Вопрос 1: Что такое функциональная грамотность, каковы компоненты функциональной грамотности?
Ответ: Функциональная грамотность, по мнению сотрудников Центра начальной школы РАО, - это готовность человека взаимодействовать с окружающим миром; его способность решать учебные и житейские задачи, строить отношения с людьми, владение рефлексивными умениями. Функциональная грамотность - это, во-первых, минимум (удовлетворительный уровень) образования; во-вторых, планируемые результаты обучения ЛЮБОГО ученика; в-третьих, это совокупность теоретических знаний и формирование практического опыта ученика.
Функциональная грамотность складывается из интегративных умений (читательская грамотность, информационная, коммуникативная, социальная) и предметных (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная).
1.02.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2: Каковы критерии оценки сформированности читательской деятельности?
Уровень сформированности читательской деятельности можно оценить по четырём основным критериям: находить информацию, представленную в тексте в явном виде; делать на основе этой информации несложные выводы; интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Вопрос 3. «Зачет на региональном этапе предметной олимпиады по физической культуре будет проходить между мальчиками и девочками раздельно?
Ответ: Нет, зачет будет общий.
7.02.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 4. «Семейная форма образования предполагает аттестацию по предмету «физическая культура»? Если «да», то в какой форме будет проходить итоговая аттестация в 4 классе?
Ответ: Физическая культура - учебный предмет учебного плана, итоговая аттестация в 4 классе предусмотрена и проводится в соответствии с планируемыми результатами, представленными в блоке «Выпускник научится» по всем разделам курса: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование». При итоговой оценке достижения планируемых результатов все содержательные блоки учитываются в равной мере. Практические задания носят демонстрационный характер, не требующий проявления максимальных возможностей организма.
Вопрос 5. Поясните, пожалуйста, в чем заключаются правила соревнований по командной легкой атлетике?
Ответ: соревнования введены Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (ИААФ). Команды смешанные (как правило, состоят из 5 девочек и 5 мальчиков). Все беговые виды проводятся в виде эстафет или командных соревнований. Точно так же результат во всех технических видах (прыжках и метаниях) определяется как общее достижение усилий всей команды (суммируются). В соответствии с требованием разносторонности все члены команды должны участвовать в нескольких дисциплинах в каждой группе видов (спринт, прыжки и метания) и в беговых видах на выносливость. соревнование организуется в соответствии с принципом «поворота», чтобы команды делали поворот на каждой из станций. На каждой станции каждому члену команды дается 1 минута для участия (10 детей = 10минут). После того, как соревнования в различных группах видов будут проведены (спринт/бег/барьерный бег, метания и прыжки), все члены команды в заключительной части вместе принимают участие в беге на выносливость.
Вопрос 6. Моему ребенку на момент 1 сентября 2019 года исполнится 6,7 лет, можно ли нам поступать в 1 класс?
Ответ. Зачисление в 1 класс в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста 6,6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.
14.02.19 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 7. При поступлении в 1 класс обязательно проходить тестирование?
Ответ. В соответствии со ст. 67 закона «Об образовании в РФ» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных организациях при поступлении на ступень начального общего образования не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т. е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся.
Вопрос 8. Может ли школа отказать в приеме?
Ответ. В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Преимущественным правом поступления в общеобразовательную организацию обладают граждане, которые проживают на закреплённой за школой соответствующими органами местного самоуправления территории. Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если все дети, закрепленные на данной территории, приняты в первый класс, то образовательная организация вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 июля.
16.02.19 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 9. Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырёхлетней начальной школы?
Ответ: Продолжительность учебного года для первоклассников - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. Учебный год может делиться на триместры либо четыре разные по продолжительности учебных четверти, во время которых организуются дополнительные каникулы для первоклассников в третьей четверти или втором триместре.
Вопрос 10. Нужно ли покупать учебники для первоклассника?
Ответ: Учебники выдаются школьникам бесплатно, но только те, которые вошли в Федеральный перечень учебников В Федеральном Законе РФ № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что государство гарантирует гражданам бесплатность и общедоступность образования только в пределах государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. (п.3 ст.5 ФЗ РФ «Об Образовании»).
Вопрос 11. Можно ли пугать детей в воспитательных целях?
Ответ: Запугивание Бабаем, Лешим, Монстром, Бабой - ягой и др. - очень эффективный инструмент воздействия на ребёнка. Испугавшись, малыш изменяет поведение: может перестать плакать или баловаться, старательно закроет глаза, чтобы заснуть, и доест нелюбимую кашу. Он сделает всё, чтобы Бабайка не пришёл. Для ребёнка появление «злых героев» в подсознании всегда стресс. При одном упоминании имени этого персонажа, ребёнок пугается. Вот лишь некоторые из последствий, вызванных запугиванием: неврозы, повышенная тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужих мнений, гипертрофированное чувство вины, недоверие к миру, заикание, энурез.
Чтобы не тратиться на психологов и докторов, не жалейте времени на разъяснения. С детьми нужно просто разговаривать и на конкретном примере объяснять последствия тех или иных действий, чтобы они понимали, какая между ними связь и будьте осторожны в выборе воспитательных приёмов.
16.02.19 Олеся Евгеньевна Дрень, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 12. Хочу поступить к вам на переподготовку на воспитателя. У меня среднее профессиональное образование, я закончила музыкальное училище. Хочу работать в детском саду воспитателем. Обязательно ли наличие высшего образования для этого?
Ответ: Нет, не обязательно
В соответствии со статьей 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования. Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно подраздела 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных учреждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678, к должностям педагогических работников относится воспитатель.
Вопрос 13. Добрый день! Какие особенности к поступлению в детский сад у двухлеток? В особенности, интересует вопрос гипоаллергенного стола. Заранее спасибо!
Ответ: Здравствуйте! Особенностей именно в поступлении никаких: те же справки, что и при поступлении трёхлеток. Насчёт гипоаллергенного стола: вам педиатр в справке указывает на наличие аллергии у ребёнка, вы обязательно предупреждаете об этом и заведующую в саду, и воспитателя. При необходимости детям готовят отдельно.
Вопрос 14. Подскажите, в чем состоит суть технологии портфолио для ребенка-дошкольника?
Ответ: В условиях современных требований к развитию ребенка дошкольного возраста технология портфолио выступает одной из личностно-ориентированных технологий, своеобразный маршрут развития ребенка
Технология портфолио используется в целях содействия формированию копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Предназначение:
1. Инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка
2. Форма эффективного оценивания творческих достижений ребенка, способ развития его способностей.
Функции портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
- содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
20.02.19 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 15. Я работаю с детьми раннего возраста. Можно ли малышам предлагать «Дары Ф. Фребеля» с целью коррекционно-развивающей работы ( задержка в моторном развитии)?
Ответ: Татьяна Васильевна, игровой набор «Дары Фребеля» является обучающим (дидактическим) материалом для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Поскольку все игры Ф.Фребеля отличаются предельной логичностью и четкостью построения, то их можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста.
В играх с самыми маленькими детьми, в том числе, имеющими задержку в нервно-психическом или моторном развитии, используется в основном первый «дар». Например, малыши ощупывают маленькие клубочки, педагог называет цвет каждого клубочка, показывает ребенку, просит выбрать нужный клубочек. Дети катают клубочек с горки, по плоскости, роняю, подбрасывают, таким образом формируется пространственные представления.