Вопрос 1. Педагог из другой школы рассказала о работе сетевых лабораторий. Нас с коллегой, учителем по другому предмету (химия, математика) очень заинтересовала такая форма работы и появилось желание принять участие в данном проекте. Расскажите подробнее о деятельности лабораторий. Только ли проектной деятельностью занимаются в рамках данных лабораторий? Или возможны варианты? И каким образом войти в данный проект?
Ответ: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования реализует проект «Путь к успеху», в рамках которого предусмотрено проведение педагогическими работниками и иными специалистами («сетевыми педагогами») обучающих занятий для одаренных детей и талантливой молодежи в целях дополнительной (углубленной) подготовки по отдельным предметам обучающихся 5-11 классов, ведения учебно-исследовательской и проектной деятельности, направленной на выполнение практико-ориентированных (профильных) работ совместно с представителями реального производства.
Занятия с обучающимися организуются в очном (круглогодичный стационар по месту проживания детей), очно-заочном (выездные проектные сессии, тренировочные сборы), дистанционном режиме (круглогодичные консультации на основе выполнения заданий, проектов), в том числе с использованием возможностей Интернет («живой и отложенный» режим, скайп-программа и пр.).
Заявку на открытие сетевой предметной площадки составляет специалист методической службы муниципального района до 20 сентября текущего года и направляет ее в Центр по работе с одаренными детьми. Форму заявки можно посмотреть на сайте ТОГИРРО https://docviewer.yandex.ru/
12.03.2021 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД; Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД, к.филол.н.,8(3452)685762
Вопрос 2. Проконсультируйте, пожалуйста, по вопросу цитирования в НИР учащихся. Есть ли какие-то правила цитирования трудов учёных?
Ответ: Действительно, существуют определенные, не только трудов ученых, правила цитирования, которых следует придерживаться в научной речи, в т.ч. и в НИР учащихся.
Первое, на что следует обратить внимание, не следует использовать в качестве цитируемого материала микрофрагменты чужой речи: контекст, соответствующий нашим размышлениям и способный послужить для них дополнительным подтверждением, надлежит цитировать полностью.
Нельзя «выдирать цитаты с кровью» - встраивать их в произвольно выбранный контекст: это искажает замысел цитируемого автора и противоречит нормам научной этики.
Также не следует сближать по содержанию цитаты из разных частей текста, т.е. опосредованную связь между цитатами представлять как непосредственную и наоборот: это также искажает содержание источника и противно нормам научной этики.
Недопустима подмена «сферы справедливости» цитат: фрагменты речи, описывающие один объект, нельзя выдавать за описание другого объекта.
Нельзя использовать цитаты без указания точных ссылок на их источник.
Не следует переносить тезисы, верность которых доказана для материала цитируемого источника, на другой материал: это одна из разновидностей некорректного коммуникативного приема подмены тезиса.
Не следует накладывать друг на друга части разных цитат: это искажает содержание цитируемого источника и этически несостоятельно.
Тактическую ошибку представляет собой так называемое накопление цитат: избыточное цитирование одного источника или нескольких, объединенных общей темой, с целью подтвердить одну и ту же уже многократно подтвержденную мысль.
Цитирование должно использоваться в соответствии с принципом необходимости и достаточности. Цитата призвана не только способствовать развитию мысли пишущего (говорящего) - она должна адекватно передавать мысль источника и сопровождаться точной ссылкой на источник.
15.03.2021 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД; Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД, к.филол.н.,8(3452)685762
Вопрос 3. Подскажите, пожалуйста, существуют ли какие-то правила речи учащегося на презентации своей научно-исследовательской работы?
Ответ: Исследование является прежде всего научной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора. Однако не следует полагать, что существует свод «писаных правил» научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.
Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность.
Важнейшим средством выражения логических связей являются:
- специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит; итак и др.),
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого; кроме того, к тому же);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);
- итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).
Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она признана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания («привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.), с другой стороны, обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «ток высокого напряжения», «государственное право», «коробка перемены передач» и т.п.).
Описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например, «Было выделено 15 структур...».
Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути.
Вопрос 4. На что следует опираться (программы, документы и т.д.) при планировании работы «сетевых» предметных лабораторий на 2021 год? Есть ли какие-то значимые изменения в принципах планирования работы? Спасибо!
Ответ: Принципиальных изменений в подходах к планированию работы сетевых предметных лабораторий на год не произошло - в целом требования остались прежними.
Обращаем Ваше внимание на планирование индивидуальной работы с обучающимся в целом - не только на планирование соревновательных мероприятий для каждого ученика, но и планирование его персональной учебной и иной (экскурсионной, библиотечной и др.) образовательной деятельности. Это значит, что работа «сетевого» педагога с учениками не должна ограничиваться исключительно аудиторными (в классе) и «сетевыми» учебными занятиями: учитель также отвечает за организацию и проведение образовательной деятельности обучающихся в любых других эффективных формах.
К таким формам могут быть отнесены, например,
18.03.2021 Марина Леонидовна Таланцева, методист ЛабЕМД; Наталья Александровна Аксарина, методист ЛабСГД, к.филол.н.,8(3452)685762
Вопрос 5. Как нужно оформлять в научно-исследовательских работах учащихся ссылки? Спасибо за ответ.
Ответ: Оргкомитет любого конкурса научно-исследовательских работ учащихся размещает информацию о правилах оформления ссылок и сносок в списке общих правил оформления работы на конкурс. Обычно, данные требования описаны в Положении, ими и следует руководствоваться.
В тех особых случаях, когда организаторы это никак не регламентируют, следует пользоваться специальными ГОСТ, которые регламентируют оформление ссылок и сносок в научной литературе и отражают все возможные варианты.
См., например, http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-5-2008