Вопрос 1. Чем отличается АОП от АООП?
Ответ: АОП - Согласно п.1 ст.79 ФЗ-273 «Об образовании» «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой». Т.е. для конкретного ребёнка составляется АОП в котором прописано содержание образования по предметам, прописываются условия организации обучения и воспитания, коррекционная работа и т.д.
АООП - Согласно п.2 ст.79 ФЗ-273 «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися». Т.е. образовательная организация может разработать в соответствии со спецификой соей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе дифференцированных требований к вариантам АООП.
07.04.2021 Наталья Алексеевна Мальцева, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО
Вопрос 2. К какой части АООП относится психолого-педагогическая характеристика ребёнка с ОВЗ, составленная школьным психолого-педагогическим консилиумом?
Ответ: Согласно п.п.4 п.2.9.1. Приказа № 1598 данный документ входит в состав Пояснительной записки.
Вопрос 3. Дайте, пожалуйста, разъяснение по поводу обучения детей с РАС по программе 8.3 и 8.4. Сколько раз в неделю должны проводиться внеурочные коррекционные занятия для ребенка с РАС каждым педагогом в отдельности?
Ответ: Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Внеурочная коррекционная работа должна составлять не менее 5 часов в неделю совокупно всеми педагогами. (ФГОС НОО ОВЗ от 2014г. №1598, п.2.9.3)
10.04.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО
Вопрос 4. Внеурочные коррекционные занятия для детей с РАС могут быть индивидуальными или только групповыми и подгрупповыми?
Ответ: Внеурочные коррекционные занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Обязательные коррекционные курсы по программе 8.3:
- формирование коммуникативного поведения (фронтальные и индивидуальные занятия);
- музыкально-ритмические занятия (фронтальные);
- социально-бытовая ориентировка (фронтальные);
- развитие познавательной деятельности (индивидуальные).
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Обязательные коррекционные курсы по программе 8.4:
- эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (групповые и индивидуальные);
- сенсорное развитие (индивидуальные);
- двигательное развитие (фронтальные);
- предметно-практические действия (индивидуальные);
- коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные).
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся, и на основании рекомендаций ПМПК, ИПР. (ФГОС НОО ОВЗ от 2014г. №1598, Приложение №8, п. 2.9.3)
15.04.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО
Вопрос 5. Какие педагоги (например: учитель, психолог, логопед, дефектолог) должны проводить внеурочные коррекционные занятия для детей с РАС?
Ответ: Добрый день. На основании ФГОС НОО ОВЗ в обучении данной категории детей предусматривается коррекционно-развивающая область (Приложение №8, п.2.9.3). Для реализации государственного стандарта в полном объеме требуется кадровое обеспечение такими специалистами, как логопед, психолог, дефектолог.
Вопрос 6. Будут ли осенние курсы повышения квалификации для педагогов-психологов проходить в очном режиме?
Ответ: Добрый день. Сейчас удивительное время перемен. Изменения происходят быстро и неожиданно. Вряд ли можно сейчас с точностью предвидеть и прогнозировать будущее. Мы будем рады видеть Вас на КПК в очном режиме и у нас подготовлен этот же курс в дистанционном формате.
Вопрос 7. Порекомендуйте книги для личностного развития, подходящие для педагога.
Ответ: Можете воспользоваться следующими:
- Р. Кох. Принцип 80/20. Как достичь большего с наименьшими усилиями.
- М. Лениннгтон. 12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев.
- Д. Кэнфилд. Правила. Реальные и четко сформулированные законы достижения успеха.
- С. Дерябо. Гроссмейстер общения. Самоучитель психологического мастерства.
- Д. Дорнан. Пианино на берегу. Примеры, принципы и перспективы достижения успеха в лидерстве и жизни.
20.04.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО
Вопрос 8. Сказкотерапия для детей. Подскажите проверенные ресурсы.
Ответ: Добрый день. Можете воспользоваться следующими:
skazkibasni.com
dreamsong.ru
psichologvsadu.ru
skazkoterapiya.ru
Вопрос 9. В нашей школе есть тьютор. У бухгалтерии возникает много вопросов по введению ставки тьютора. Какие вопросы регламентируют его введение?
Ответ: В настоящее время принят профессиональный стандарт тьютора. По необходимости руководитель, формируя штатное расписание, может ввести такую ставку.
15.05.2021 Маргарита Александровна Малкина, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО
Вопрос 10. Как можно организовать работу с детьми с заиканием?
Ответ: С учетом традиционных принципов работы с детьми, имеющих заикание, а также привлекая к оказанию помощи учителя-логопеда.
Вопрос 11. Скажите, что делать, если в школе пока еще нет условий для обучения детей с ОВЗ? Как вести уроки?
Ответ: Вести уроки следует на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей, с опорой на знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ и инвалидностью.
17.05.2021 Маргарита Александровна Малкина, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО
Вопрос 12. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Ответ: Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях необходимо получить заключение Центральной психолого-медико педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Вопрос 13. Может ли учащийся с задержкой развития и различными формами умственной отсталости обучаться в общеобразовательной школе?
Ответ: Да. Такие дети могут обучаться как в общеобразовательной организации по адаптированным программам, так и в специальной организации.
Вопрос 14. Где можно ознакомиться с информацией по работе с детьми НОДА?
Ответ: Ссылка на ресурс - http://frc.mggeu.ru/
16.06.2021 Маргарита Александровна Малкина, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО
Вопрос 15. Могут ли ребенка без согласия родителей перевести в коррекционную школу?
Ответ: Перевод ребенка из одного образовательного учреждения в другое осуществляется только по письменному заявлению родителей (законных представителей).
17.06.2021 Маргарита Александровна Малкина, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО