Вопрос 1. Как определиться с ИОМ? С чего нужно начинать?
Ответ: Для начала определитесь с темой саморазвития, что Вам интересно, какая педагогическая технология кажется наиболее приемлемой в Вашей практике. Затем можно обратить внимание на ведущие задачи по развитию профессиональных компетентностй (методическая, педагогическая ,предметная, психолого-педагогическая) и конкретные шаги для решения этих задач. Ожидаемый результат и сроки реализации будут стимулировать Вас к постоянному самоанализу и саморазвитию.
28.08.2020 Ирина Владимировна Прудаева, и.о. заместителя руководителя Центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников г. Тюмени
Вопрос 2. Почему необходимо заполнять ИОМ именно на три года?
Ответ: Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагается в межкурсовой период, т.е. один раз в три года.
Вопрос 3. Для чего проводится собеседование перед курсами?
Ответ: На первичном собеседовании Вы можете получить установку на курсы, а так же чтобы определить профессиональные дефициты
Вопрос 4. Какая основная цель конкурса «Большая перемена?»
Ответ: Это первый масштабный Всероссийский конкурс, цель которого дать возможность каждому подростку проявить себя, найти свои сильные стороны в проектной деятельности с поддержкой педагогов-наставников. Проходит он при поддержке Министерства просвещения РФ и Федерального агентства по делам молодежи. Организаторами выступают АНО «Россия - страна возможностей», АНО «Центр непрерывного развития личности» («ПроеКТОриЯ»), ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Российское движение школьников. Партнеры - Сбербанк России, Mail.ru Group (ВКонтакте).
Вопрос 5. Что включает в себя программа «Основы ИКТ и смешенного обучения. Современные тенденции питания детей и психофизиологические аспекты ожирения у детей»
Ответ: Данный курс посвящен применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе и формированию правильных пищевых привычек у детей начальной школы с помощью курса «Здоровое питание от А до Я» через проектную деятельность и смешанное обучение.
Какие можно использовать образовательные ресурсы в дистанционном образовании?
Интерактивные уроки по школьному курсу с 1-го по 11-й класс «Российская электронная школа». Набор электронных учебников и тестов, проверка ошибок, варианты контрольных. «Московская электронная школа» Профориентационный портал «Билет в будущее» с возможностями тестирования и погружения в различные специальности. Оператор международного движения WorldSkills International Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» . «Яндекс.Учебник» - более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1-5кл. «ЯКласс» - объясняет ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам. Платформа новой школы Сбербанка. Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов предоставляет издательство «Просвещение». Изучать общеобразовательные предметы и готовиться к выпускным экзаменам и олимпиадам позволяет «Маркетплейс образовательных услуг». Он объединяет ресурсы «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и т.д. «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. Онлайн-платформа «Мои достижения» - диагностики для учеников с 1-го по 11-й класс.Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум». «Урок цифры» позволяет знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования.
«Сириус.Онлайн» - дополнительные главы по геометрии, комбинаторике, а также по лингвистике, фонетике и графике.
28.08.2020 Ирина Владимировна Прудаева, и.о. заместителя руководителя Центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников
Вопрос 6. Что включает в себя базовые методические компетенции?
Ответ:
1. Планирование занятия на основе выделения его основных этапов.
2. Определение системы целеполагания при разработке занятия с соотнесением цели, задач и планируемых результатов.
3. Создание личностно-развивающей образовательной среды и формирование мотивации обучающихся к познанию.
4. Использование технологий при организации учебной деятельности школьников, понимание педагогом ограничений, адекватный отбор и системность применения.
5. Развитие УУД учащихся в освоении учебного материала с учетом их разных видов.
6. Развитие эмоционально-ценностной сферы личности обучающихся через проектирование ситуаций и событий.
7. Отбор инструментария для оценивания учебных достижений обучающихся.
8. Планирование в рамках учебной и внеклассной работы самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
9. Инструменты межпредметной интеграции в рамках занятия.
10. Использование активных и интерактивных подходов в преподавании.
Вопрос 7. В нашем регионе появился новый конкурс для учителей «Две звезды». Что это за конкурс и как можно принять в нем участие?
Ответ: Все верно, в конце сентября 2020 года впервые прошел фестиваль-конкурс профессионального мастерства «Две звезды» среди молодых педагогов и их наставников.
Конкурс организован с целью повышения и укрепления престижа профессии учителя, активизации профессионального общения, обмена опытом, между педагогом-наставником и молодым педагогом, повышения профессиональной компетентности учителей-предметников, укрепления института наставничества среди педагогов Тюменской области, а также формирования культуры командной работы.
В Конкурсе может принять участие команда педагога-наставника и молодого педагога из любого муниципалитета Тюменской области. С Положением конкурса можно ознакомиться на сайте по ссылке: http://togirro.ru/aktualno_segodn/institute_news/polozhenie_dve_zvezdy_2020.html
30.08.2020 Ирина Владимировна Прудаева, и.о. заместителя руководителя Центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников
Вопрос 8. Каковы основные проблемы и перспективы применения интерактивных технологий в сфере образования?
Ответ: В настоящее время предполагается, что информационные технологии займут ключевые позиции во всех сферах образования - увеличится доля использования интерактивных учебных материалов, повысится вариативность методов и форм обучения, произойдет интенсификация учебного процесса, повысится эффективность организации системы административного управления.
К несомненным достоинствам информатизации образования можно отнести: приучение к самостоятельности и творческой деятельности, отсутствие бумажной волокиты, экономию времени, удаленный доступ, различные способы доступа к учебным материалам, использование в проектной деятельности, которая позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения. Однако, есть и некоторые недостатки: риск отрицательного результата (непроверенные технологии), утрата способностей воспринимать большие тексты, экранная зависимость, снижение социальных навыков, отсутствие творчества (связана с утратой навыков письма), снижение умственной активности, ухудшение здоровья (зрение, речь, моторика, электромагнитное излучение), абсолютный контроль, изменение функций педагога (уменьшение роли «живого общения», передача части функций роботизированным механизмам, формализация профессии).
Умелое сочетание формы привычного традиционного образования и современных цифровых технологий позволит минимизировать риски отрицательного влияния ИКТ.
Вопрос 9. Какие современные интернет-средства вы можете порекомендовать для использования в профессионально-педагогической деятельности?
Ответ: Опыт применения электронных интерактивных ресурсов для контроля и индивидуализации обучения в период перехода школ на дистанционное обучение, а также из опыта работы с учащимися, находящимися на домашнем, семейном обучении, требующими повышенного педагогического внимания, позволил выделить ряд ресурсов, эффективно решающих педагогические задачи: «Я-класс» (содержит множество разнообразных предметных заданий), «Фоксфорд» (эффективен при работе с высокомотивированными учащимися), «Сдам ГИА» (полезен при подготовке к ГИА), «Образовательная онлайн-платформа CERM.RU» (незаменима для развития и диагностики сформированности УУД).
Вопрос 10. Поясните, пожалуйста, - самостоятельная работа по общеобразовательному циклу СПО по стандартам нового поколения не предусмотрена, куда ставить часы на индивидуальный проект? Часы на индивидуальный проект обучающегося входили в часы самостоятельной работы.
Ответ: Индивидуальный проект рекомендуется проводить в рамках профильных дисциплин с интеграцией в профессию (или специальность), и, обязательно носить междисциплинарный характер. В рамках профессий СПО в новом формате ФГОС возможно выделение часов на самостоятельную работу, часть которой может быть запланирована на выполнение индивидуального проекта. В рамках ФГОС по специальности выделение часов на самостоятельную работу не предусмотрено, но, рекомендуется введение дисциплины «Проектная деятельность» и отведение часов консультаций по дисциплинам, к которым может быть отнесён данный проект.
Вопрос 11. Как организовать проектную деятельность обучающихся СПО? На каком этапе обучения может использоваться метод проектов?
Ответ: Проектная деятельность обучающихся (проектный метод) - это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Использоваться проект может на любом этапе обучения, это может отдельно организованный проект или курсовая, дипломная работа в формате проекта. Чтобы достичь практической цели, учащиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта. При этом существенно меняется роль преподавателя. Зависимость учащихся от педагога должна быть хотя бы частично сокращена или дополнена самоорганизацией. Педагог должен организовать учебную ситуацию. При этом он продолжает нести ответственность за процесс образования (обучения), но, часть ответственности ситуационно переносится на самих учащихся.
Вопрос 12. Как следует понимать оптимизацию сроков обучения? Сокращение сроков? Это влечет за собой риски снижения качества СПО.
Ответ: Оптимизация срока освоения ОПОП СПО - это комплекс действий администрации и педагогического коллектива образовательной организации, реализующей программу СПО, по достижению результатов освоения программы за срок, установленный ФГОС СПО. Комплекс действий подразумевает проектирование образовательного процесса по конкретной программе СПО - проектирование ожидаемых результатов обучения, его содержания, условий и средств его реализации на основе требований ФГОС СПО, учета региональных особенностей и особенностей отдельных категорий обучающихся. Комплекс действий может включать анализ имеющихся в образовательной организации ресурсов (кадровых, материально-технических, учебно-методических); разработку и реализацию мер оптимизации, включая повышение квалификации педагогических кадров и привлечение к образовательному процессу действующих специалистов организаций-партнеров, в том числе бизнес-организаций, работодателей; заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, нормативно-методическое обеспечение учета предшествующих результатов обучения, разработку индивидуальных учебных планов обучающихся, разработку онлайн курсов, интегрированных курсов обучения, обеспечение различных форм обучения на рабочем месте, разработку дополнительных образовательных программ и способов их синхронизации с ОПОП и т.д.
Вопрос 13. Какими нормативными документами определяется использование индивидуального учебного плана? Как можно его использовать для ускоренного обучения?
Ответ: В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к основным правам обучающихся и мерам их социальной поддержки и стимулирования относится обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 15.12.2014) определено, что при получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Использование индивидуального учебного плана в рамках ускоренного обучения определено Методическими рекомендациями об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (направлены письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. № 06-846). Дополнительные разъяснения были направлены Письмом Минобрнауки России от 15 декабря 2017 года № 06-ПГ-МОН-52749 «О предоставлении права на обучение по программам СПО по индивидуальному учебному плану». Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами. Итак, образовательная организация самостоятельно определяет возможность установления обучающемуся индивидуального учебного плана и прохождения ускоренного обучения, а также осуществляет зачёт результатов освоения пройденных обучающимся учебных предметов в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. В случае, если в результате перезачёта учебных предметов, студентом освоена программа первого курса, по решению образовательной организации он может быть переведён на второй курс.
Вопрос 14. Как может использоваться ИУП для интенсификации образовательного процесса? Что это значит?
ИУП может, например, способствовать решению задачи по освоению наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в данной образовательной организации, а также в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Законом допускается освоение одновременно двух ОПОП СПО. Например, при освоении в очной форме ОПОП СПО по специальности студент может одновременно осваивать ОПОП СПО по профессии в очно-заочной форме. При этом составляется ИУП, позволяющий осуществить такое совмещение с достижением запланированных результатов по обеим программам. При необходимости (как правило, это требования работодателей на последних курсах обучения студентов) возможно организовать с использованием ИУП освоение основной программы профессионального обучения или дополнительной профессиональной программы, дополняющей ОПОП СПО.