Вопрос 1. Мой ученик участвовал в исследовательском проекте летней лагерной смены. Проект увлек его, заинтересовал, у него появились новые идеи его дальнейшего развития. Будет ли корректным взять данную тему для школьного индивидуального проекта? Имею ли я право продолжить с ребенком работу в этом направлении, если начала эту работу с ним не я? Или нужно как-то менять, варьировать тему, чтобы она была оригинальной?
Ответ: Возможны и вполне корректны оба варианта. Во-первых, это тема проекта ребенка, а не его научного руководителя. И в случае несомненного интереса ребенка к теме, появления новых идей, Вы имеете право продолжить с учеником работу. С другой стороны, продолжительность летних лагерных смен всё равно не позволяет детально осмыслить и полностью воплотить проект, поэтому проекты, разрабатываемые на таких сменах, в принципе традиционно мыслятся как пролонгированные - то есть нуждающиеся в продолжении и развитии уже после возвращения детей в свои школы. Кроме того, если Вас волнует вопрос этичности, Вы можете связаться с руководителем проекта, с которым работал Ваш ученик, и обсудить с ним возможность продолжения работы под Вашим руководством.
Вполне корректно будет и изменить тему проекта, ведь у ребенка появились новые идеи, при этом будут поставлены другие цель и задачи, будут выбраны другие методы решения проблемы. Таким образом, содержание проекта изменится, соответственно, это уже другой проект.
20.01.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,
Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД
Вопрос 2. В прошедшем учебном году я принимала участие в проекте «Цифровая школа Учи.ру». Реализуется ли проект в этом учебном году в школах Тюменской области? Возможно ли включиться в проект в настоящее время?
Ответ: Действительно, в целях решения приоритетных задач развития образования в школах Тюменской области с сентября 2020 года реализуется проект «Цифровая школа Учи.ру», направленный на внедрение готовой эффективной модели применения инструментов цифровой образовательной среды на уроке.
В 2021-2022 учебном году участниками Проекта стали 23 муниципалитета, 124 школы, 227 учителей математики, английского языка, программирования, 286 классов, 5 241 ученик. Как видите, произошли некоторые изменения с того времени, как Вы участвовали в проекте, появились новые предметы - английский язык, программирование. Опыт школ показывает, что проект и его возможности интересны и учителям, и учащимся. Предполагаем, что у него есть будущее в школах Тюменской области, предлагаем и Вам вернуться в проект с сентября 2022 года.
10.02.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,
Вопрос 3. Мой ребенок учится во 2 классе. Он сам и его одноклассники постоянно участвуют в олимпиадах «Учи.ру». Им интересно, они соревнуются друг с другом в достижении результатов. Но меня, как маму, волнует вопрос дополнительной нагрузки на ребенка? Есть ли смысл в этом участии?
Ответ: Выбор - давать ли своему ребенку такую дополнительную нагрузку, конечно, за Вами. При этом следует иметь ввиду, что полезность интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» подтверждена практиками тюменских школ и не вызывает сомнений в педагогическом сообществе. Платформа не заменяет ни учителя, ни учебник, она - инструмент, который дает возможность ребенку изучить предмет более глубоко, в другой форме, при другом способе трансляции учебного материала. Решая задачи на одну и ту же тему в разных средах (с учителем, с родителями, самостоятельно с помощью компьютера), ребенок лучше понимает то, что он делает. На наш взгляд, существенный момент: Вашему ребенку интересно! Тогда позвольте ему осваивать новые знания и с помощью этого цифрового инструмента.
15.03.2022 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД,
Вопрос 4. Существуют ли какие-либо методические рекомендации ТОГИРРО по работе в проекте «Цифровая школа «Учи.ру»?
Ответ: В 2021 году были изданы методические рекомендации по результатам реализации проекта «Цифровая школа Учи.ру» в образовательных организациях Тюменской области «Использование ресурса веб-платформы «УЧИ.РУ» в урочной и внеурочной деятельности».
В сборнике представлены материалы участников проекта, реализуемого в образовательных организациях Тюменской области и других субъектах Российской Федерации по использованию ресурса веб-платформы «Учи.ру» в урочной и внеурочной деятельности. Материалы будут интересны заместителям директоров по УВР, методистам, учителям НОО, ООО.
Вопрос 5. Какую литературу Вы порекомендовали бы в первую очередь молодому специалисту по организации исследовательского проекта? Благодарю за ответ.
Ответ: Если никогда ранее Вы не занимались организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся, то предлагаем Вашему вниманию следующие работы:
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. №1. - С. 24-33.
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.
4. Кузнецова, Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении естественно-научных дисциплин / Т. С. Кузнецова// Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2015.-Вып.2. - С.35-41.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.
6. Масалков, И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: Учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М.: Альма Матер, Акад. Проект, 2011. - 443 c.
7. Новиков, А.М. Методология научного исследования. 3-е изд. / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Книжный дом Либроком, 2015. - 272 c.
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
9. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .