Вопрос 1. При написании дипломной работы возникла сложность в формулировке объекта и предмета исследования. Чем они отличаются? Как правильно формулировать объект и предмет исследования?
Ответ: Объект исследования - это процесс или явление, существующие независимо от исследователя и находящиеся в области данной науки. Например, объектом может быть учебная деятельность, игровая деятельность, образовательный процесс ДОУ и т.п.
Предмет исследования - это часть, сторона, аспект объекта, который непосредственно изучается в работе, и непосредственно связан с проблемой исследования. Например, предметом исследования выступают педагогические условия, формы, методы, средства и т.п.
При написании дипломной работы возникла проблема с постановкой задач. Научный руководитель посчитал, что задачи, типа «формировать у детей представления о дружбе, добре...», «воспитывать чувство ответственности...» не подходят. Почему? Как надо ставить задачи?
В данном случае речь идет не о педагогических задачах (обращенных от педагога к ребенку), а о задачах педагогического исследования, то есть обращенных к самому исследователю (слушателю, выполняющему итоговую аттестационную работу). Задачи дипломной работы отражают логику педагогического исследования: «выявить сущность понятий...», «разработать и апробировать модель (программу)...», «определить критерии....» и т.п.
3.06.2020 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, к.п.н.
Вопрос 2. При написании выпускной работы на курсах профпереподготовки столкнулась с понятием «репрезентативная выборка». Что это такое?
Ответ: Для того, чтобы оценить любое явление, не обязательно изучать все объекты (генеральную совокупность). Например, чтобы узнать, каковы ведущие мотивы учебной деятельности современных школьников, не обязательно опрашивать или анкетировать всех школьников страны. Достаточно выбрать такую группу школьников , характеристики которой будут соответствовать генеральной совокупности. Для этого надо знать определенную методику.
Репрезентативность - это степень соответствия характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности.
Сегодня много говорят о профессиональных компетенциях и компетентности. Это одно и то же или есть различия?
Существует множество определений понятий «компетенция» и «компетентность». Остановимся на следующих трактовках:
Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и практический опыт для успешной деятельности в определенных условиях при решении профессиональных задач.
Компетентность - наличие компетенций у субъекта, необходимых ему для эффективной деятельности в заданной области.
Другими словами, компетентность включает в себя различные компетенции, например, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные.
Вопрос 3. При разработке конспекта учебного занятия требуется сформулировать цель и планируемые результаты. Они должны быть «созвучны» или нет?
Ответ: Есть разные подходы к формированию целей, например методика SMART (используется в менеджменте, проектном управлении).
При формулировке цели учебного занятия мы задаем себе вопрос: «Какой результат мы хотим получить?» Например, на уроке систематизации знаний мы ставим цель «систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Глагол». В планируемых результатах мы прописываем, что дети должны знать, уметь по данной теме.