Консультации Центра по работе с одаренными детьми по разработке и внедрению авторского учебно-методического контента в рамках проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик» (2.04.19) - 9 вопросов

 

За время работы лабораторий ЦОД определился круг регулярно задаваемых организационно-методических вопросов, связанных с разработкой и внедрением авторского учебно-методического контента в рамках проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик». Публикуем эти вопросы и ответы на них отдельным блоком.

 

Вопрос 1. Какие методические разработки, обеспечивающие учебный процесс, должен предоставить ЦОД «сетевой» учитель?

Ответ: Единственной методической разработкой, ОБЯЗАТЕЛЬНО предоставляемой руководителям лабораторий ЦОД, является УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (не путать с ежемесячным отчетным документом «Тематический план», он же «Форма ежемесячного отчета»; образцы документов см. на странице ЦОД в разделе «Лаборатории» по ссылке «Документы»).

Учебно-тематический план представляет собой программный методический продукт - документ, в соответствии с которым учитель выстраивает долгосрочную (на учебный год) образовательную стратегию для каждой группы «сетевых» учеников.

Назначение Учебно-тематического плана такое же, как у любой образовательной программы: определить содержание учебного процесса и круг учебно-образовательных технологий и средств, необходимых для обеспечения его эффективности. Из составленного педагогом Учебно-тематического плана  должно быть ясно, что именно станет предметом изучения школьников на каждом образовательном этапе и почему, какие компетенции предполагается сформировать у обучающихся и какими средствами, какие образовательные результаты ожидаются и что станет их показателем.

Обращаем особое внимание на то, что дальнейший образовательный процесс должен соответствовать содержанию и последовательности, предусмотренным УТП (общая ошибка «сетевых» педагогов - несовпадение тем в УТП и в классном журнале).

Учебно-тематический план разрабатывается НА ОДИН УЧЕБНЫЙ ГОД. Учитель, не разработавший Учебно-тематический план до официальной даты начала занятий в рамках «сетевого» проекта в наступившем учебном году, к работе не допускается.

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 2. Сколько тем должен включать в себя Учебно-тематический план и насколько конкретными или, наоборот, обобщенными они должны быть?

Ответ: Никаких жестких требований к количеству тем и разделов в УТП нет - оно может варьироваться в зависимости от реального количества учебных часов.

Что касается формулировок тем в УТП, то они должны отвечать нескольким  критериям. Назовем их.

1) Формулировки тем должны давать представление о предмете изучения и о назначении новых знаний (то есть о том, что именно будет изучаться и зачем). Общей ошибкой педагогов является предельно абстрактная формулировка тем.

Сравним, например, корректные и некорректные формулировки:

 

Корректные

Некорректные

Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи: трудные случаи применения правил

Н и НН

Мотивы и образы символистского двоемирия в ранней лирике А. Блока в контексте традиций и инноваций литературной эпохи

Символизм в лирике А. Блока

Причины, основные этапы и результаты Северной войны 1700 - 1721 гг. Значение итогов войны для Российской империи

Северная война 1700 -1721 гг.

Видообразование как эволюционный процесс. Механизмы и способы видообразования

Видообразование

Степень числа и её свойства. Показатели степени. Принципы возведения числа в степень. Практическое применение свойств степени

Степень числа

Ускорение свободного падения как физическое явление. Влияние гравитационной и центробежной составляющих на ускорение свободного падения у поверхности Земли. Принципы расчета ускорения свободного падения и их практическое применение

Ускорение свободного падения

 

2) Формулировки тем должны содержать элемент занимательности, поскольку основной адресат содержания УТП - школьники.

3) Формулировки тем должны образовывать последовательность в рамках логики предмета: каждая тема должна быть содержательно связана с предшествующей (опираться на изученное на прошлом занятии) и с последующей (создавать информационно-методическую базу для освоения следующей темы).

4) Формулировки тем должны быть соотнесены по структуре и содержанию с основными источниками учебной информации, используемыми в ходе занятий.

5) Формулировки тем должны быть ГРАМОТНЫМИ, без речевых и грамматических ошибок.

6) Формулировки тем, несмотря на наличие занимательного элемента, должны быть НАУЧНЫМИ, поскольку одна из основных задач любой образовательно-развивающей работы с одаренными детьми - формирование у обучающихся НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ и развитие навыков владения метаязыком научных исследований.

Темы должны быть сгруппированы по четвертям или полугодиям. Внутри четверти или полугодия по усмотрению педагога и в соответствии со спецификой предмета могут быть выделены отдельные тематические блоки. Выделение тематических блоков может быть связано и с решением текущих актуальных образовательных задач - например, подготовкой к определенному конкурсу или олимпиаде с конкретными содержательными требованиями.

Кроме того, в УТП должны быть описаны виды учебной деятельности в рамках каждой темы (в том числе самостоятельной работы обучающихся), формы текущего контроля и - ОБЯЗАТЕЛЬНО! - количество учебных часов по теме. Приветствуется обозначение в УТП «контрольных точек», которыми должен завершаться каждый информационный блок. В качестве «контрольной точки» могут быть определены не только дни проведения контрольных, самостоятельных, тестовых, итоговых творческих работ и др., но и дни проведения олимпиад, конференций и конкурсов, в которых принимают участие обучающиеся. Поэтому внутри одной группы обучающихся «контрольные точки» могут быть представлены разными видами деятельности (например, из 20 обучающихся в группе один человек участвует в региональном этапе ВсОШ, а остальные выполняют работу в соответствии с предусмотренной учителем формой текущего контроля).

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Что еще, кроме собственно тем, должен содержать Учебно-тематический план и вообще - сколько печатных страниц должно быть в этом документе?

Ответ: Количество страниц само по себе не имеет значения. Никаких требований к количеству страниц в УТП нет и не может быть, поскольку у разных педагогов может быть и разное количество часов по предмету, и разное количество «контрольных точек». Кроме того, темы в рамках разных предметных областей могут иметь в разной степени пространные формулировки. Основное требование к УТП - он должен содержать все необходимые части и каждая из этих частей должна быть методически оправданной и информативной.

В целом Учебно-тематический план должен содержать следующие части (в логической последовательности):

  • Титульный лист с указанием образовательной организации, преподаваемой в рамках деятельности «сетевой» площадки учебной дисциплины или круга дисциплин (например, «История и обществознание», «Русский язык и литература» и пр.), фамилией, именем и отчеством «сетевого» педагога, возраста обучающихся (например, 8 - 11 классы);
  • Пояснительную записку, в которой отражаются аннотация к учебно-тематическому плану, назначение, цель и практические задачи преподаваемого курса (например, подготовка к участию в олимпиадах и НИР, развитие предметного кругозора обучающихся, становление универсальных межпредметных компетенций, формирование научного сознания обучающихся и др.), а также основные компетенции, которые должен приобрести обучающийся к концу учебного года (по схеме «Обучающийся должен знать..., уметь..., владеть...»);
  • Тематический план (в таблице), отражающий темы учебных занятий по четвертям или полугодиям, виды учебной деятельности в рамках каждой темы (в том числе самостоятельную работу обучающихся), формы текущего контроля и количество учебных часов по теме;
  • Содержание тем учебных занятий - с указанием цели и задач занятия, с перечислением всех ключевых вопросов, осмыслению которых посвящено занятие, а также с описанием компетенций, формируемых при изучении каждой темы; в этом же разделе описываются основные
  • Формы самостоятельной работы обучающихся (в таблице);
  • План участия обучающихся в конкурсных мероприятиях по изучаемой дисциплине (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, научно-исследовательских конференциях и форумах) с указанием статуса мероприятия;
  • Список научной, научно-учебной и научно-справочной литературы, планируемой для освоения обучающимися в течение учебного года (круг источников и их количество определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами обучения); список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ - с указанием полных выходных данных источника.

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Как описывать компетенции в УТП?

Ответ: Общие компетенции, которые обучающиеся должны приобрести и развить к концу изучения курса (как его результат), описываются в Пояснительной записке по следующему образцу:

По результатам изучения курса обучающийся должен

знать ... (кратко - в двух-трех строках - описать основной комплекс знаний, приобретамеых обучающимися);

уметь ... (перечислить основные умения, приобретаемые в ходе изучения курса);

владеть ... (перечислить самые значимые навыки, которые предполагается развить у обучающихся к концу освоения курса).

Важно обратить внимание на то, что в рамках каждого параметра надлежит указывать и предметные, и метапредметные компетенции.

Кроме того, в Содержание тем учебных занятий, представленном в таблице, рядом с формулировками тем занятий указываются конкретные, частные компетенции, на формирование и развитие которых направлено занятие.

Наш опыт работы в лабораториях ЦОД показывает, что учителя часто недооценивают значимость этой части УТП, безосновательно считая ее «бюрократической». В действительности соотнесение темы и содержания занятия с задачей сформировать и развить у обучающихся определенные знания, умения и навыки, способствует корректному целеполаганию, помогает учителю яснее представить, к какому конкретному образовательному результату он намерен прийти по окончании занятия. Это, в свою очередь, влияет на выбор и учебного материала, и применяемых в ходе занятия методик и технологий.

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Как писать Пояснительную записку к УТП и чем она отличается от аннотации? Каков её объем и что в ней должно быть отражено?

Ответ: Назначение Пояснительной записки традиционное - коротко представить читаемый курс, аргументировать его образовательно-развивающую значимость.

Первой частью Пояснительной записки является аннотация - то есть краткое сообщение о том,

а) чему посвящен курс (например, углубленному изучению теории и практики российского и зарубежного права);

б) каково его назначение (например, познакомить обучающихся с основами правой культуры, сформировать нормативно-правовые знания, востребованные в повседневной жизни и достаточные для успешного участия в предметных олимпиадах по правоведению);

в) кому он адресован (например, обучающимся - участникам проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик»).

Далее в Пояснительной записке традиционно указывается цель курса и описываются его практические задачи (например, подготовка к участию в олимпиадах и НИР, поддержка проектной деятельности обучающихся в рамках осваиваемого курса, развитие предметного кругозора одаренных и мотивированных к обучению школьников, становление у них универсальных межпредметных компетенций, формирование научного сознания обучающихся и др. - состав и последовательность задач зависят от специфики курса, количества выделенных на курс часов и заявленной цели).

Кроме того, в Пояснительной записке обязательно указываются основные компетенции, которые должен приобрести обучающийся к концу учебного года (по схеме «Обучающийся должен знать..., уметь..., владеть...» - см. раздел «Документы» на страничке лабораторий ЦОД ТОГИРРО).

В целом объем Пояснительной записки никак не регламентируется, но практика показывает, что для изложения всей необходимой информации обычно достаточно одной - полутора страниц 14 кегелем при межстрочном интервале 1,5.

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Как в УТП описывать методические средства и ресурсы и насколько подробно? Нужно ли обязательно ссылаться на научно-методические разработки, на чужой опыт использования тех или иных методических средств? Нужно ли подробно описывать все методики и технологии, применяемые на занятиях по каждой теме?

Ответ: Методические средства и ресурсы описываются в свободной форме - однако указываются только те методики, технологии, приемы, ресурсы и средства обучения, которые действительно планируется (и есть объективная возможность) использовать в образовательном процессе в рамках проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик». При этом учителю, составляющему УТП, несомненно, необходимо корректно использовать методическую терминологию.

Так, под средствами в предметном обучении понимаются конкретные инструменты, используемые в образовательном процессе. Такие средства могут быть техническими и образовательными. К образовательным средствам относят учебники и учебные пособия, задачники, пакеты заданий, разработанные учителем самостоятельно, и т.п. К техническим средствам относят, например, обучающие компьютерные программы, электронные тесты, плакатно-стендовые средства, иллюстрации и др.

К ресурсам относят любые информационно-образовательные массивы (контенты), способные послужить источником сведений, значимых для освоения курса. Это могут быть подборки научно-популярных, документальных и художественных фильмов, информационно-образовательные сайты и порталы (например, порталы вузов, научных и общественных библиотек, музеев, НИИ, КБ и др.), музейные альбомы и каталоги, справочные и энциклопедические издания, научно-академические и научно-популярные издания - и др.

Под приемами в предметном обучении принято понимать отдельные элементы образовательного процесса, способствующие наиболее эффективному обучению на каждом отдельном этапе формирования, накопления и развития конкретных знаний, умений и навыков. По назначению это могут быть приемы, ориентированные на ознакомление с новой информацией, обобщение и интерпретацию новых знаний, на применение новых умений и навыков, на формирование и закрепление новых алгоритмов рассуждения или аргументации - и пр.

Под технологиями понимается совокупность и последовательность приемов, ориентированных на достижение цели конкретного занятия или этапа занятия (эвристические, дискуссионные, коммуникативные и пр.), в их единстве с образовательными ресурсами и средствами.

Методикой принято называть совокупность и взаимодействие всех учебно-образовательных технологий, используемых в процессе освоения одного предмета (курса) и служащих в своем единстве достижению целей изучения предмета (курса).

При описании содержания занятий необходимо также указывать конкретные формы работы, которые планируется использовать в ходе занятия - например:

 

«ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА 1.1: Понятие и признаки современного русского литературного языка. Понятие литературной нормы. Виды и функции нормы. Отражение норм в лингвистических словарях.

Задания для выполнения на занятии:

1.                 Блиц-опрос по определениям понятий «языковой знак», «литературный язык», «общенародный язык», «современный русский язык», «знаковая система языка», «лингвистическая семиотика», «литературная норма», «грамматические нормы», «неграмматические нормы», «старшая и младшая норма», «строгие, полустрогие, нестрогие нормы».. Обсуждение определений понятий.

2.                  Обсуждение признаков и функций литературного языка и нелитературных разновидностей языка (в сопоставлении).

3.                 Обсуждение принципов формирования литературной нормы.

4.                 Определение степени строгости нормы по словарю (устное комментирование).

5.                 Анализ функционирования стилистических вариантов нормы в русской литературе 20 века (по материалам преподавателя; СASE-STUDY).

6.                 Обсуждение положений «Закона о Русском языке как о государственном языке Российской Федерации».

7.                 Анализ стилистической уместности нелитературных вкраплений в письменной речи города (по материалам преподавателя; СASE-STUDY).

Домашнее задание:

Самостоятельный поиск и описание примеров старшей и младшей нормы на разных уровнях языка в современных лингвистических словарях (по выбору студента; МЕТОД ПРОЕКТОВ).»

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Какие источники следует указывать в списке литературы к УТП? Есть ли какие-то определенные требования или ограничения? В список можно включать только официальные источники или можно ссылаться на учительские сайты тоже?

Ответ: В список литературы могут быть включены любые научно-учебные источники, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО планируется использовать в учебном процессе. Это могут быть

  • учебные пособия для основной школы;
  • учебные пособия для гимназий и школ с углубленным изучением предметов;
  • специализированные учебные пособия по подготовке к предметным олимпиадам различного уровня;
  • научно-энциклопедическая и научно-справочная литература как общего пользования, так и предназначенная для школьников;
  • научно-популярная литература, которая может быть востребована в учебном процессе;
  • дидактическая литература для учителей;
  • научно-академические источники - научные монографии, статьи и др., освещающие актуальные научные проблемы в изучаемой области (источники такого рода могут быть использованы учителем при подготовке к занятию; самостоятельное - без руководства педагога - знакомство обучающихся с научно-академическими источниками нежелательно);
  • произведения художественной литературы и публицистика - как материал для чтения при изучении предметов гуманитарного цикла;
  • собственные учебно-методические разработки педагога, официально опубликованные на бумажном или электронном носителе.

Все указанные источники могут быть как печатными, так и электронными. При этом электронные источники должны иметь статус ЭЛЕКТРОННОЙ ПУБЛИКАЦИИ - то есть должны быть приравнены в авторских правах к публикации печатной. Материалы частных учительских сайтов, общедоступных частных образовательных и популярных порталов электронными публикациями НЕ ЯВЛЯЮТСЯ - и потому ни ссылаться на них, ни использовать их материалы не рекомендуется. Кроме того, материалы, представленные в таких источниках, часто имеют низкое методическое и речевое качество; нередко задания, предлагаемые в таких источниках, имеют небольшой образовательный потенциал, часто обучающиеся оказываются уже знакомы с этими заданиями (обычно знакомятся в ходе свободного самостоятельного поиска в сети Интернет).

Следует ответственно относиться и к выбору словарно-справочной и энциклопедической литературы, поскольку на современном полиграфическом рынке ежегодно появляется большое количество словарей, справочников и энциклопедий «кустарного» качества, не имеющих рецензентов и официального научного статуса (почти самиздат). Необходимо помнить, что качественный словарно-справочный и энциклопедический источник обязательно издается под грифом той или иной научно-исследовательской или научно-образовательной организации (вуз, НИИ, научная библиотека и др.) и проходит научное рецензирование (рецензентами при этом выступают кандидаты и доктора наук, работающие в авторитетных научных организациях; сведения о рецензентах указываются на титульном листе издания).

В отдельном разделе могут быть представлены аудио- и видеоматериалы, используемые в учебном процессе: научно-популярные фильмы, документальные и художественные фильмы, аудиокниги, записи научно-популярных передач. Материалы подобного рода могут быть представлены не только на русском, но и на любом другом языке (иностранном или этническом родном).

Обращаем внимание на то, что для реализации составленного учителем Учебно-тематического плана могут быть востребованы источники не всех, а только отдельных видов - например, учебные пособия для основной школы, справочники, энциклопедии и научно-популярная литература. Однако использование в учебном процессе ТОЛЬКО базовых школьных УМК для работы с одаренными и мотивированными к обучению школьниками методически недостаточно, поскольку этот тип источника сам по себе не ориентирован на формирование и развитие научного сознания обучающихся. Обучить одаренного ребенка, не обращаясь к источникам сверх школьной программы, нельзя.

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Если в курсе велика доля самостоятельной работы обучающихся, нужно ли об этом писать в УТП?

Ответ: Самостоятельная работа обучающихся ОБЯЗАТЕЛЬНО описывается в УТП, однако степень подробности описания учитель определяет сам. Непреложное требование: формы самостоятельной работы должны быть указаны для каждой темы, при освоении которой самостоятельная учебно-образовательная деятельность предусмотрена. К основным формам самостоятельной работы обучающегося относятся, например, письменный практикум, тест, творческое задание, конспектирование научно-учебного материала, реферирование и автореферирование (не путать с конспектированием - это принципиально разные формы деятельности), аннотирование, анализ информационного контента, индивидуальный или коллективный проект (любого статуса и назначения), терминологический диктант и пр. Особую образовательно-развивающую ценность имеют комплексные формы самостоятельной работы, ориентированные на развитие навыков работы с информационным контентом (то есть связанные с технологиями поиска информации определенного типа, ее извлечением, анализом, систематизацией и интерпретацией).

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Нужно ли в учебно-тематическом плане что-то говорить об оценочных средствах?

Ответ: В УТП обязательно указываются как формы контроля освоения компетенций, предусмотренных планом (имеется в виду не только итоговый, но и входной и текущий контроль), так фонд оценочных средств, применяемых для каждой формы контроля. Это могут быть оценочные таблицы с указанием критериев оценивания, системы баллов с указанием основания для начисления того или иного балла за тот или иной вид работы. Оценочными средствами могут быть и сами по себе тесты, контрольные, проверочные и самостоятельные работы, итоговые и промежуточные олимпиады, итоговые и промежуточные проекты, выступления на коллоквиуме, представление докладов и сообщений, выполнений творческих работы и пр.  

2.04.19 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО

 

ТОГИРРО