Вопрос 1. Когда открывается группа переподготовки по логопедии? На каких условиях и какие документы можно подать?
Ответ: Открытие группы переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Логопедия» 25Л запланировано на 1 августа 2022 г. Обучение заочное, 524 уч. час, 4 сессии по 3 недели, в т.ч. 80 часов стажировок, защита выпускной квалификационной работы.
Условия поступления: высшее образование, заявление на имя ректора, копии документов (диплом о высшем образовании, вкладыш с оценками, СНИЛС, паспорт, трудовая книжка, свидетельство о браке в случае смены фамилии), 2 фото 3х4 см.
Справки по телефону 8 (3452)399-083, 89088749790 Яковлева Ирина Викторовна
14.10.2021 Ирина Викторовна Яковлева, доцент кафедры педагогики и психологии, к.м.н.
Вопрос 2. В мой первый (общеобразовательный) класс посадили мальчика с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталого). Имею ли я право, как педагог без специального образования, работать с таким ребенком? Правомерно ли его присутствие на уроках в обычном классе с нормальными детьми?
Ответ: Профессиональный стандарт педагога предполагает не только право, но и обязанность работать с любыми детьми, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специальные педагогические компетенции обучения детей с интеллектуальной недостаточностью требуют профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональным программам в области специального (дефектологического) образования.
Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ общеобразовательные программы для детей с ОВЗ необходимо адаптировать с учетом их особых образовательных потребностей. В этом педагогам оказывают помощь специалисты сопровождения (психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог), опираясь на заключение территориальной ПМПК и примерные АООП для детей с ОВЗ.
Совместное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательном классе допустимо только по заявлению родителей и в присутствии тьютора. Зачастую это происходит в малокомплектных сельских школах. Если в силу своих индивидуальных психофизических особенностей или проблемного поведения обучающийся с ОВЗ не может находиться в инклюзивном классе, то по рекомендации ПМПК обучение будет домашним.
Таких детей можно включать в совместную деятельность на уроках музыки, изобразительного искусства, физической культуры, технологии, во внеурочные мероприятия, а предметные дисциплины лучше изучать в форме индивидуальных занятий или в специальном классе.
Вопрос 3. В этом году наш ребенок идет в первый класс, и мы задумались «Какую лучше приобрести парту для своего ребенка»?
Ответ: Существует огромное предложение учебных столов и парт для школьников, разброс цен тоже огромен. Необходимо точно понимать по каким критериям Вы будете выбирать мебель.
Во-первых, парта - это стол и сиденье, скрепленные вместе, а ученический стол стоит отдельно и к нему надо будет приобрести стул. При выборе обращайте внимание на сертификаты соответствия мебели гигиеническим требованиям по материалам и расцветке.
Во-вторых, ничего не придумали ещё лучше, чем знаменитая «парта Эсмарха» с наклонной крышкой, и сейчас всё больше производителей возвращаются к этой модели. Уже есть такие современные парты с двойной поверхностью: для письма и для компьютера. Хотя некоторых детей раздражает, что с такой наклонной поверхности скатываются книги, тетрадки и прочие принадлежности.
Соответствие мебели росту вашего ребенка - это третье необходимое условие выбора школьной мебели. Вы можете найти подходящий вариант, лучше с регулируемой высотой крышки стола и сиденья. Ребенок будет расти, и вам придется регулировать высоту стола и сиденья стула каждые полгода.
В-четвертых, мебель должна быть основательной и выдерживать не шуточные нагрузки. Многие родители отмечают, что купленные домой парты быстро расшатались, а это - вопрос безопасности.
Вопрос 4. По указанию администрации школы я должен написать адаптивную программу по предмету «Физическая культура» для детей с ЗПР. У меня нет подготовки по адаптивной физической культуре, должен ли я писать такую программу и заниматься с такими детьми на уроках физкультуры?
Ответ: Для детей с ОВЗ, в частности для обучающихся с задержкой психического развития действительно необходимо писать специальную программу по предмету. Только это не АДАПТИВНАЯ, а АДАПТИРОВАННАЯ программа, т.е. Вы должны взять рабочую программу по предмету, которой Вы пользуетесь (например, В.И. Лях, А.А. Зданевич), и адаптировать её для детей с ЗПР.
В примерных АООП для детей с ОВЗ в начальной школе, а с 2022 года и в основной школе, есть все необходимые материалы, чтобы учителю создать такую программу. Кроме того, необходимо написать индивидуальный учебный план для каждого обучающегося с ЗПР. Чтобы работать с такими детьми, Вам необходимо пройти курсы повышения квалификации. Кафедра педагогики и психологии ТОГИРРО проводит такие курсы на тему: «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»
Вопрос 5. У моего сына детский церебральный паралич, и он отнесен к специальной медицинской группе на уроках физкультуры. Фактически он не занимается физкультурой, а сидит на скамейке и «болеет» или помогает учителю заполнять документацию, а оценки ему выставляют за рефераты. Дома он много двигается, любит играть в подвижные игры с братом и отцом, к нему хорошо относятся в классе, почему ему нельзя принимать участие в уроке?
Ответ: Дети с ДЦП действительно относятся к специальной медицинской группе. Для специальной медицинской группы занятия должны быть организованы соответствующим образом: с четким дозированием физической нагрузки, с учетом противопоказаний к отдельным видам упражнений при ДЦП, с обязательным врачебно-педагогическим наблюдением, с элементами лечебной физкультуры.
Существует две формы организации физкультурной деятельности с детьми, относящимися к спецмедгруппе: группа А - дети могут заниматься физкультурой в школе, и группа Б - дети могут заниматься физкультурой только в лечебном учреждении со специалистом медицинского профиля. Занятия с детьми группы А могут быть организованы, как вместе со всем классом во время уроков физкультуры, так и отдельно, в особое отведенное время. Если Вас не устраивает форма работы с Вашим ребенком, то необходимо обратиться к директору школы. Учителя физической культуры проходят повышение квалификации по работе с детьми, отнесенными к спецмедгруппам.
В домашних условиях под Вашим наблюдением ребенок может заниматься чем угодно, любыми видами физической активности и спортивной деятельности, не наносящими вреда его здоровью под Вашу ответственность, но в школе - это должна быть специальная медицинская группа.
Вопрос 6. Планирую вести уроки психологии в школе. Подскажите какие есть методические материалы и интернет ресурсы.
Ответ: Вы можете воспользоваться программами таких авторов, как Н.П. Локалова, И.М.Никольская, Л.В.Строганова, О.В.Хухлаева, а также интернет ресурсом http://psylesson.ru/
18.10.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 7. Подскажите, пожалуйста, какие тесты можно использовать для изучения интеллекта у нормотипичных детей на средней параллели
Ответ: Вы можете использовать ПИТ (подростковый интеллектуальный тест), ШТУР (школьный тест умственного развития). Обратите внимание на поло-возрастные стандарты.
Вопрос 8. Подскажите, пожалуйста, чем отличаются программы 7.1 и 7.2? Я являюсь родителем ребенка с ЗПР.
Ответ: АООП 7.1 и 7.2 рекомендованы для обучающихся с задержкой психического развития. Отличаются они сроками обучения и содержанием программы.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения:
пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
18.11.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 9. Кто может участвовать в конкурсе «Педагог-психолог Тюменской области»?
Ответ: В соответствии с Положением конкурса в нем могут участвовать педагоги-психологи, выдвинутые муниципальными органами управления образованием, государственными общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями, имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет. А также победители и призеры регионального конкурса «Лучшая образовательная программа по профилактике и трудностей развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями».
28.11.2021 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 10. Подскажите, будет ли ТОГИРРО проводить в этом году семинар по профилактической работе в школе?
Ответ: Семинар традиционно буде в январе. Его проведение приурочено к моменту, когда школы получают результаты социально-психологического тестирования. На семинаре рассматривается, как результаты СПТ встраивать в профилактическую работу и другие ее аспекты.
Вопрос 11. Где можно ознакомиться с примерными адаптированными основными образовательными программами?
Ответ: Добрый день! С перечнем примерных АООП вы можете ознакомиться на сайте ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» по данной ссылке https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/metodicheskie_m777/inklyuzivnoe_ob/aoop.html. Материалы также доступны для скачивания.
08.12.2021 Маргарита Александровна Отт, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 12. Скажите пожалуйста, в этом году в олимпиаде детей с ОВЗ могут участвовать какие категории?
Ответ: Добрый день! Согласно пункту 1.5. положения о конкурсе: «В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья всех видов и типов учреждений общего образования, включая обучающихся на дому, обучающихся по семейной форме образования и самообразования, представляющие следующие возрастные группы: 1-5 кл.; 6-7 кл., 8-11 классы».
Вопрос 13. Сейчас часто говорят про бесконфликтное общение. А что это такое и как его применять?
Ответ: Бесконфликтное общение - это общение на равных с применением техник активного слушанья. Это способы, которые помогают общаться с детьми с позиции двух победителей, позволяя детям чувствовать себя уважаемыми и значимыми в общении со взрослым.
Даём высказаться - без критики. Своим видом показываем, что мы слышим собеседника. Мы «не подгоняем» ребёнка под какие-то рамки. Не навешиваем ярлыки! Можем высказать своё недовольство относительно поведения и поступков. Личность при этом остаётся НЕПРИКОСНОВЕННА! Если с чем-то не согласны, то не обвиняем и не нападаем, а ВЫСКАЗЫВАЕМ свою точку зрения. Именно высказываем, а не навязываем! Обсуждаем различные варианты, учитывая мнение всех участников разговора. Находим вариант, который приемлем для всех. Разрабатываем стратегию реализации найденного варианта.
Вопрос 14. Ребёнок не всегда успевает делать самостоятельно домашние задания. Я на работе и не всегда получается ему помочь. Подскажите, как мне помочь своему ребёнку?
Ответ: Из обращения не понятно сколько лет ребёнку. Очень сложно давать общие рекомендации. Почитайте, и выберите, что подойдёт вам.
Если ваш ребёнок учится в начальной школе, то самое важное - это выстроить рациональный режим дня. Определите, какие трудности возникают у ребёнка. Возможно, он что-то не понимает или какой-то материал ему дается с трудом. Не нужно делать домашнее задание за ребёнка. Понаблюдайте, сколько времени ребёнку нужно для выполнения различных заданий. Определите, что он может делать самостоятельно и что вы даже не будете проверять. Что делаете совместно и где требуется ваша помощь, поддержка и контроль.
Если ваш ребёнок учится в средней школе, то доля самостоятельности должна быть основной. Расписание и режим продолжают присутствовать до формирования навыка самоорганизации. Здесь также нужно определить возникающие трудности вашего ребёнка. В этом возрасте уже можно назвать причину трудностей - не понял, не выучил, ленится. Хотя в большинстве случаев лень - это следствие непонимания и пробелов в знаниях. Роль взрослого в оказании помощи сводится к подсказать, поддержать, помочь найти информацию, помочь в организации рабочего процесса и пространства.
Если у самих родителей возникают трудности в оказании помощи ребёнку, то в любой момент вы можете обратиться к специалистам. Бывают такие моменты, когда мы все нуждаемся в помощи и поддержке. Удачи!
10.12.2021 Наталья Алексеевна Мальцева, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 15. Я учитель русского языка 5-6 классов. В одном из 5-х классов есть девочка с ОВЗ, программа 8.2. Я с такими детьми раньше не работала. Подскажите, есть ли курсы повышения квалификации для меня, чтобы справиться с этой задачей?
Ответ: Да, есть курсу для педагогов 5-х классов, работающих с детьми с ОВЗ. Их название «Эффективные практики реализации адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ», 72 часа, дистанционный формат, ДПУ. Заявку на участие можно направлять на почту oop@togirro.ru, 8(3452)390269.
10.12.2021 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса