Вопрос 1. Каковы возможности применения облачных сервисов в процессе образования?
Ответ: 1. Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: консультирование по проектам и рефератам, проверка домашней работы.
2. Выполнение совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.
3. Организация сетевого сбора информации от множества участников образовательного процесса. Преподаватель получает возможность отслеживать этапы совершенствования каждого задания по мере того, как учащиеся его выполняют. Возможно проведение и индивидуальных, и совместных практических работ по таким разделам учебных дисциплин, как моделирование, обработка числовых данных в таблицах, построение диаграмм.
4. Осуществление текущего, тематического, итогового контроля, а также самоконтроля. У преподавателя есть возможность организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе, организовать викторину, создать опрос (анкетирование) родителей и учащихся.
5. Планирование учебного процесса средствами соответствующего сервиса позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов, информировать учащихся о домашнем задании, о переносе занятий.
20.09.19 Владимир Ильич Селедков, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 2. Каковы особенности подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?
Ответ: В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учебного материала на уроках. В связи, с чем в школах и других учебных заведениях активно внедряются интерактивные обучающие компьютерные системы, которые способствуют не только воспроизведению учебного материала, но и их применение учеником на практике. Таким образом, роль ученика в образовательном процессе становится более активной. Ребенок становится не просто пассивным слушателем, а вовлеченным в образовательный процесс, становится его активным участником.
В отечественной педагогике выделяют три основных метода обучения:
1. Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
2. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
3. Интерактивный метод. Если обратиться к словарю, то интерактивное обучение («Inter» - взаимный, «act» - действовать) - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Исходя из определения, можно сказать, что при таком методе обучения ученик взаимодействует не только с учителем, но и со своими сверстниками, а также образовательной средой в целом. На таких уроках учитель направляет учащихся, опираясь на план, цели и задачи урока.
В виду всего вышесказанного в настоящее время является важным выделение принципов подготовки электронных презентаций и способов организации учебного материала для учебных заведений с различными образовательными программами. В данной статье будут предложены принципы подготовки электронных презентаций для образовательных учреждений, использующих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в частности в классах «Особый ребенок».
В классах «Особый ребенок», обучаются дети, для которых характерно недоразвитие сенсорной сферы, моторной сферы, памяти, внимания, речи, мышления.
Сенсорная сфера. Наблюдается замедленность и слабая активность восприятия, а также сниженный объем.
Моторная сфера характеризуется бедностью, однообразием, замедленностью и плохой пластичностью движений часто наблюдаются их бесцельность, общее двигательное беспокойство.
Память. Наблюдаются трудности при запоминании, хранении и воспроизведении информации. Наблюдаются сниженные показатели кратковременной и долговременной памяти.
Внимание. Наблюдается слабость фиксации и сужение объема внимания.
Речь. Активный словарь резко ограничен, страдает грамматический строй речи. Часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие. Затруднено понимание смысла слов.
В виду особенностей детей, обучающихся в классах «Особый ребенок», в школе используются следующие принципы подготовки электронных презентаций:
1. Принцип индифферентности фона. Фон следует подбирать светлых однотонных тонов (желательно белый), в связи с трудностями детей в выделении объектов на фоне (фигура-фон).
2. Принцип лимитированности объектов на слайде. В связи с тем, что средний показатель объема кратковременной памяти у детей 3 объекта. Также, рекомендуется ограничивать количество объектов до трех, в связи с пониженными показателями объема внимания.
3. Принцип максимальной доступности. Объекты следует подбирать, опираясь на уже изученный материал (чтобы представленные объекты были уже знакомы ученикам).
4. Принцип подбора цветов. Цвета в электронной презентации следует подбирать яркими и выделяющимися на фоне для привлечения внимания на нужный объект. При этом не рекомендуется цвета, сливающиеся с фоном или плохо различимые.
5. Принцип ограниченной анимации объектов. Следует избегать излишней анимации не существенных объектов (не относящихся к теме урока). Анимировать следует только те объекты, на которые ученик должен обратить внимание в соответствии с целью и задачами урока.
6. Принцип ограничения текстовой информации. Следует избегать использования длинных предложений в электронной презентации. Рекомендуется использование тех слов и коротких предложений, которые могут прочитать ученики.
7. Принцип лимитированности слайдов. Во избежание утомляемости и истощения внимания и других когнитивных функций количество слайдов не должно превышать 5-7 слайдов. Если тема урока подразумевает большее количество слайдов, целесообразно делать 5-10 минутные перерывы между просмотром слайдов.
Данные принципы подходят для подготовки электронных презентаций в программе Microsoft Power Point, а также на сервисах электронных онлайн презентаций, таких как Prezi (на сайте www.prezi.com) и Sway (на сайте www.sway.com).
Презентации, подготовленные на сервисе электронных онлайн презентаций Prezi, отличаются своей динамичностью, яркостью, а главное возможностью удаленного доступа для любого лица, включенного в образовательный процесс (учителя, учеников, родителей, администрации образовательного заведения).
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что использование данных принципов при подготовке электронных презентаций способствует более эффективной адаптации интерактивных технологии в классах «Особый ребенок». Интерактивный метод обучения совместно с правильно подготовленной электронной презентацией позволяет увеличить эффективность освоения учебного материала, а также развивает навыки взаимодействия учеников с окружающим миром и коммуникации со сверстниками.