межуровневого областного проекта «Стратегия успеха». Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=997@egTargetGrant
21.08.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 16. Моему сыну пока еще 5 лет. Но уже сейчас мы много говорим с ним о школе, о значимости образования в жизни взрослого человека. Подскажите, пожалуйста, что мы можем предпринять для развития его интеллектуальных способностей в домашних условиях.
Ваша заинтересованность в интеллектуальном развитии своего ребенка вызывает чувство уважения. Направьте энергию сына, желание узнать как можно больше об окружающем мире в конструктивное русло. Ведь дети очень любознательны и активны, они удивительно быстро схватывают и запоминают новую, интересную для них, информацию.
· Поощряйте его активность (разумеется, в пределах возможного). Поощряйте его стремление что-либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить - в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребенок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.· Подберите интересную и для Вас, и для ребенка интеллектуальную задачу и решайте ее вместе (полистайте книги по биологии, астрономии). Именно в совместной деятельности может возникнуть интерес к какому-либо предмету, который в дальнейшем перерастет в нечто большее.· Научите любить чтение. Поначалу это будет чисто техническое чтение (просто - навык чтения), в перспективе - содержательное чтение, когда понятен сюжет, содержание книги. Самое главное - не принуждайте силой ребенка к чтению, постарайтесь сделать чтение интересным и захватывающим.· Одним из важных аспектов интеллектуального развития является творчество - детское или совместное с родителями. Особенно это важно в дошкольном возрасте, в котором Вы сейчас находитесь. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки, рисунки.Интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые Вы рассказываете ему на ночь, с отношений межу малышом и взрослым...Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. И те нехитрые правила, которые мы с Вами сформулировали (а в них - мысль отечественных психологов, ученых и практиков) поможет Вам растить умного, интеллектуально развитого ребенка.
28.08.2017 Марина Леонидовна Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО
Вопрос 17. Планируем с ученицей написать научную статью для конкурса, но не знаем, как подойти к выбору темы. Есть ли какие-то специальные методические рекомендации, как выбирать тему?
Ранее в ответах на вопросы на сайте и на наших вебинарах мы неоднократно называли требования к формулировке темы, объясняли, как формулировка темы исследовательской работы должна отражать идею работы, объект, предмет и область исследования. Что касается выбора направления работы в целом, то это зависит исключительно от личных интересов - Ваших и Вашей ученицы. Никакого списка рекомендуемых тем, конечно, нет и быть не может - ни для школьников и учителей, ни для научных сотрудников.
Каждый раз выбор темы работы обусловливается 1) персональными научными интересами автора; 2) объективной научной актуальностью исследования.
Конечно, в каждой научной дисциплине свой круг востребованных на сегодняшний день тем. Формирование собственных, самостоятельных научных интересов возможно только в том случае, если у Вас и у школьника есть соответствующий научный кругозор. Такой кругозор предполагает наличие у Вас в избранной области изучения
То есть выбору любой исследовательской темы предшествует хорошее знакомство с состоянием научных исследований в интересующей Вас области. Внимательно изучайте содержание современных межвузовских сборников научных трудов, сборников материалов научных конференций, конгрессов, круглых столов, программы региональных, всероссийских и международных научных конференций (в свободном доступе в сети Интернет) - всё это поможет Вам сориентироваться в том, на каких злободневных научных проблемах сосредоточено внимание современных исследователей. Возможно, среди них окажутся и проблемы, интересные лично Вам.
Если научная проблема является решенной и подробно освещена в научной литературе, то обращаться к ней нецелесообразно. Обращаем внимание и на то, что реферативное или свободное переложение того, что открыто и описано в других научных трудах, а также свободные размышления, не опирающиеся на объективные научные данные, к научной работе отношения не имеют. Заметим также, что это наиболее частая причина отказа в публикации работы.
28.08.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.фил.н., методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 18. Какие методики работы школьников со справочной литературой вы можете порекомендовать для использования в работе с одаренными учениками?
Любые - специальных ограничений или рекомендаций нет. Кстати, частные рекомендации к использованию каждого источника содержатся во вступительной статье или предисловии к нему - именно с таких предисловий и начинается знакомство с любой справочной литературой.
К сожалению, Вы не указали, какой тип справочной литературы Вас интересует, - поэтому рассмотрим все основные разновидности такой литературы.
1. Энциклопедические словари. Источники этого типа (например, «Советский энциклопедический словарь» и др.) содержат компактную справочную информацию из всех областей знаний человека и имеют строго алфавитную структуру (сформированы по алфавиту, а не по темам). Энциклопедические словари представляют информацию, достаточную для того, чтобы составить комплексное (но не детальное) представление о каком-то факте, явлении, человеке и т.д. Однако надо помнить (и напоминать об этом учащимся), что такой словарь не выполняет функции учебника, потому что только представляет факт, но не объясняет его, не рассматривает с разных сторон. Энциклопедический словарь нельзя использовать как научную литературу: он не содержит теорий, гипотез, доказательств. По сути, он предназначен только для быстрого знакомства с тем или иным фактом. Если же знания о факте были сформированы до знакомства с материалами энциклопедического словаря (например, в ходе изучения учебника), то словарь нередко способствует систематизации этих знаний, выделению в них самого важного, приоритетного, - а это бывает для ученика значимо в том случае, если он осваивал какую-то тему самостоятельно и ему трудно самому определить, что в изученном материале является самым главным. Поэтому хорошей практикой выделения в научно-учебном тексте ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИИ является сравнение материалов учебного пособия по той или иной теме с соответствующими материалами энциклопедического словаря.
2. Энциклопедии. Эти источники отличаются от энциклопедических словарей значительно большей детальностью, подробностью в описании факта, явления, персоналии и пр. Они могут содержать частности, нюансы, которые позволяют сформировать уже не ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете описания, а хорошее ЗНАНИЕ о нем. Это значит, что энциклопедия имеет не только справочный, но и обучающий потенциал: она может быть не только хорошим дополнением к материалам базового учебника, но и выступать как самостоятельный источник важных знаний. В практике вузов энциклопедии часто включают в списки основной научно-учебной литературы. Это возможно благодаря тому, что энциклопедии, в отличие от энциклопедических словарей, содержат строго тематически ограниченный материал: они посвящены либо отдельным научным отраслям («Медицинская энциклопедия», «Юридическая энциклопедия»), либо представляют собой многотомные и политематические издания, где за каждым томом закреплена своя тематика («Британская энциклопедия»).
Из сказанного следует, что технологии работы с энциклопедиями ничем не отличаются от технологий работы с теоретическим контентом (содержанием) любого учебника.
Знаменитая Википедия по структуре и содержанию представляет собой постоянно пополняемый справочный ресурс, в котором одни статьи по степени детальности представляемой информации соответствуют словарю, а другие - энциклопедии. Однако преимущественно это всё-таки словарь.
3. Словари терминов. Эти источники всегда строго закреплены за определенной сферой знаний или деятельности и содержат только толкования терминов и понятий, характерные для этой сферы. Так, словари лингвистических терминов объясняют понятие «морфология» только с лингвистической точки зрения - как науку о частях речи и их формах; биологические словари объясняют то же самое понятие только биологически - как науку о происхождении и разнообразии живых форм; геологические словари рассматривают морфологию только как науку о формах и составе пластов земной коры (для сравнения: энциклопедический словарь широкого профиля рассмотри все эти толкования, но менее подробно, чем терминологический словарь). У словарей подобного рода только одно назначение: они ориентируют читателя в узкой профессионально-понятийной сфере, позволяют уяснить различия между близкими понятиями, определить границы и возможности использования того или иного термина. Продуктивной бывает работа, направленная на сопоставление толкований одного понятия (термина) в словарях одного профиля: это позволяет получить комплексную картину использования понятия, оценить сходство во мнениях разных авторов и их разногласия, что, в свою очередь, ориентирует читателя в актуальной научной проблематике. Таким образом, этот источник особенно ценен при научно-исследовательской деятельности.
Заметим, что материалы РАЗНЫХ по структуре и назначению справочных источников ДРУГ С ДРУГОМ НЕ СРАВНИВАЮТСЯ И НЕ ОБОБЩАЮТСЯ.
30.08.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.фил.н., методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 19. Чем учебно-тренировочные сборы как вид учебных занятий отличаются от стационара по месту проживания учеников? Они обязательно выездные?
Учебно-тренировочные сборы могут быть как выездными, так и организованными по месту проживания обучающихся, если все обучающиеся живут в одном населенном пункте.
Принципиальное отличие учебно-тренировочных сборов от других видов учебных занятий в том, что они всегда посвящены специализированной и интенсивной подготовке к участию в конкурсном мероприятии определенного типа - например, к конкретной олимпиаде. Эта специализированная и интенсивная подготовка предполагает а) направленное формирование у обучающихся навыков решения задач конкретных типов - с учетом специфики заданий олимпиады, б) большое количество часов занятий в короткий период - например, 5-6 ак. часов в день в течение нескольких дней, в) высокий процент индивидуальной работы, г) подготовку, проведение, оценку и разбор тренировочных работ по модели олимпиады. В ходе таких занятий проводится непрерывный мониторинг эффективности подготовки каждого обучающегося, выявляются проблемные зоны в подготовке школьников, предлагается система заданий для компенсации выявленных проблем.
30.08.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.фил.н.,методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 20. Можно ли в рамках одного двухчасового занятия с одарёнными детьми объединять материалы и задания по смежным предметам - 1 час по одному предмету и 1 час по другому?
Можно - только зачем? Если Вы планируете и проводите комплексное занятие, требующее актуализации межпредметных знаний, то нет никакого методического смысла выделять внутри этого занятия отдельные предметные блоки, так как при этом теряется сам эффект «комплексности». Если Вы поставили перед собой сложную и важную задачу - научить детей видеть, устанавливать и использовать междпредметные связи, - то эти связи и следует подавать как единый комплекс знаний и лишь условно выделять в нем то, что относится к разным дисциплинам. Например, если Вы поставили задачу научить детей понимать, как развитие искусства эпохи Ренессанса обусловливалось политическими, военными, научными, экономическими и др. факторами, действовавшими в западной Европе в соответствующий период, то осмысление явлений искусства этой эпохи следует предлагать только в общем историко-культурном, историко-политическом, историко-экономическом и т.д. контексте - то есть выстраивать беседу не отдельно об искусстве, отдельно о военной политике, отдельно о науке и пр., а говорить обо всём этом целостно.
Очень хорошо помогают решать задачу формирования межпредметных знаний занятия в формате коллоквиумов и мини-конференций. При этом учащиеся получают задание (индивидуально или по группам) подготовить краткое сообщение по теме в одной предметной области. Применительно к нашему примеру желательно, чтобы было подготовлено хотя бы по одному сообщению, характеризующему историческую ситуацию, общественные и правовые отношения, культуру, науку, литературу рассматриваемой эпохи - то есть с обязательным охватом таких дисциплин, как история, обществознание, мировая художественная культура, литература, и с произвольным - математики, астрономии, физики, географии и т.д.
Если же вопрос был связан только с тем, как учитывать отработанные часы в ежемесячном отчете, то каждый учитель, ведущий смежные предметы - русский язык и литературу, историю и обществознание и др. - вправе сам определять, как разделить часы между своими дисциплинами, если проводились комплексные занятия.
30.08.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.п.н., методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 21. Как должны быть правильно организованы выездные проектные сессии? В каких случаях нужно использовать эту форму работы?
Выездные проектные сессии предполагают интенсивную проектную деятельность по месту проведения исследования. При этом исследование обычно проводится обучающимися не индивидуально (под руководством учителя), а в группе. Все проекты такого рода являются практико-ориентированными и требуют экспериментальной («полевой») базы.
Например, если Вы организуете со своими учениками проектную группу, изучающую экологическую обстановку в Вашем населенном пункте или в районе кого-либо предприятия, то выездная деятельность будет связана 1) со сбором аналитического материала (например, проб почвы, воды, воздуха и т.д.) на изучаемой территории, 2) с лабораторными исследованиями проб (в условиях лабораторий - например, на предприятиях, санитарно-эпидемиологических станциях, в вузах и пр.), 3) с публичной презентацией результатов исследования (например, в ходе конференций, круглых столов, тематических форумов районного, регионального, федерального, международного уровня).
Хорошим примером деятельности подобного рода являются коллективные проекты, создаваемые участниками ежегодных летних профильных смен, организуемых Департаментом образования и науки Тюменской области и ТОГИРРРО (с описанием проектов можно познакомиться на сайте ТОГИРРО).
Следует помнить, что проектная деятельность, хоть она и имеет выраженную прикладную направленность (участники проектной группы должны в итоге создать общественно полезный и значимый продукт), требует от учителя - руководителя проекта и от обучающихся серьезной научно-теоретической подготовки. Эту подготовку можно осуществлять как в рамках выездных сессий, так и в ходе стационарных занятий по месту проживания обучающихся.
04.09.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.п.н., методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 22. Сетевые ученики часто имеют большую нагрузку в школе. Как рассчитать объем домашнего задания в сетевом проекте, чтобы дети могли справляться? Может, есть какие-то нормы и ограничения? Или можно построить работу так, чтобы не задавать детям на дом?
Специальных ограничений нет, так как фактически уровень занятости у всех обучающихся - участников сетевого проекта - очень разный. Поэтому расчет объема и уровня сложности домашнего задания каждый учитель производит индивидуально - в зависимости от условий обучения детей.
В большинстве случаев в рамках «сетевого» проекта школьники обучаются один, реже - два раза в неделю. Такой ритм занятий не провоцирует «перегруженности» ребёнка. Поэтому отказ от системы домашних заданий представляется нецелесообразным. Конечно, в мировой педагогической практике есть технологии обучения и одаренных, и обычных детей без домашнего задания. Однако важно знать, что все эти технологии предполагают, что ребенок проводит в школе 7 - 8 астрономических часов («рабочий день»). При этом ученик вовлекается в разные виды деятельности, позволяющие ему на практике закрепить только что пройденный материал, - то есть он фактически «выполняет домашнее задание», находясь в школе (примерно похожим образом строятся классические занятия с выполнением домашнего задания в традиционной группе продленного дня).
Поэтому на самом деле ни одна из существующих традиций обучения в школе не игнорирует домашние задания: это обязательное методическое условие самостоятельного закрепления изученного материала и единственный объективный способ по-настоящему освоить новое знание, научиться им пользоваться. При работе с одарёнными и мотивированными к обучению детьми важно понимать, что уровень сложности учебного материала здесь значительно выше и что формирование не просто знаний, а научно-учебной эрудиции ребенка происходит форсированно. Поэтому домашнее задание - необходимый элемент обучения, средство систематизации знаний и тренировки навыков. Кроме того, в ходе выполнения домашнего задания одаренный или мотивированный к обучению школьник вырабатывает индивидуальные, лично ему удобные пути освоения новых знаний.
04.09.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.фил.н., методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 23. Ученики и родители часто спрашивают, будем ли мы на «сетевых» занятиях готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Предполагает ли работа в проекте углубленную подготовку к экзаменам?
Практика показывает, что, задавая подобные вопросы, обучающиеся и родители подразумевают под подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ активную тренировку навыков решения тестовых заданий по типу экзаменационных.
В задачу «сетевого» педагога такая работа не входит: цель и назначение «сетевого» проекта в том, чтобы 1) способствовать активному развитию предметной одаренности ребенка, 2) дать ребенку дополнительные углубленные предметные задания, выходящие за рамки школьной программы и формирующие научно-информационную базу в избранной дисциплине, 3) научить школьника решать разнообразные по форме и уровню сложности (а не только тестовые) задачи, 4) научить ребенка самостоятельно ставить перед собой аналитические задачи.
Иначе говоря, обучение в «сетевом» проекте в идеале позволяет ребенку сформировать предметные компетенции, более чем достаточные для сдачи выпускных экзаменов.
Вопрос 24. Будут ли проводиться семинары, посвященные руководству НИР?
Да, этой осенью в плане курсовой подготовки Центра по работе с одаренными детьми есть семинар / вебинар на тему: «Развитие предметной и междисциплинарной научной компетентности педагогов, руководящих НИР и проектной деятельностью обучающихся; теоретические основы научного кураторства». Семинар рассчитан на 4 часа; вебинар для «сетевых» педагогов - на 2 часа.
В программе семинара / вебинара обсуждение следующих вопросов:
Будем рады участию всех «сетевых» педагогов в этом мероприятии. О времени проведения семинара /вебинара сообщим в информационном письме.
Вопрос 25. Где можно получить информацию о современных методах развития одаренности у школьников?
Мы так или иначе касались этого вопроса в большинстве семинаров, проведенных Тюменским областным Центром по работе с одаренными детьми (см. материалы прошлых семинаров на странице Центра). В ходе семинаров осмысливались современные научно обоснованные подходы к формированию предметной одаренности школьников, способы организации образовательной деятельности одаренных и мотивированных к обучению детей, требования к специальным компетенциям педагогов, работающих с такими детьми.
Однако проблема настолько широка и методически актуальна, что мы, конечно, будем систематически обращаться к разным её аспектам. Так, на эту осень запланирован семинар /вебинар на тему «Формирование метапредметных компетенций, обеспечивающих развитие детской одарённости в различных сферах интеллектуального творчества (олимпиады, НИР, проектная деятельность, интеллектуальные игры)». В ходе семинара мы намерены обсудить ряд значимых вопросов:
Напоминаем, что мы всегда рады вашим предложениям и советам и готовы подготовить и вынести на обсуждение любой методический материал, который представляется важным педагогам - участникам «сетевого» проекта.
05.09.2017. Аксарина Наталья Александровна, к.фил.н., методист лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО
Вопрос 26. Будут ли проводиться для «сетевых» педагогов какие-нибудь практикумы по решению олимпиадных заданий? Где о них узнать?
Специальное проведение подобных практикумов не планировалось, однако при наличии таких потребностей у «сетевых» педагогов мы обдумаем Ваше предложение и постараемся включить эти практикумы в план работы лабораторий Центра.
Будем признательны, если «сетевые» педагоги выразят свои пожелания более конкретно - например, укажут, с материалами какой или каких именно олимпиад и по каким предметам им бы хотелось поработать; задания каких типов прорешать более детально; нужны ли консультации с членами жюри и председателями предметных олимпиад; нужно ли обсуждать методическую позиции разработчиков олимпиад - и др.
Вопрос 27. Проводятся ли этой осенью-зимой какие-нибудь конференции, где можно поучаствовать учителям русского языка и литературы?
Из ближайших мероприятий значимым представляется следующее:
file:///C:/Users/Admin/AppData/Local/Temp/Информационное%20письмо%20%20IV%20Педфорум.pdf
Заметим, что участие в мероприятиях, организованных фондом «Русский мир», Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Общества русской словесности и других авторитетных организаций, являющихся учредителем этого форума, имеет особый престиж, всегда поучительно и информативно.
Обо всех мероприятиях, проводимых для педагогов-словесников в России, можно узнать в разделе «Конференции» на сайте www.gramota.ru.
Из ближайших региональных мероприятий наиболее значимыми являются ежегодные научно-практические конференции «Филофеевские чтения» (октябрь, информация на сайте ТюмГУ www.utmn.ru ) и «Диалог культур» (ноябрь, информация на сайте ТОГИРРО).
Вопрос 28. В каких областных мероприятиях имеет смысл принять участие «сетевым» педагогам в наступающем учебном году?
В первую очередь - во всех семинарах и вебинарах, проводимых Тюменским областным Центром по работе с одаренными детьми, поскольку эти мероприятия планируются и проводятся специально, исходя из методических и информационных потребностей «сетевых» педагогов.
Кроме того, в каждой предметной области в нашем регионе проводятся ежегодные научные конференции, чтения и круглые столы (от 5 и больше по каждой дисциплине в год). Если Вы руководите НИР или проектной деятельностью обучающихся, то участие в таких мероприятиях даже в качестве слушателя (необязательно выступать с докладом, но весьма желательно) - хороший тон для любого научного руководителя. Кроме того, накопление собственного опыта подготовки и исполнения научных докладов и сообщений способствует качественному скачку в уровне руководства работой школьников. Информацию о месте и времени проведения таких мероприятий можно узнать на сайте ТОГИРРО и на сайтах вузов области (публикуется в разделах «Новости», «Наука» и «Конференции»).
Рекомендуем также участвовать в профильных семинарах и курсах повышения квалификации педагогов, проводимых кафедрами ТОГИРРО. Информация о таких курсах регулярно поступает в методические службы всех районов Тюменской области.