Консультации Центра по работе с одаренными детьми по научно-проектному семинару, работе с одаренными детьми, сетевым педагогам (06.04-23.04.2020) - 5 вопросов

Вопрос 1. Здравствуйте! Недавно вы анонсировали новые курсы, которые начнутся в этом календарном году, - научно-проектный семинар для учителей. Не могли бы вы рассказать подробнее об этих курсах? Какие вопросы на них будут рассматриваться? Будут ли они проходить только очно или дистанционно тоже? Нужно ли к ним как-то специально готовиться?

Ответ: Спасибо - с удовольствием отвечаем на ваш вопрос!

В условиях современного образовательного процесса предъявляются всё более значительные требования к научным компетенциям и научно-исследовательской деятельности учителя - особенно учителя, руководящего НИР и проектной деятельностью школьников. В помощь нашим сетевым учителям и разработан анонсированный курс.

Научно-проектный семинар (НПС) будет посвящен обучению педагогов основам академического письма и технологиям планирования и написания научно-исследовательской работы.

Цель НПС - сформировать у учителей практические навыки научного письма, познакомить учителей с технологиями совершенствования этих навыков у себя и у обучающихся.

В ходе НПС будут обсуждаться следующие вопросы:

  • структурные и содержательные требования к современным научно-исследовательским работам педагогов и обучающихся;
  • требования к метаязыку научно-исследовательской работы; технологии становления и развития компетенций в сфере письменной научной коммуникации; приемы эффективного научного чтения;
  • технологии написания научной аннотации;
  • технологии написания введения к научно-исследовательской работе: формулирование темы исследования, научной проблемы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы; описание методов исследования, научной новизны, практической значимости и терминологической базы исследования;
  • технологии написания теоретической части работы: определение информационно значимых частей и последовательности их представления в тексте; выстраивание композиционной логики текста;
  • технологии написания аналитической (исследовательской) части работы;
  • технологии написания заключения: отражение выводов и наблюдений, сделанных в ходе исследования, представление перспектив исследования;
  • технологии написания и исполнения защитного слова по материалам исследования.

Предполагается, что научно-проектный семинар будет работать по тому же принципу, по которому он работает в высшей школе, - то есть на постоянной основе в течение всего времени существования проекта. Регулярность встреч еще обсуждается (в идеале - одни раз в два месяца). Скорее всего, работа будет очно-заочной.

Ждем вас на нашем научно-проектном семинаре! Следите за информационной рассылкой!

06.04.2020 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос2. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие-нибудь ресурсы, где можно почитать о работе с одаренными школьниками по гуманитарным предметам. Просто литература, которая есть в интернете, почти вся касается общей одаренности - не по предметам и не по областям знания, а хотелось бы какой-то более конкретной информации.

Ответ: В ноябре 2019 года у нас с Еленой Николаевной Володиной в издательстве ТОГИРРО вышло небольшое методическое пособие по диагностике и поддержке филологической одаренности:

Аксарина Н.А., Володина Е.Н. Организационные условия, формы и методы развития филологических способностей обучающихся, поддержки одар?нных детей в условиях
мультикоммуникативного образовательного пространства. Научно-методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2019. - 20 с.

В пособии рассматриваются следующие вопросы:

  • предметно-методическая диагностика в рамках курсов для учителей русского языка
    и литературы «Организационные условия, формы и методы развития филологических
    способностей обучающихся, поддержки одаренных детей в условиях
    мультикоммуникативного образовательного пространства»;
  • специфика современной языковой ситуации и ее влияние на становление
    и развитие филологических способностей личности;
  • диагностика филологической одаренности обучающихся: актуальные подходы
    и технологии;
  • психолого-коммуникативные технологии стимулирования и поддержки у обучающихся
    мотивации к изучению предметов филологического цикла;
  • создание условий для эффективной филологической (речевой, коммуникативной,
    литературной) деятельности обучающихся. Формирование развивающей
    коммуникативной среды;
  • формирование языкового опыта личности филологически одаренного и мотивированного
    к обучению школьника в урочной и внеурочной деятельности;
  • методические подходы к выстраиванию индивидуальных траекторий развития (ИТР)
    филологически одаренных и мотивированных к обучению детей в целях поддержки
    и совершенствования филологических способностей обучающихся;
  • организация участия филологически одаренных и мотивированных к обучению
    школьников в конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, федерального
    и международного уровня.

Там же предлагается список рекомендуемой литературы.

С пособием можно ознакомиться в издательстве и на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО. Возможно приобретение пособия (если оно Вам подойдет) по предварительным заявкам.

23.04.2020 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Спасибо! Тогда вторая часть вопроса: планируются ли какие-нибудь профильные курсы - не по одаренности вообще, а по предметам?

Ответ: Спасибо - вопросы свидетельствуют о Вашей высокой заинтересованности!

Да - курсы по отдельным предметам планируются и обязательно состоятся.

Так, в планах работы в течение года значится «Интенсивная школа сетевой предметной площадки по предметам естественно-математического / социально-гуманитарного цикла». Это серия семинаров, каждый из которых будет посвящен отдельному предмету. Независимо от эпидемиологической ситуации, все семинары в рамках «Интенсивной школы» будут проведены.

Кроме того, в планах на текущий календарный год остаются наши методические сессии, предполагающие проведение занятий, практикумов, лабораторных работ с обучающимися и занятий с педагогами - также по предметам.

Специально для гуманитариев в разработке находится семинар «Организация начальных этапов работы с гуманитарно одарёнными и мотивированными к обучению школьниками». В рамках семинара планируется обсуждать следующие вопросы:

  • технологии выявления и диагностики гуманитарной одарённости школьника; признаки гуманитарной одарённости;
  • особенности аналитической, синтетической, рефлексивной и речемыслительной деятельности гуманитарно одарённого ребёнка;
  • организация входного контроля при формировании учебной группы (класса) гуманитарно одарённых обучающихся;
  • способы педагогической корреляции приёмов индивидуального и коллективного обучения в ходе учебных занятий с группой (классом) гуманитарно одарённых обучающихся на начальном этапе работы;
  • мониторинг успешности избранных диагностических и дидактических подходов на начальном этапе обучения;
  • планирование дальнейших этапов обучения группы (класса) гуманитарно одарённых обучающихся в соответствии с результатами работы на начальном этапе.

Надеемся, что наши курсы, семинары и пособия окажутся нашим «сетевым» педагогам интересными и полезными!

23.04.2020 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Здравствуйте! Изменятся ли как-нибудь принципы работы «сетевых» педагогов с обучающимися в связи с карантином (особенно если карантин продлится)? К каким новым форматам работы нужно в этих условиях готовиться?

Ответ: Поскольку проект «Путь к успеху» (ранее - «Сетевой учитель - сетевой ученик») в принципе предполагает значительное преобладание удалённых форм работы над контактными, существенных изменений в работе педагогов и учеников в проекте не произойдет: все формы дистанционной работы, которые вы с учениками уже апробировали и освоили, подходят и для условий абсолютно удаленного обучения.

Во многих отношениях эти формы работы станут еще более удобными, поскольку все государственные и многие негосударственные образовательные порталы (например, порталы муниципальных, региональных и федеральных библиотек, образовательная платформа «Юрайт» и др.) на время пандемии открыли бесплатный свободный доступ КО ВСЕМ своим образовательным ресурсам. При этом контент ресурсов весьма обширен и разнообразен: по всем образовательным  дисциплинам и для всех ступеней образования доступны электронные учебные пособия, электронная научно-популярная литература и научная периодика, презентации по темам и разделам образовательных дисциплин, аудио- и видеолекции, учебные фильмы, электронные олимпиады (в том числе архивные) и т.д. Для использования таких ресурсов достаточно зарегистрироваться на портале.

Поскольку в случае продления карантина фактическая нагрузка по основному месту работы (в школе) у каждого учителя неизбежно возрастет - потребуется больше времени для индивидуальной проверки работ, которые на уроке проверяются фронтально, понадобится разрабатывать индивидуальный дистанционный образовательный контент по предмету для школы и т.п., - обращение к готовым, при этом доступным и качественным, образовательным ресурсам, бесспорно, облегчит работу педагогу.

Кроме того, в условиях долговременного дистанционного обучения школьники неизбежно будут перегружены письменными формами работы и чтением. Поэтому обращение к открытым образовательным видео- и аудиоресурсам позволит снизить ученикам учебную нагрузку, не снижая качества обучения.

В свете сказанного рекомендуем ознакомиться с открывшимися образовательными возможностями, выбрать круг порталов и образовательных ресурсов, которые, с вашей точки зрения, окажутся наиболее функциональными, зарегистрироваться на избранном портале (или порталах) и помочь зарегистрироваться вашим ученикам.

P.S. Когда (не если!) у нас всё получится, обязательно составим и опубликуем сборник научных трудов, обобщающий опыт работы с одаренными и мотивированными детьми в условиях длительного дистанционного обучения!

23.04.2020 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Добрый день! Обычно в конце учебного года у нас по результатам работы проекта проходят методические сессии (май - июнь). В этом году в связи с карантином на май и июнь и так уже много всего перенесено. Будут ли методические сессии переноситься на другое время? И если они будут проводиться так же, как раньше, то в очном или дистанционном формате?

Ответ: Спасибо за вопрос и за интерес к нашим методическим сессиям. Поскольку мы надеемся, что карантин в Тюменской области будет не очень длительным, то пока планируем проводить методические сессии в обычном режиме. В случае необходимости сессии будут полностью переведены в дистанционный формат - но непременно состоятся до начала следующего учебного года.

2304.2020 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

ТОГИРРО