Вопрос 1. Сейчас очень много говорят об уникальности раннего возраста. В чем же его уникальность?
Ответ: Ранний возраст - это возраст от рождения до 3-х лет.
Период раннего детства уникален тем, что ребенок развивается очень стремительно, как никогда в последующие годы: происходит увеличение объема головного мозга, происходит становление всех органов и систем, развитие его психики.
Поэтому с самых первых дней жизни ребенка важно не упустить его гармоничное развитие:
1-ый год жизни - зрительные и ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, движение рук и действие с предметами, общие движения, этапы подготовки к развитию понимания речи и развитию активной речи, навыкам и умениям в режимных процессах;
2-ой год жизни - сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, собственная активная речь.
3-й год жизни - сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, развитие конструирования, изобразительная деятельность.
18.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.
Вопрос 2. Почему так важно проводить специальные занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте?
Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира - одна из приоритетных задач развития малыша.
На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям - осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.
Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий - накопление разнообразного сенсорного опыта.
Вопрос 3. Что ощущает ребенок, когда активно действует сам с окружающими предметами, явлениями?
Благодаря активной деятельности ребенка с окружающими предметами, их свойствами у ребенка наблюдаются следующие виды ощущений:
- зрительные ощущения - ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
- слуховые ощущения - ребенок слышит разнообразные звуки - музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
- осязательные ощущения - ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
- обонятельные ощущения - ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
- вкусовые ощущения - ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
20.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.
Вопрос 4. Как правильно формировать восприятие цвета?
Ответ: Главное - это концентрация внимания на цвете.
Цвет формируется постепенно.
Устраиваем, например, день желтого цвета. Ищем всё желтое. Чем больше предметов найдем, тем лучше. Обращаем внимание на конкретном цвете 1-2 дня. Если ребёнок не воспринимает, концентрируем внимание цвета более продолжительное время, например, неделю. Закрепляем.
Важно чтобы в окружении ребенка было много разнообразных предметов одного цвета.
Вопрос 5. Слышала такое мнение, если ребёнок не ползал в младенчестве, а сразу пошел, это плохо для дальнейшего развития. Так ли это?
Период ползания очень важный период не только для физического развития, когда улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы, но и для развития коры головного мозга. Человеческий мозг ассиметричен: левое полушарие контролирует работу правой половины тела, а правое полушарие отвечает за работу левой половины тела.
При рождении оба полушария в силу незрелости работают автономно, это наблюдается хаотичными движениями младенца. Со временем функциональные связи полушарий формируются и упорядочиваются с помощью созревания мозолистого тела. Именно во время ползания возникают перекрестные синхронные движения (левая рука - правая нога, и наоборот).
Нервные волокна перекрещиваются, проходя через мозолистое тело, и способствуют становлению координационной работы обоих полушарий, мозга и тела, а также движений. При отсутствии ползания слаженность работы полушарий не столь эффективна, затруднено развитие мелкой моторики рук и речи, что в дальнейшем сказывается на успешности учебной деятельности младшего школьника.
Вопрос 6. Часто слышу такую фразу «Для развития детей раннего возраста используйте неигрушечные игрушки». Какие бывают неигрушечные игрушки?
Неигрушечные игрушки - это различные предметы в окружении ребенка, которые для взрослых просто предметы, а для ребенка - это забавные и интересные игрушки.
Когда взрослый предлагает ребенку действовать с разными предметами не только по прямому предназначению, ребенок активно развивается. Кроме того, родители всегда порадуются за ребенка, когда он не только играет в предложенные игры, но и сам начинает придумывать свои.
Приведем примеры неигрушечных игрушек:
- пуговицы (сортировка по цвету, форме, величине; придумаем сказку «Жила- была пуговица» и др.);
- шнурки (длинный/короткий; свернули в круг/квадрат, развернули и др.);
- пластиковые стаканчики (сложить один в один- высокая башня; стаканом поймать в тазике мячик и др.);
- пробки от пластиковых бутылок/йогуртов (выложить дорожку, закручивать бутылку и др);
- ложки (столовые/чайные - большой/маленький; один-много, ловля ложкой мячика и др.).
Вопрос 7. Готовим малыша к детскому саду. Подскажите, как развитие привязанности ребенка в семье влияет на процесс его адаптации к детскому саду?
Ответ: Термин «привязанность», с одной стороны, описывает особенности отношений ребенка с близким человеком и означает эмоциональную связь между ними, а с другой стороны- поведение ребенка, направленное на сохранение этой связи.
Психологи сравнивают привязанность с невидимой нитью, которая соединяет ребенка с близким человеком. Если ребенок расстается с близким человеком, то эти нити напрягаются, натягиваются, и ребенок чувствует тоску, боль, стресс.
Поэтому адаптацию к детскому саду необходимо начинать с коротких по времени периодов пребывания (от 1-2 часов) и освоения отдельных режимных моментов, например, сначала родителям можно приводить ребенка на прогулку и находиться рядом на площадке, чтобы он был уверен, что мама рядом и, если что, он может к ней обратиться (забраться на ручки, прижаться, взять за руку, просто обернуться, встретиться взглядом).
Затем постепенно (сверяясь с возможностями ребенка) увеличивать время пребывания и добавлять участие в режимных моментах детского сада, например, приводить в группу поиграть и затем выйти на улицу, потом приводить к завтраку, по мере освоения новой реальности оставлять на обед, сон, на время после сна.
Надо быть готовым к тому, что в первые дни ребенок может ходить в детский сад с интересом, а потом начнет протестовать против того, что его там оставляют. Он ожидал, что мама всегда будет рядом, а оказалось, что она уходит и ее нет, когда она так нужна. Более того, дети не совсем еще понимают обратимость, что мама ушла и она придет, они тревожатся, что мама их оставила здесь, она ушла, и непонятно, вернется ли она. Этими опасениями объясняются те ситуации, когда ребенок отказывается выходить на прогулку из-за того, что мама его привела в группу и она будет искать его здесь, а он уйдет и она его может не найти. В период привыкания к детскому саду уровень стресса может быть довольно высокий, что приводит к тому, что иммунная система ребенка не справляется с вредностями и ребенок заболевает.
Даже если родители обеспечили постепенное освоение ребенком нового пространства его развития, это не значит, что он не будет расстраиваться и плакать при расставании с близкими. Важно, как ребенок себя будет вести после расставания, насколько долго он будет плакать, будет ли он интересоваться игрушками и т.д. Если ребенок успокаивается и переключается, то адаптация идет своим чередом, если он долго не может успокоиться, плачет большую часть времени своего пребывания в саду, ему сложно включаться в различные детские деятельности, то для ребенка ситуация опасная, вызывающая тревогу и слишком сложная для внутренней психической переработки, возможно, даже травматичная.
Именно поэтому для облегчения расставания помимо постепенного увеличения времени советуют использовать ритуалы прощания, например, помахать ручкой, посмотреть в окно, сделать какой-то «свой» жест. А также важно оставить какой- то предмет, который будет напоминать о доме, маме, на который можно внутренне опереться, - игрушку, какую-то мамину вещь, иногда даже оставляют ключи, как будто бы от квартиры, чтобы ребенок был уверен, что домой они вернутся только вместе с ним.
Хорошо, когда воспитатель предлагает некоторым детям взять игрушку из детского сада, а на следующий день обязательно вернуть ее к другим игрушкам и детям, а все дети в группе будут ждать ребенка с этой игрушкой, с которой он поиграет дома.