Вопрос 1. Почему задание № 27 в ЕГЭ по биологии претерпело изменения? Какие трудности и ошибки при решении измененного формата задания возникают у одиннадцатиклассников?
Ответ: Формат задания № 27 (задачи по цитологии) был изменен, поскольку с прежним содержанием выпускники справлялись легко, выше заявленного уровня сложности. Объективно пришло время усложнить задание для большей дифференциации сдающих биологию. При проверке таких задач эксперты выделяют «знаниевые» и технические ошибки.
«Знаниевые» ошибки:
1. Учащиеся путают молекулы тРНК с молекулой иРНК на этапе транскрипции.
2. Школьники путают смысловую и транскрибируемую (матричную) цепи ДНК.
3. В задачах, где указано, что на фрагменте ДНК синтезируется участок петли тРНК, ученики после построения фрагмента молекулы тРНК строят фрагмент молекулы иРНК на том же участке транскрибируемой цепи ДНК.
4. Следующим шагом определяют последовательность нуклеотидов в кодоне иРНК, а тРНК не используется.
Технические ошибки:
1. Забывают обозначать 5, и 3, концы во фрагментах цепей нуклеиновых кислот.
2. При построении цепей ДНК и иРНК кодоны записывают, перечисляя их через запятую.
03.04.2021 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.б.н.
Вопрос 1. На что обратить внимание в методике преподавания биологии начинающему учителю?
Ответ: В настоящее время, в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной жизни. Достигается это тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. Обучающиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке. Для повышения эффективности обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной.
Происходят изменения в преподавании предмета. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели, а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль - средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Для того, чтобы решить эту задачу применяются инновационные технологии. В практику внедряются такие инновационные технологии как: технологии дифференциации и индивидуализации; проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической; технологии проблемного обучения; интерактивные технологии; информационные технологии: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников; учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.
Вопрос 3. Кто обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников организации?
Ответ: Организует работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа.
10.04.2021 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 4. Кто и в какие сроки организует проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организации?
Ответ: Организует проверку и пересмотр инструкций по охране труда работодатель не реже одного раза в 5 лет.
Вопрос 5. Из каких обязательных разделов должна состоять инструкция по охране труда?
Ответ: Инструкция по охране труда должна обязательно содержать следующие разделы:
1. Общие требования охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
3. Требования охраны труда во время работы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
5. Требование охраны труда по окончании работ.
Вопрос 6. Обязан ли работодатель обучать работников оказанию первой медицинской помощи пострадавшим?
Ответ: Работодатель обязан организовать проведение периодического (не реже 1 раза в год) обучения по оказанию первичной помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу лица проходят это обучение не позднее 1 месяца после приема на работу.
Вопрос 7. Как и в какие сроки работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц?
Ответ: Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан в течение месяца после приема на работу организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступивших, а также лиц, переводимых на другую работу. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности -- проведение периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Вопрос 8. Где регистрируется проведение инструктажей?
Ответ: Проведение всех видов инструктажей регистрируется в журналах регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Кроме этого заполняется личная карточка прохождения работником инструктажей.
Вопрос 9. Может ли образовательная организация зачислить на программу профессиональной переподготовки слушателя, у которого незаконченное высшее образование и он на данный момент не получает высшего образования? Может ли образовательная организация зачислить на программу профессиональной переподготовки слушателя, у которого нет спецобразования?
Ответ: Требования к образовательному цензу слушателей дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) установлены в части 3 статьи 76 Федерального закона об образовании и в пункте 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499. К освоению ДПП допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. То есть, диплом об СПО или ВО, а также справка об обучении, подтверждающая факт обучения по программам СПО или ВО одновременно с обучением по ДПП, будут являться документами дающими право лицу осваивать ДПП. Лицо, не закончившее программу ВО и не обучающееся в образовательной организации к освоению ДПП допущено быть не может, т.к. оно не имеет документа об образовании и о квалификации, подтверждающего присвоение по итогам основной профессиональной образовательной программы квалификации, которую необходимо либо повысить, либо взять за основу для профессиональной переподготовки. Также не имеет документа, подтверждающего обучение по основной профессиональной образовательной программе в момент освоения ДПП. Таким образом, ответы на оба вопроса являются отрицательными даже при условии выдачи по итогам ДПП справки об обучении (о периоде обучения).
10.04.2021 Владимир Григорьевич Корякин, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 10. Должен ли преподаватель образовательной организации приходить в техникум (колледж, вуз) в дни, когда в расписании отсутствуют занятия?
Ответ: В данной ситуации следует ориентироваться на положения Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В пункте 2.4 приказа № 356 указывается, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
12.04.2021 Владимир Григорьевич Корякин, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 11. В случае реорганизации учреждения в форме присоединения, стаж работников будет прерываться? Трудовой договор остался прежним. И можно ли считать, что работники могут рассчитывать на имеющую доплату за непрерывный стаж работы в организации (установленную по коллективному договору) в целом, или стаж будет исчисляться с момента присоединения, т.е. уже работник филиала?
Ответ: В действующем трудовом законодательстве не используется понятие «непрерывный трудовой стаж». Видимо, включение в коллективный договор условий дополнительной оплаты на основании длительности работы в одном учреждении продиктованы иными нормами, не указанными в Трудовом кодексе РФ. Статья 75 ТК РФ «Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения» гласит: «Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения». Т.е. при реорганизации образовательных организаций путем слияния трудовые договоры в работниками не разрываются, на основании чего стаж работы не прерывается.
15.04.2021 Владимир Григорьевич Корякин, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 12. Какую работу необходимо провести по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде (Вариант)
Ответ: Правосознание, являясь элементом правовой культуры, служит одним из инструментов регулирования общественных отношений, в том числе правоотношений. Оно определяет правовое поведение и позволяет найти правомерный выход в различных жизненных ситуациях, деформации правосознания детерминирует совершение правонарушений, в том числе преступлений.
Механизм совершения преступлений экстремистского характера также подвержен этим закономерностям. Экстремистский мотив порождает многие преступления.
В широком смысле экстремистский мотив - это протестные настроения, порождаемые несправедливостью, неравенством, прежде всего в социально-экономических отношениях. Его истоки нужно искать также в конфликтах на политической, национальной, религиозной почве.
Устранить почву для конфликтов одномоментно невозможно. В той или иной мере они всегда будут проявляться. Для того, чтобы снизить их остроту, нужны общегосударственные, общесоциальные меры.
Формирование правосознания и его коррекция должны быть направлены на то, чтобы помочь человеку найти правильный выход из конфликтной ситуации, которая объективно неизбежно встречается в его жизни, правильно реагировать на провоцирующее поведение. В этом смысле необходимо постоянно проводить разъяснительную и профилактическую работу среди молодежи, объяснять не только причину возникновения экстремизма и терроризма, но и говорить об ответственности за участие в таких организациях.
В уголовном кодексе содержится достаточно много норм, где предусмотрены такие мотивы, как: политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы. Такие мотивы являются отягчающими при совершении любого преступления, но специально предусмотрены они в убийстве (ст. 105 УК РФ), умышленном причинении вреда здоровью (ст. 111,112,115 УК РФ), побоях (116 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). За все преступления подростки несут уголовную ответственность с 16 лет, а за некоторые из них (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, злостное хулиганство и вандализм) - с 14 лет.
Основной источник угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
Экстремизм - «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации». Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства, либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды в отношении какой-либо социальной группы. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. В целях профилактики экстремизма в молодежной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодежных объединений.
В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры. В националистические группировки вовлекаются подростки все более раннего возраста. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия для «преодоления всех политических и экономических проблем в стране с целью создания «чисто национального» государства», так как это, по их мнению, послужит гарантией от любых угроз.
При этом следует отметить, что в такие группировки попадает, в основном, молодежь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования.
Проблемы семьи в этой среде - редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограниченные в общении с родителями, в связи с их постоянной занятостью. Отсутствие контакта с родителями влечет за собой поиск групп, в которых подросток находит понимание и поддержку.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа с конфискацией нацистской или иной атрибутики или символики, либо административный арест с конфискацией нацистской или иной атрибутики или символики.
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека, либо группы, либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей ли в размере заработной платы, или много дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Приоритет в работе по профилактике экстремизма среди молодежи отводится мерам воспитательного и пропагандистского характера. По сути, всю работу в части взаимодействия молодежи с общественностью можно считать профилактической, так как любое мероприятие с привлечением общественности положительно влияет на минимизацию противоправных и экстремистских проявлений.
В связи с этим привлечение молодежи к физическому развитию, формированию здорового образа жизни, вовлечение в волонтерскую деятельность, организация встреч с ветеранами великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн), оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов, проведение героико-патриотических акций, организация традиционных мероприятий к празднованию Дня Победы, их освещение в средствах массовой информации, в совокупности влияют на формирование толерантного сознания молодежи.
При этом следует уделять большое внимание профессионально-деятельстному и социокультурному направлениям. Такую работу проводят краеведческие музеи, кружки поисковой направленности, художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотического отношения к своей малой Родине и стране в целом. Необходимо проведение «круглых столов», семинаров, конференций, различных массовых мероприятий и молодежных акций, способствующих сплочению молодежи на общегражданских позициях по темам: национализм, терроризм, экстремизм, подростковая преступность, наркомания и пьянство.
Пространство каждодневного общения в современном мире стало отличаться новой особенностью - проникновением в виртуальный мир. В отличие от взрослых, у молодых людей становятся дополнением к живым навыкам общения, навыки, связанные с общением посредством электронных писем, сообщений, причем все эти навыки они осваивают одновременно. Благодаря появлению Интернета возникло «виртуальное общение», ставшее для многих дополнительным ресурсом в общении и открывшее новые социальные возможности.
В современных условиях процесс социализации молодежи все стремительнее перемещается в Интернет, где помимо знакомств и возникновения, новых групп по интересам, они могут осваивать различные социальные роли и нормы поведения. Все коммуникативные процессы, происходящие в социальном пространстве, по сути, «дублируются», причем зачастую усиливаются и даже замещаются виртуальным общением. Навыки коммуникации в Интернет пространстве обрастают новыми чертами и усиливают привычные черты социального общения.
Распространенность и привязанность подростков к общению в социальных сетях сочетается у них с отсутствием пользовательской компетентности и сознания необходимости соблюдения этики общения в сети. У подростков высокая пользовательская активность сочетается со слабой осведомленностью об опасностях Интернет пространства и способах их избегания или преодоления. Все это может привести к вовлечению подростка в группу экстремистской, националистической направленности. В связи, с чем очевидна необходимость просвещения молодежи и проведения профилактических мероприятий.
Все мы живем в одном обществе. И то, каким оно будет, во многом зависит от нас с вами. О проблемах нельзя умалчивать, необходимо доводить до молодежи информацию об экстремизме, терроризме на соответствующих уроках с привлечением сотрудников правоохранительных органов, религиозных организаций, политических и культурных деятелей. Это поможет повысить правовую культуру, положительно скажется на состоянии правосознания, поможет предупредить совершение правонарушений.
Современный мир многообразен и не все это могут понять и принять, безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того, чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки. Будущее мира за новым поколением. И каким оно станет, всецело зависит от нас и от того, какие ценности мы прививаем молодежи.
Вопрос 13. Позволяют ли новые технологии выявлять нарушения на экзаменах (ЕГЭ).
Ответ: В ходе итоговых экзаменов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напомнила о том, что за участниками ЕГЭ следят при помощи нейросетей. Технологии позволяют выявлять нарушения и фиксировать нетипичное поведение выпускников на экзамене.
Глава ведомства Анзор Музаев отметил, что нейросеть в качестве эксперимента, в некоторых пунктах уже на входе устанавливает личность, определяет есть ли мобильные телефоны, шпаргалки. При обнаружении нестандартных моментов на самом экзамене, автоматически ставятся метки. Дальше их верифицируют живые общественные наблюдатели. В режиме онлайн наблюдатели просматривают момент, где есть метка и, если действительно зафиксировали нарушение, то передают информацию руководителю пункта приёма экзамена и общественным наблюдателям для устранения замечания. Если есть телефон или шпаргалка, то составляются протоколы и для сдающего экзамен завершается. По итогам ЕГЭ прошлого года нейросеть смогла поставить несколько тысяч меток. Из них порядка 100 были подтверждены, и все нарушители были удалены с экзамена.
Благодаря нейросетевым технологиям можно выявить и подмену участника на ЕГЭ. Тестовая часть контрольно-измерительных материалов проверяется на компьютере, поэтому если зафиксирован разный почерк, то дальше эти работы передаются на экспертизу. В 2019 и 2020 годах в практически 20 работах подтвердилась подмена участников, что привело к аннулированию результатов.
Ранее в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки подвели итоги первых ЕГЭ. Основной период Единого государственного экзамена стартовал 31 мая. В этот день выпускники 11 классов сдавали экзамены по литературе, химии и географии. 3 и 4 июня состоялись экзамены по русскому языку. Уже в первые дни экзаменов за нарушения были удалены более 40 человек.
Вопрос 14. Надо ли при приеме на обучение по программам СПО брать СНИЛС?
Ответ: Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" в части IV содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых поступающим на программы СПО.
СНИЛС в этом перечне отсутствует. Поэтому требование к поступающим при подаче заявления на обучение по программам СПО предоставлять СНИЛС может быть признано незаконным.
Вопрос 15. Положены ли выплаты за классное руководство учителям среднего профессионального образования?
Ответ: Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г. (далее - поручение) начиная с 1 сентября 2020 г. осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тысяч рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.
Указанная доплата педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования на федеральном уровне не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вправе устанавливать на своей территории дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
20.04.2021 Владимир Григорьевич Корякин, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 16. Планируется ли повышение ставки учителя до средней зарплаты по региону?
Ответ: Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Минпросвещения России и другие федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по регулированию и контролю за формированием систем оплаты труда в установленной сфере ведения.
Вопрос 17. Напишите о полномочиях органов исполнительной власти разных уровней в сфере образования.
Ответ: Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) соответственно государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
С учетом установленного разграничения полномочий системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются:
- в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вопрос 18. В каких случаях можно обращаться в Роструд?
Ответ: В случае если работник считает, что его трудовые права нарушены, то он может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно - надзорных мероприятий («Онлайнинспекция.рф»).
15.05.2021 Владимир Григорьевич Корякин, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 19. Какое количество детей, имеющих речевые проблемы, положено учителю-логопеду на одну ставку в городской общеобразовательной школе?
Ответ: При организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи количество штатных единиц учителей-логопедов определяется исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
Указанные выше нормы описаны в примерном положении об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденном распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75 и направленном в субъекты Российской Федерации для учета в работе.
Также указанное примерное положение размещено на официальном сайте Минпросвещения в сети «Интернет», режим доступа: https://edu.gov.ru/press/2775/ministerstvo-prosvescheniya-aktualizirovalo-instrukcii-po-psihologo-pedagogicheskomu-soprovozhdeniyu-obuchayuschihsya-s-invalidnostyu-i-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-okazaniyu-im-logopedicheskoy-pomoschi
Вопрос 20. Предусмотрена ли компенсация затрат родителей на обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому и школьного возраста в условиях семейного образования?
Ответ: Вопросы получения дошкольного образования в том числе воспитанниками с инвалидностью относятся к компетенции Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования.
В части начального, основного среднего общего образования сообщаем.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Закона об образовании).
Учитывая, что в Российской Федерации поддерживаются различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки; полномочия по предоставлению такой меры социальной поддержки (включая основания и порядок ее предоставления) осуществляются субъектами Российской Федерации самостоятельно в рамках средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Законом об образовании особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты, помимо вышеуказанных, должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.
Вопрос 21. Для ребенка-инвалида в школе требуется ассистент - человек, оказывающий физическое сопровождение. Каким образом данная должность может быть введена в школе?
Ответ: В соответствии с профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. № 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания, приеме на работу сотрудников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).
Решение о введении в штатное расписание ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) или с учетом рекомендаций ППк (психолого-педагогического консилиума).
Предоставление услуг ассистента (помощника) может осуществляться как на основании трудового договора, так и на основании трудового договора с внутренним/внешним совместительством, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
17.05.2021 Владимир Григорьевич Корякин, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 22. Какой существует порядок финансирования дошкольных образовательных организаций и сбора денежных средств с родителей?
Ответ: В соответствии со статьей 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Оказание родителями любой спонсорской помощи образовательной организации - финансовой или материальной - является сугубо добровольным. При этом дополнительные средства перечисляются родителями на счет образовательной организации. Если нарушается принцип добровольности и происходит принудительный сбор денежных средств, это свидетельствует о неправомерности действий руководителя образовательной организации. В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, если право ребенка на общедоступное дошкольное образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, граждане имеют право обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Вопрос 23. Можно ли записать ребенка на очередь в детский сад по фактическому месту проживания родителей, а не по прописке?
Ответ: В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, а также организацию общедоступного дошкольного образования осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено каких-либо ограничений на приём детей в образовательные организации по причине отсутствия у ребёнка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной образовательной организации. Частью 2 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.