Консультации кафедры дошкольного и начального общего основного образования по особенностям воспитания детей дошкольного возраста (09.04-20.05.2021) - 6 вопросов

 

Вопрос 1. Что такое кумулятивные сказки?

Кумулятивная сказка (цепочная, цепевидная) - сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.

Кумулятивные сказки - это сказки-повествования с повторением речевой формулы, которые обладают весьма простым жизненным описанием, имеющим похожую структуру. Обычно это история о каком-нибудь незначительном событии или ситуации, часто встречающаяся в повседневности, и являющаяся обыденной. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «3 медведя», «Теремок» и др. Такие сказки есть у разных народов, их место и роль достаточно велики в воспитании ребёнка.

09.04.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. С какого возраста лучше начинать чтение кумулятивных сказок? Нужно ли их читать детям?

Кумулятивные сказки можно и нужно рассказывать детям уже в 1-2 года, т.к. они развивают речь, мышление, память. Повторы помогают малышам учиться устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать последовательность.

Будет замечательно если родители станут разыгрывать для своего ребёнка сказку с помощью объемных книг, книг с многоразовыми наклейками или различных видов театров.

Создать небольшой кукольный театр можно приклеив к плоской или объёмной поверхности картинки героев сказки. Такое разыгрывание вызывает интерес и помогает малышам понять действие происходящее в сказке. При разыгрывании сказки нужно постепенно привлекать ребёнка к осуществлению действий, например, предложить взять героя, который пойдет помогать тянуть деду репку, или какой зверь, следующий будет проситься в теремок и т.п. нужно помнить, что постановка сказки для малышей не должна превышать 10-15 минут, а главное условие - красочность и объемность происходящего.

09.04.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Можно ли превратить чтение сказок в игру и как это сделать?

В 2-3 года кумулятивная сказка может быть превращена в игру, которая позволяет сравнивать признаки.

Для такой игры хороша сказка «3 медведя». Перед малышом выложите картинки с изображением предметов принадлежащих папе медведю Михайлу Потаповичу, маме Настасье Петровне и Мишутке, задача ребёнка распределить эти предметы между героями. Данная игра позволяет сформировать у ребёнка причинно-следственные связи. Постепенно можете усложнять задачи, например, группировать вещи не только по размеру, но и по цветам.

09.04.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. Зачем читать потешки, прибаутки малышам?

Потешки, призваны помочь родителям научиться общаться с малышом в доступной для него форме. В потешках и прибаутках хорошо сочетаются слово и музыкальный ритм. Звучат они ласково, напевно, выражая заботу, нежность, веру, благополучие, снижают агрессивность.

Слыша напевание мамы, у малыша возникает желание «запеть» уже месяцев в 5, он начинает «подпевать». 

15.05.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 5. Когда и как использовать потешки?

Потешки хорошо напевать во время режимных моментов - одевая ребенка на прогулку, купая, помогая проснуться с хорошим настроением; при капризах или шалостях; во время игры и для обучения малыша в игровой форме и пр.

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей.

20.05.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Нужно ли петь колыбельные песни? Какое значение они имеют в развитии ребенка? 

Колыбельные песни петь обязательно нужно, т.к. они снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Колыбельная песня пропеваемая матерью целительна для малыша, она включает у него механизм успокоения, расслабления и засыпания. Когда малыш засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Колыбельные песни позволяют ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, обогащают словарь и кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематичесикй слух.

Колыбельные песни - это первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении.

20.05.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

ТОГИРРО