Система внутришкольного контроля (далее - ВШК) - "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации.
Семантический анализ самого названия этого управленческого инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль... чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость. Вернее, дополнений было много, и они осмыслялись как конкретный объект контроля: ВШК уроков, ВШК обученности, ВШК методической работы...
После того как в теории внутришкольного управления стало активно разрабатываться новое направление, основанное на принципах управления качеством, стало очевидно, что система внутришкольного контроля, являясь подсистемой общей системы управления школой, имеет существенные резервы для развития как инструмент управления качеством образовательного процесса. Резервы выявляются при более подробном осмыслении понятия "качество" применительно к образовательному процессу.
В самом деле, дополнив привычное словосочетание "внутришкольный контроль" понятием "качество", мы не просто удовлетворяем языковые требования: "внутришкольный контроль качества образовательного процесса", но и выдвигаем принципиально новые требования к самому ВШК.
Понятие "качество" имеет два перекрывающихся смысловых поля.
Одно из них определено в энциклопедических и философских словарях как "существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого". В этом случае под качеством понимается характеристика объекта или субъекта, позволяющая отличить одно от другого, похожего: цвет, вкус, форма, температура, вес, скорость, характер, способности, ценности, умения...
В теории социального управления качество социальной системы определяется как "степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть".
Очевидно, что первое смысловое поле является частью второго. Проще говоря, степень ценности и пригодности сначала определяется наличием необходимых характеристик вообще, а затем - уровнем их реализации.
Вводя понятие "качество" как ключевой критерий для оценки образовательного процесса и всех его составляющих, мы обязуемся:
И первая, и вторая позиции отражают необходимость изменений в ныне существующем ВШК и указывают их направления.
Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.
Причины необходимости изменений в системе внутришкольного контроля, адекватных современным требованиям, подробно и доказательно описаны в пособии Бахмутского А.Е., Кондраковой И.Э., Писаревой С.А. "Оценка деятельности современной школы". Авторы выделяют следующие недостатки существующей системы ВШК:
Подавляющее большинство учителей воспринимает процедуры ВШК как оценку деятельности одного человека другим (а зачастую и просто как оценку одного человека другим). Тогда как грамотно спроектированный ВШК ни что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходит накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.
Сегодня модернизации ВШК как инструмента управления образовательным процессом в школе требуют (одновременно этому способствуя) не только ФГОС и НСОТ, но и документы, определяющие направления совершенствования образовательного процесса школы.
Для реализации требований государственных документов в системе ВШК должен выполняться принцип критериального оценивания с его понятной для любого субъекта логикой: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель - описание уровней достижения (уровневые дескрипторы). В ситуации новой системы оплаты труда за качество выполнения профессиональной деятельности отсутствие не только показателей, но в первую очередь уровневых дескрипторов оцениваемого качества в понятных для каждого субъекта формулировках приводит к дискредитации самой идеи "оплаты за качество".
За годы практической работы выявлены ресурсы ВШК в решении описанных выше проблем:
Может ли ВШК стать инструментом при решении этих проблем? Да, если в нем будут четко прописаны критерии, показатели и уровневые дескрипторы оценки каждого образовательного результата.
Отношение педагогов школ к критериальному оцениванию качества их собственной деятельности выявляет причины, способные дискредитировать саму идею оплаты за качество работы по НСОТ.
Современными школьными управленческими командами ВШК осмысливается, а следовательно, и реализуется как ресурс, обеспечивающий только контрольную функцию управления вне зависимости от видов школ, уровня материально-технических ресурсов, уровня компетентности членов педагогического коллектива.
Но такой ВШК не может соответствовать требованиям, предъявляемым сегодня к инструментарию введения и реализации потенциала таких инноваций, как ФГОС и НСОТ.
Структура ВШК в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы ВШК был средосообразным, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством.
Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК:
"7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования...".
На схеме представлена структура ВШК, в которой качество управления входит в раздел "качество процесса" наряду с качеством других ресурсов - организационных (уроки, события, экскурсии и др.), кадровых (компетентность учителей, методистов, специалистов), материальных (учебные кабинеты и т. п.). Именно эти ресурсы и условия прописаны в ФГОС как носители качества реализации основной образовательной программы.
Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.
Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий - УУД).
ПРИМЕР
При этом реализуется консолидирующий, интегративный характер ВШК, обеспечивая согласованность в пространстве и времени функционирования и развития всех образовательных и инновационных процессов:
- если во всех тематических контрольных работах по всем предметам будут присутствовать разделы, проверяющие уровень сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий на предметном материале, то учитель обязательно в процессе работы над темой будет отрабатывать данные умения и навыки, а если окажется, что у учителя недостаточно собственных знаний и умений для такой работы, возникнет необходимость реализации новых программ развития для учителя;
- если в уровневых дескрипторах каждого критерия качества будут прописаны здоровьесберегающие требования (в мониторинге уроков, экскурсий, кабинетов, компетентности учителя и т. д.), то будут реализованы требования к здоровьесберегающей среде и при выявлении проблемных зон будут внедряться новые способы их решения.
Зачастую вся информация, собираемая в школе, оказывается разрозненной, логически не связанной. Получается не система контроля качества, а механическая сумма данных. Это не дает возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности процессов, а следовательно, грамотно выстроить корректирующие действия.
Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев по принципу необходимости и достаточности.
При этом стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств, как существенных признаков, свойств, определяющих качество. В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:
При проектировании ВШК в каждой школе должен быть реализован следующий алгоритм:
На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".
Грамотному управленцу очевидно, что если начинать реализовывать алгоритм с конца, т. е. с 7-го пункта, то сформировать эффективную систему ВШК, выполняющую все функции управленческого инструмента, невозможно. Тем не менее, на практике в большинстве школ пп. 1-6 не обновляются и не обсуждаются годами, не соотносятся с нормативными документами, что приводит к формализации ВШК и, в конечном счете, к дискредитации управленческих процедур для учителя ("замучили проверками...", "опять этот мониторинг...").
В плане школы раздел ВШК, который обязательно присутствует в каждой ОО: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (с. 1 ФГОС). Мы предлагаем начать этот раздел с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся, - это отражает не только требования государственных документов, но и чаяния социума. Никакие достижения не могут компенсировать отрицательную динамику уровня здоровья детей.
Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования - в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:
Качество и динамика обученности - это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:
Практика показала, что наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в школе, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:
Раздел "ВШК качества процесса", спроектированный на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов, а также с учетом принципов критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий. В ФГОС цели этого раздела ВШК определены как "...обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения".
Первый раздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Именно содержание этого раздела становится сегодня предметом обсуждения на проблемных педагогических советах, обучающих семинарах. Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, на наш взгляд, выстроена также по принципу необходимости и достаточности. Направления анализа могут быть расширены, уточнены. Но все описанные направления раздела должны быть реализованы в ВШК:
В разделе "качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть отслеживание трех составляющих:
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В роли показателей качества методической системы школы чаще всего выступают цифровые данные о количестве проведенных заседаний МО, при этом темы заседаний могут быть не связаны с данными ВШК образовательных результатов. Очевидно, что в таком случае невозможно сделать выводы о связи методической работы с положительной или отрицательной динамикой обученности по предметам.
Очень эффективно в формате ВШК "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, не только реализующий интегративную функцию ВШК, но и обеспечивающий отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК:
Раздел "Контроль качества управления" редко присутствует в ВШК школ. В то же время именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Минимальный объем показателей качества управления:
В специальном разделе ВШК необходимо отслеживать здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для школьного управленца цели и необходимые ресурсы для изменения качества образовательной среды.
Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует адаптации к реальным условиям школы. Однако, несмотря на разнообразие условий, в которых может происходить адаптация, есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.
Только в таких условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция ВШК, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом ВШК качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований ФГОС и НСОТ, но и инструмента их внедрения.