Консультации кафедры естественно-математических дисциплин по вопросам ФГОС, цифровой трансформации, ВПР, по подготовке учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, к ЕГЭ по математике базового уровня (09-12.12.2021) - 7 вопросов

 

Вопрос 1. С какого периода все школы переходят на обновленный ФГОС?

Ответ: С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.

09.12.2021 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин, к.п.н.

 

Вопрос 2. Какие предметные области являются обязательными при реализации обновленного ФГОС 2021 года?

Ответ: В соответствии со Стандартом обязательными являются следующие предметные области:

"Филология" (учебные предметы "Русский язык. Родной язык", "Литература. Родная литература", "Иностранный язык. Второй иностранный язык");

"Общественнонаучные предметы" (учебные предметы "История России", "Всеобщая история", "Обществознание", "География");

"Математика и информатика" (учебные предметы "Математика", "Алгебра", "Геометрия", "Информатика");

"Основы духовно-нравственной культуры народов России";

"Естественнонаучные предметы" (учебные предметы "Физика", "Биология", "Химия");

"Искусство" (учебные предметы "Изобразительное искусство", "Музыка");

"Технология" (учебный предмет "Технология");

"Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" (учебные предметы "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности").

09.12.2021 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин, к.п.н.

 

Вопрос 3. Какой документ регламентирует применение дистанционных образовательных технологий?

Ответ: Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2.

09.12.2021 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин, к.п.н.

 

Вопрос 4. Какие разделы включают рабочие программы учебных предметов в обновленных ФГОС?

Ответ: Рабочие программы учебных предметов и курсов в соответствии со Стандартом должны содержать:

- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень лабораторных работ, опытов, демонстраций, экскурсий, проектов (в зависимости от специфики учебного предмета). Объем времени, выделяемый на изучение учебного предмета, определяется с учетом примерного учебного плана основного общего образования, различные варианты которого включены в примерную основную образовательную программу основного общего образования.

10.12.2021 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин, к.п.н.

 

Вопрос 5. Каковы характеристики новых ФГОС? В чем будет их принципиальное отличие от тех стандартов, которые действую сейчас?

Ответ: Принципиально нового в содержании ФГОС ничего не включено. Действующий ФГОС проработан более детально и усовершенствован, а именно:

- Сформулированы конкретные предметные результаты обучения

- Конкретизированы личностные и метапредметные результаты обучения

- Описана система требований к условиям реализации общеобразовательных программ

- Новые ФГОС разработаны для начального и основного общего образования.

Помимо этого, вместе с обновленными ФГОС будут внедряться примерные рабочие программы по всем предметам, которые не нужно будет разрабатывать каждому педагогу. Программы для начального и основного общего образования можно посмотреть на сайте: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

В данный момент ведется апробация этих рабочих программ. С ходом апробации можно познакомиться по ссылке: https://edsoo.ru/Aprobaciya_primernih_rabo.htm

10.12.2021 Юлия Анатольевна Бояркина, доцент кафедры ЕМД ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6. Все говорят о цифровой трансформации образования. Не сделают ли обучение в школе дистанционным?

Ответ: Речи о переходе школы на дистанционное обучение не идет.  Цифровая трансформация образования направлена на применение методов искусственного интеллекта и средств виртуальной реальности в образовании для эффективности организации учебно-воспитательного процесса, на обеспечение общедоступного широкополосного доступа к сети Интернет в каждой территории.

10.12.2021 Юлия Анатольевна Бояркина, доцент кафедры ЕМД ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 7. Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, каким образом лучше организовать консультации по подготовке учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, к ЕГЭ по математике базового уровня.

Ответ:  В первую очередь, хотелось бы, что бы Вы самостоятельно продумали и попытались составить систему подготовки учащихся, затрудняющихся в изучении предмета к ЕГЭ базового уровня. Так как без системы и годового плана работы, отдельные консультации не дадут должного эффекта.

При планировании процесса подготовки необходимо учитывать:

  • индивидуальные и общие для группы затруднения содержательного и практического характера;
  • необходимость отработки на практике элементарных умений в процессе выполнения заданий репродуктивного характера;
  • эффективность текущего диагностирования для восполнения запущенных пробелов в знаниях и формирования достаточного уровня базовых умений в процессе текущего повторения;
  • необходимость организации самостоятельной работы по подготовке учащихся с учетом трудностей данной категории;
  • эффективность процесса подготовки при условии формирования умения учащихся конструктивно мыслить в процессе решения заданий различных типов.

12.12.2021 Яна Васильевна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 8. Спасибо за консультацию по формированию системы подготовки учащихся к ВПР в 2022 г. Хотелось бы уточнить некоторые направления в своей дальнейшей деятельности по данному вопросу, насколько я понимаю, по результатам ВПР каждому учителю необходимо осуществлять аналитическую и коррекционную работу. Что бы вы могли мне порекомендовать?

Ответ:  В процессе осуществления Вами анализа результатов ВПР необходимо учитывать следующую информацию. Результаты выполнения ВПР по математике учащихся Тюменской области в период с 2018 по 2021 гг. показали недостаточный уровень сформированности следующих умений:

1) вычислительные навыки;

2) умения осуществлять действия в области математических отношений;

3) моделирование (построение модели, ее интерпретация и изменение);

4) геометрические интерпретации, построения и моделирование;

5) математическое рассуждение, логические обоснования, доказательство.

Недостаточный уровень сформированности данных умений показали результаты ВПР с 5 класса с последующей преемственностью в классах с 6 по 8.

А также рекомендуем педагогическим коллективам учитывать в своей педагогической практике следующие требования.

Требования к осуществлению аналитической деятельности и последующей коррекционной работы:

2.1) Получение учителем математики результатов выполнения ВПР по классам, посредством возможностей личного кабинета.

2.2) Проведение учителем математики общего анализа выполнения и качества выполнения каждого задания (по каждому классу, в котором осуществляется преподавание).

2.3) Проведение учителем математики общего анализа уровня сформированности определенных групп умений (по каждому классу, в котором осуществляется преподавание).

2.4) На основе выводов по результатам проведенного анализа учителю математики необходимо составить план коррекционной работы с внесением корректив в рабочую программу.

2.5) Заместителю директора необходимо осуществить сопоставление комплекса математических умений, имеющих недостаточный уровень сформированности по всем классам.

2.6) Заместителю директора совместно с руководителем методического объединения учителей математики необходимо вывести общие выводы по результативности выполнения ВПР всех классов.

2.7) Руководителю методического объединения учителей математики совместно с его членами необходимо составить план коррекционной работы и мероприятий по устранению основных затруднений учащихся.

2.8) Согласно реализации данного плана необходимо проведение внутренней диагностики текущего контроля для изучения изменений и динамики результатов.

12.12.2021 Яна Васильевна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

ТОГИРРО