Вопрос 1. Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?
Ответ: Добрый день. Можно и нужно! Но необходимо помнить, что психолог не решает за Вас Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка, он может. Психолог - это не тот человек, который может дать готовый совет или перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой. Ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет, на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. То есть консультация психолога - это первый шаг к самопознанию обратившегося.
25.09.2020 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО
Вопрос 2. С чего начать работу только устроившемуся в школу психологу?
Ответ: Изучите правовую базу (в том числе профстандарт педагога-психолога)
Узнайте, как видит работу педагога-психолога директор, детально оговорите свои должностные обязанности
Составьте план работы. Директор и завуч принимают участие в обсуждении вашего годового плана, т.к. он является частью годового плана образовательного учреждения.
Вопрос 3. Нужно ли согласие родителей на проведение диагностики с ребенком?
Ответ: Добрый день. Психолого-педагогическая диагностика оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст 42 Закона «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.20012). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и согласие/не согласие на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о педагоге-психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.
Вопрос 4. Планирую вести уроки психологии в школе. Подскажите какие есть методические материалы и интернет ресурсы.
Ответ: Добрый день. Вы можете воспользоваться программами таких авторов, как Н.П. Локалова, И.М.Никольская, Л.В.Строганова, О.В.Хухлаева, а также интернет ресурсом http://psylesson.ru/
Вопрос 5. Подскажите, пожалуйста, какие тесты можно использовать для изучения интеллекта у нормотипичных детей на средней параллели
Ответ: Добрый день. Вы можете использовать ПИТ (подростковый интеллектуальный тест), ШТУР (школьный тест умственного развития). Обратите внимание на поло-возрастные стандарты.
Вопрос 6. Подскажите, пожалуйста, какими учебниками пользоваться, организуя обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательных классов (вариант2). Класс- первый дополнительный.
Ответ: Обучение для детей с умственной отсталостью по варианту 2 осуществляется по СИПР (специальные индивидуальные программа развития). Учебников по этому варианту не предусмотрено, так как дети этой категории очень разные. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития можно найти на сайте Федерального ресурсного центра по обучению детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) и интеллектуальными нарушениями http://xn--h1adfofdl.xn--p1ai/.
26.09.2020 Юлия Владимировна Шаркунова, зав.кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 6. Разъясните подробнее о переподготовке «Психология»
Ответ: Переподготовка по специальности "Психология" длится 18 месяцев, 1070 часов, из них 700 ч-аудиторно. Обучение вечернее - понедельник, среда, пятница с 18.00 до 21.00. По итогам обучения защищается ВКР, выдается диплом установленного образца. Оплата помесячно - 4240 руб.
Вопрос 7. Работаю педагогом-психологом в школе второй год. Подскажите, на каком ресурсе можно посмотреть качественные коррекционно-развивающие программы для работы?
Ответ: На сайте Федерации психологов образования России появился ресурс «Цифровая платформа психолого- педагогических программ работы с трудностями в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий», https://rospsy.ru/learning-difficulties. Там можно выбрать программу для работы по интересующему вас направлению.
26.09.2020 Елена Михайловна Новоселова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 8. Я социальный педагог и в своей школе отвечаю за проведение социально-психологического тестирования вот уже 2 года. Будут ли в этом году какие-либо принципиальные изменения? А то официальные документы еще не пришли, а родители спрашивают.
Ответ: Появилось три важных уточнения: 1). в тестировании могут принимать участие обучающиеся 7-х классов, достигшие возраста 13 лет; 2) определены сроки хранения информированного согласия на участие в тестировании родителей и обучающихся, достигших возраста 15 лет - до момента отчисления из ОО; 3) внесены уточнения в Итоговую статистическую таблицу, которые ОО отправляют в Муниципалитет по окончании тестирования. Для уточнения можете обращаться по тел 8(3452)390269
Вопрос 9. Я учитель русского языка 5-6 классов. В одном из 5-х классов есть девочка с ОВЗ, программа 8.2. Я с такими детьми раньше не работала. Подскажите, есть ли курсы повышения квалификации для меня, чтобы справиться с этой задачей?
Ответ: Да, есть курсу для педагогов 5-х классов, работающих с детьми с ОВЗ. Их название «Эффективные практики реализации адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ», 72 часа, дистанционный формат, ДПУ. Заявку на участие можно направлять на почту oop@togirro.ru, 8(3452)390269.
Вопрос 10. Много занимаюсь просветительской работой, есть оформленные Программы. Подскажите, планируется ли в ближайшее время в нашей области Конкурс программ по психологическому сопровождению?
Ответ: Проконсультироваться по данному вопросу Вы можете у Шаркуновой Юлии Владимировны, заведующей кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, 8(3452) 399083. Сотрудники кафедры могут оказать и методическую помощь по подготовке Программы для конкурса.
Вопрос 11. Меня, как маму ученика начальной школы, очень беспокоит возможный переход на дистанционное обучение из-за эпидситуации. Где можно ознакомиться с рекомендациями психологов по данному вопросу?
Ответ: На сайте ТОГИРРО есть специальный раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов в условия распространения коронавирусной инфекции». http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/metodicheskie_m777/psixologo_pedag.html Информация, которая там размещена может быть полезна и для родителей.
Вопрос 12. Уточните, пожалуйста, в чем различия психолого-педагогического подхода к детям разных возрастов в школе?
Ответ: На разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются определение готовности к обучению в школе, содействие адаптации, формированию эмоционально позитивного отношения к школе, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. В средней школе - психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах и другие. В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержке при сдаче государственной итоговой аттестации.
26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 13. Как справляться с упрямством трехлетнего ребенка?
Ответ: Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним - малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость. Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, ребенок перестает чувствовать границы.
Вопрос 14. Может ли школьный психолог работать с ребенком без ведома родителей?
Ответ: Если мы говорим о работе психолога в общеобразовательном учреждении, то в начале учебного года психолог собирает у родителей анкеты с согласием на работу педагога - психолога с ребенком.
Этот документ содержит в себе перечисление видов работы, которые педагог-психолог может проводить с ребенком (диагностика, развитие, профилактика, консультация). Таким образом он ставит родителя в известность о том, что с его ребенком может быть проведена такого рода работа (по запросу учителя или самого ребенка, например).
Вопрос 15. Моему сыну 8 лет, он первоклассник. Учитель говорит, что у него совершенно нет учебной мотивации, ему не интересно на уроках, ему нравятся только занятия (индивидуальные) с психологом. На уроках отвлекается, занимается своими делами, но читает лучше всех в классе, любит математику, но вот уроки ему не нравятся, в школу ходит с желанием, но только лишь для того что бы пообщаться с друзьями. Как помочь своему ребенку?
Ответ: Когда ребенок поступает в школу это сопровождается серьезными изменениями. Меняется его социальный статус (он теперь становится учеником) и меняется ведущая деятельность. В дошкольном возрасте - это игра, в школьном - учебная. Если ребенок личностно не готов к школе, его ведущая деятельность не меняется, то есть остается игрой. Тогда ученику интересно не учиться в школе, а играть в школу. Он может быть успешным по предметам, но все это до первых серьезных трудностей. Ему больше интересно общаться с одноклассниками, играть с ними. Обратите внимание, играет ли ваш сын после школы, дома. Поддержите его в этом. Поддерживайте и отмечайте все школьные успехи. Не ругайте лишний раз за учебные неудачи.
Вопрос 16. Как у ребенка повысить самооценку?
Ответ: Старайтесь не критиковать, поручать важные ответственные дела (но не перестараться), научить прощать ошибки (не обвиняя в них, а направляя ребенка на поиск пути их исправления). С точки зрения психологии ошибка - это полезный опыт. Найти 5 качеств в вашем ребенке, которые в нем вы особенно цените и чаще говорить с ним об этом.
Предоставлять выбор, т.е. относиться как ко взрослому уважаемому человеку. 26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса