Вопрос 1. Какими рекомендациями на сегодняшний день следует придерживаться при составлении рационального школьного расписания?
Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни и единственным решением данной задачи является рационально составленное расписание. Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания, что предусмотрено также нормами СанПИНа в школе. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения: выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5-7 мин).
При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5-9-х классов).
При выполнении всех рекомендаций можно добиться оптимального распределения нагрузки.
14.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 2. По каким критериям можно оценить правильность составления расписания?
Расписание составлено правильно, если:
Расписание составлено неправильно, если:
Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:
Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:
Вопрос 3. Какие есть рекомендации по распределению уроков?
Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).
Контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели.
Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2-4-е уроки.
В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.
В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз.
В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы только в исключительных случаях и при условии их чередования с более легкими уроками (или уроком).
В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.
Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) - последними.
Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.
При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активнодвигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.
Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день школьного расписания. Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков в школе нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение домашних заданий.
Вопрос 4. Обязан ли директор школы предоставлять учителям методический день?
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов и иных работников школы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором.
Согласно п. 2.4 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, в дни недели, свободные от проведения занятий по расписанию и выполнения в школе иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, работники, ведущие преподавательскую работу, могут в школе не присутствовать.
К работникам, ведущим преподавательскую работу, относятся: учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования, старшие педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, старшие тренеры-преподаватели.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать указанным работникам свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
15.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 5. Можно ли решить проблему использования мобильного телефона на уроках?
Школа вправе принимать локальные акты по основным вопросам организации и ведения образовательной деятельности. Такая норма закреплена в части 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Значит администрация школы может разработать и принять локальный акт о телефонах - например, правила использования средств мобильной связи (не забудьте учесть мнение советов учащихся и родителей). Кроме того, требования к использованию телефонов на уроках можно включить в правила внутреннего распорядка учащихся. Исключение составляют документы, регламентирующие проведение единого государственного экзамена.
Администрация школы вправе разрешить учащимся приносить с собой простые телефоны для связи с родителями, а на смартфоны, планшеты и другие подобные гаджеты установить запрет. НО: если использовать телефоны и другие гаджеты на уроках как средство обучения, проблем с дисциплиной будет меньше. Необходимо создать обучающую мотивационную среду.
Логичнее запретить учащимся использовать мобильные телефоны на уроке, иными словами - обязать учащихся после звонка на урок переводить телефоны в беззвучный режим. Это ограничение обосновано с педагогической точки зрения: телефон не будет мешать учебе. Кроме того, учителю на уроке проще заметить, что учащийся достал телефон.
Важный педагогический момент: учитель тоже должен перед началом уроков переводить свой телефон в беззвучный режим. Иначе у учеников появится соблазн нарушить запрет.
Вопрос 6. Можно ли обязать учащихся сдавать мобильные телефоны перед началом занятий?
Да, если родители дадут на это письменные согласия. Но в этом случае школа будет нести материальную ответственность за сохранность телефонов. Поэтому прежде чем вводить такое требование, оборудуйте в классах места для хранения ценных вещей.
Вопрос 7. Какую ответственность можно установить за нарушение правил использования мобильного телефона на уроках?
Не все ученики будут соблюдать правила использования средств мобильной связи. Поэтому есть смысл установить для нарушителей меры ответственности и ознакомить с ними родителей. Самое действенное - «пригрозить» учащимся дисциплинарным взысканием.
К мерам дисциплинарного взыскания учащихся согласно части 4 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относятся замечание, выговор и отчисление. Понятно, что если у учащегося на уроке зазвонил телефон, объявить ему замечание или выговор будет слишком жестким наказанием. Другое дело - если учащийся на всех уроках «сидит» в телефоне и мешает заниматься другим. Но и в такой ситуации, прежде чем назначить наказание, проведите беседу с родителями.
Никогда не привлекайте к ответственности за нарушение правил использования телефона или другой проступок учащихся начальных классов и учащихся с задержкой психического развития.
Вопрос 8. Кто будет платить за разбитый телефон?
Во время перемены один ученик разбил телефон другого ученика. Кто будет возмещать ущерб?
По общему правилу, если ребенку меньше 14 лет, причиненный им вред возмещают родители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность самостоятельно. Однако если у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда (а у школьников их, как правило, нет), вред должны возмещать родители.
В ситуации, когда вред был причинен в школе, суд может обязать его возмещать и родителей ученика, действия которого привели к порче имущества (телефона), и школу. Если несовершеннолетний гражданин причинил вред в момент, когда он временно находился под надзором образовательной организации, которая обязана была этот надзор обеспечить, организация должна отвечать за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).
16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 9. Как формировать руководителю корпоративную культуру в школе?
Корпоративную культуру во многом определяет стиль руководства. Если вы хотите создать благоприятную атмосферу в коллективе, воспользуйтесь инструментами организационной психологии.
Ценности-идеологемы
Чтобы укрепить корпоративный дух, разработайте правила поведения работников, разместите выдержки из них на стендах, попросите работников придерживаться единого стиля одежды, проводите как можно чаще совместные мероприятия, придумайте общее дело - например, шефство над детским домом.
Управленческие установки
Ценности-идеологемы нужно перевести на язык конкретных требований к подчиненным. Иными словами, сформулировать для членов коллектива правильные установки. Например, если вы хотите актуализировать идеологему «Мы всегда вежливо общаемся...», внесите соответствующее требование в кодекс профессиональной этики педагогических работников или издайте отдельный локальный акт, устанавливающий правила общения.
Организационные ритуалы
Организационные ритуалы во многом подтягиваются к ценностям-идеологемам самостоятельно. Но этот процесс желательно контролировать и при необходимости корректировать. Если в ценностях школы заявлена пунктуальность, а директор систематически опаздывает на созванные по его же инициативе совещания, пусть даже по веским причинам, то надо что-то менять: может быть, оговорить возможность начинать совещание в неполном составе или проводить его по скайпу.
Не стоит забывать и о корпоративных мероприятиях. В массовом сознании корпоратив ассоциируется с неумеренным количеством еды и скучными конкурсами, хотя смысл его в другом - сплотить коллектив. Лучшим мероприятием будет то, где совместными усилиями решается общая задача. Помимо прочего, оно научит работников действовать заодно в стрессовых ситуациях.
Таким образом, влиять на корпоративную культуру в школе можно и нужно. Даже если результат будет не тот, на который вы рассчитываете, усилия не пропадут. Совсем ничего не делать опасно. Коллектив с неуправляемой корпоративной культурой непредсказуем.
Вопрос 10. Кто и как должен работать над списком ценностей и их преобразованием в идеологемы? Ни в коем случае не делайте это единолично: у вас и так мало времени, к тому же такой индивидуальный продукт будет трудно внедрить.
Формируя корпоративную культуру, руководитель должен опираться на общечеловеческие ценности. Поскольку речь идет о школе, ценностями будут уважение к окружающим, пунктуальность, обязательность. Список можно продолжить. Только слова должны непременно отражать реальность, потому что нет ничего хуже, чем формально заявленная ценность. Чтобы так не случилось, переведите каждую ценность в идеологему:
уважение к окружающим - «Мы всегда вежливо общаемся с коллегами, учениками, родителями»,
пунктуальность - «Мы все делаем вовремя» и т. д.
Привлеките к формулировке ценностей завучей, учителей младшего и старшего поколений, педагогов-психологов, весь педагогический коллектив. Чем больше будет участников, тем точнее окажется результат. Попросите подчиненных подумать о главном в коллективе - с точки зрения отношения к работе, друг к другу, ученикам, родителям.
Вряд ли все придут в назначенный день со списком предложений, но даже если три человека что-то подготовят, а остальные задумаются, уже хорошо.
Изначально в списке должно быть 8-10 ценностей, после обсуждения останется 3-5. Как только ценности будут определены, приступайте к созданию идеологем.
Вопрос 11. Вправе ли руководитель образовательной организации потребовать от учителя приходить на работу за час до начала уроков?
В соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Следует руководствоваться положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536). Рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (в часах, в минутах) только в части проводимых уроков, коротких перерывов (перемен) и периодических кратковременных дежурств в образовательном учреждении в период образовательного процесса.
Таким образом, оснований, обязывающих учителей приходить на работу за час до начала уроков, не имеется. Учитель вправе самостоятельно определять время, за которое он без нарушения трудовой дисциплины сможет подготовиться к началу урока.
Для выполнения видов педагогической работы, перечисленных в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, четких границ и норм времени не может быть установлено, поскольку большая часть этой работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки (месяц, четверть, полугодие, учебный год) и регулируется соответствующими планами и графиками.