Вопрос 1. Каким документом следует руководствоваться при формировании сайта профессиональной образовательной организации?
Ответ: Образовательные организации, в том числе профессиональные, при размещении информации на своем официальном сайте обязаны руководствоваться:
- статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (в ред. от 9 августа 2021 г.);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
28.01.2022 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 2. В колледже возникла потребность ввести в штатное расписание должность "Педагог дополнительного образования". Нужна нормативная база для определения точного количества возможных ставок по данной должности.
Ответ: Пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гласит, что установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации.Поэтому руководитель образовательной организации самостоятельно определяет количество ставок, необходимых ему для осуществления такого вида деятельности, как реализация дополнительного образования детей и взрослых.Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" педагогам дополнительного образования норма часов учебной (преподавательской) работы установлена в объеме 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Исходя из знания объема общей нагрузки, имеющейся по дополнительным программам, и объема 1 ставки, руководитель может вычислить, сколько педагогов дополнительного образования ему требуется.
Вопрос 3. Подскажите, пожалуйста, чем мы должны руководствоваться в том, чтобы определить, к чему относиться самостоятельная работа ФГОС СПО ТОП-50 (к работе во взаимодействии с преподавателем или нет)? Можно ли включать самостоятельную работу, определённую учебным планом по ФГОС СПО ТОП-50, в учебную нагрузку преподавателя, закрепив эту процедуру в локальном акте?Ответ: Образовательная организация обладает автономией в установленной сфере деятельности, о чем сказано в части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), поэтому вправе принимать решения в рамках осуществления образовательной деятельности в пределах своей компетенции.
Организация самостоятельной работы - это компетенция образовательной организации согласно требованиям ФГОС СПО и приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", т.к. самостоятельная работа входит в объем образовательной программы. А программы образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании), при этом устанавливая объемы самостоятельной работы.
Самостоятельная работа должна в обязательном порядке организовываться, т.к. это вид учебной деятельности, поскольку ФГОС СПО требует предоставления оборудованных помещений для самостоятельной работы, соответственно, со стороны преподавателей самостоятельная работа еще и контролируется. Образовательная организация в локальном нормативном акте должна установить требования к реализации этого вида учебной деятельности, также вправе определить требования к оплате такой работы, ведь преподаватель ее осуществляет в рамках дисциплины (модуля), который он реализует. Пусть даже эта работа не во взаимодействии.
Вопрос 4. В пункте 28 Порядка, утвержденного приказом от 14 июня 2013 г. № 464, определено понятие учебная деятельность - учебные занятия, самостоятельная работа, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практика, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом и календарным планом воспитательной работы. Также определено понятие учебные занятия - урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар. Объем учебных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю. Самостоятельная работа, подготовка курсового проекта являются учебной деятельность, но не учебным занятием. Какой объем часов входят в учебную деятельность? Какой объем часов контактной работы в СПО? Входит ли самостоятельная работа, подготовка курсового проекта в 36 часов в неделю?
Ответ: 36 академических часов в неделю включают все виды учебной деятельности, которая выполняется обучающимися. Выполнение курсового проекта (работы) при освоении программ подготовки специалистов среднего звена планируется в пределах часов, выделенных на дисциплину или модуль, поэтому не может рассматриваться вне учебной деятельности.
Вопрос с самостоятельной работой немного запутан тем, что в настоящее время реализуются ФГОС СПО двух поколений. В стандартах предыдущего поколения еще установлен максимальный объем учебной нагрузки обучающегося - 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Это условие из приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" исключили. Поэтому самостоятельная работа в ОПОП, которые разрабатываются по ФГОС СПО предыдущего поколения, представлена в двух видах:
- внеаудиторная самостоятельная работа (за пределами 36 часов в неделю);
- аудиторная самостоятельная работа (в пределах 36 часов в неделю).
Во ФГОС СПО нового поколения (актуализированных и из списка ТОП-50) самостоятельная работа представлена только в рамках учебной деятельности, т.е. в пределах 36 часов в неделю: "2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся".
Т.о. самостоятельная работа по ФГОС СПО нового поколения организуется не во взаимодействии с преподавателем, но для ее проведения в обязательном порядке должны быть предусмотрены помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В целом объем контактной работы (во взаимодействии с преподавателем) в рамках разных видов учебной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
30.01.2022 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 5. Оценивается ли первая пара или урок в журнале в начале учебного года или во втором семестре, если дисциплина начинается во втором полугодии?Ответ: Пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.Таким образом, в локальном нормативном акте образовательная организация устанавливает порядок осуществления текущего контроля в рамках реализуемых дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности.
Нормативными актами в сфере образования не запрещено осуществлять оценку деятельности обучающихся на первом занятии.
Вопрос 6. В настоящее время отсутствует механизм корректировки состава класса (групп МБДОУ) в случаях социально опасного поведения учащихся (воспитанников ДОУ). Это регулярно приводит к тому, что агрессивный неадекватный ребенок терроризирует весь класс или группу. Какие пути решения вопроса предлагает Министерство просвещения?
Ответ: Учитывая важность данной проблемы в образовательной среде Минпросвещения России в 2020 году провело разработку концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде, в которой определены цели, задачи, принципы, подходы к построению системы профилактики агрессивного поведения.В настоящее время Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования» ведет разработку и апробацию эффективных механизмов внедрения этой концепции с учетом практико-ориентированных исследований по выявлению распространенных видов и форм агрессивного поведения, провоцирующих его факторов. Научно обоснованный опыт ляжет в основу деятельности по профилактике агрессии в образовательной среде во всех образовательных организациях. Также Минпросвещения России совместно с некоммерческими организациями и Общероссийским общественным движением "Народный" фронт «За Россию» координирует деятельность по разработке единой программы профилактики и коррекции буллинга в образовательной среде, трансляции опыта деятельности НКО и общественных организаций в общероссийских мероприятиях (совещаниях, заседаниях рабочих групп и иных), посвященных вопросам обеспечения детской безопасности в образовательной среде и развитию системы медиации в сфере образования и школьных служб примирения.
17.02.2022 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 7. Недавно Министерство утвердило обновленные ФГОС для начального общего и основного общего образования. А что с ФГОС для детей с ОВЗ?
Ответ: В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются либо отдельные федеральные государственные образовательные стандарты, либо включаются специальные требования в «обычные» ФГОС. В настоящее время «специальные» ФГОС утверждены для начальной школы, а также для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Дети с ОВЗ (за исключением обучающихся в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) получают цензовое образование, выходят на государственную итоговую аттестацию, многие дальше идут получать профессию - в колледже, или ВУЗе. Поэтому во ФГОС для основной и средней школы для образования обучающихся с ОВЗ включены специальные требования. Разработка отдельных ФГОС для обучающихся с ОВЗ основной и средней школы не планируется.
Вопрос 8. Дети списывают из готовых домашних заданий, как решается эта проблема? Будет ли введен полный запрет на готовые домашние задания?
Ответ: Минпросвещения России прорабатывает несколько вариантов решения данной проблемы. Так, в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о правомерности функционирования сайтов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публикующих решения заданий, включенных в школьные учебники и учебные пособия.Кроме того, над решением данной проблемы работают специалисты федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Ими предложен один из путей решения, основная идея которого заключается в модернизации школьных учебников в связи с обновлением содержания общего образования.Поиск различных вариантов решения данной проблемы и оценка их эффективности будут продолжены сотрудниками Минпросвещения России.
Вопрос 9. Может ли родитель выбрать для ребенка форму семейного образования? Есть ли компенсации родителям при семейном обучении ребенка? Особенно актуально для родителей детей-инвалидов.
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательной организации, формы получения образования и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.
Соответственно, выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в связи с чем, несут ответственность за качество образования и его траекторию.
При этом лица, получающие образование в семейной форме, имеют право в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона об образовании в любое время в течение учебного года прикрепиться для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации к организации, осуществляющей образовательную деятельность, по собственному выбору. Данные лица, прикрепленные для прохождения аттестации, пользуются всеми академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе, в том числе имеют право бесплатного пользования библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации (пункт 20 части 1 статьи 34 Закона об образовании).
Таким образом, федеральным законодательством закреплены меры государственной поддержки лицам, получающим образование в семейной форме и прикрепленным для прохождения промежуточной аттестации к организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На уровне субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Закона об образовании могут быть установлены дополнительные меры государственной поддержки лицам, получающим образование в семейной форме, в том числе и финансовой.
Вопрос 10. Почему нельзя вынести некоторые предметы в школе на факультатив? Например, ИЗО, физкультура, музыка. Не всем дано рисовать или петь, сдавать удачно некоторые нормативы на время.
Ответ: Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС общего образования), установлен перечень предметных областей и учебных предметов, обязательных для изучения.
Согласно ФГОС общего образования формирование учебного плана образовательной программы осуществляется с учетом обязательного изучения учебных предметов «Физическая культура» (на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования), «Изобразительное искусство» (на уровне начального общего и основного общего образования), «Музыка» (на уровне начального общего и основного общего образования).
Таким образом, в соответствии с ФГОС изучение данных предметов предусматривается на уровне основного общего образования (5 - 9 классы) и является обязательным, следовательно, исключить их из аттестата нельзя.
Однако, 1 января 2021 г. вступила в силу новая редакция Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, которая утверждена приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. № 546 (далее - Порядок выдачи аттестатов), в которой допускается указание отметки «зачтено» по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура» (абзац 12 подпункта б пункта 5.3 Порядка выдачи аттестатов).