Консультации кафедры социально-гуманитарных дисциплин (09-11.09.19) - 12 вопросов

Вопрос 1. Будет ли в 2020 году ОГЭ по английскому сдаваться по-новому?

Ответ: Формат экзамена остался в основном прежним, хотя в демоверсии 2020 года, представленной на сайте ФИПИ, есть небольшие изменения в двух разделах. В Разделе 2 «Задания по чтению» было изменено задание 9 (участникам ОГЭ нужно найти тексты, в которых содержатся ответы на представленные вопросы), в заданиях 10-16 уменьшено до 7 количество заданий на определение соответствия утверждений прочитанному тексту (true, false, not stated). В Разделе 5 «Задания по говорению» в задание 3 добавлен один аспект. В связи с этим соответствующие изменения были внесены в критерий «Решение коммуникативной задачи». Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 не изменилось. Таким образом, максимальный балл за всю работу теперь составляет 68 баллов.

09.09.2019 Ксения Ольгердовна Усминская ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 2. Как быть, если в ОО недостаточно кадров для организации обучения детей вторым иностранным языком? Можно ли вообще не вводить в учебный план изучение второго иностранного языка?

Ответ: В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным. Образовательная организация обязана создать условия для изучения обязательного предмета: при отсутствии кадров следует использовать дистанционные и сетевые формы обучения, привлекать совместителей соответствующей квалификации, использовать возможности профессиональной переподготовки учителей.
09.09.2019 Ксения Ольгердовна Усминская ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО


Вопрос 3. Какие языки могут изучаться в школе в качестве второго иностранного языка?
Ответ: Школа свободна в выборе второго иностранного языка, при этом стоит исходить из целесообразности: насколько востребован язык, имеются ли в школе материально-технические и кадровые условия для его изучения и т.д. Кроме того, следует иметь в виду, что при изучении любого предмета образовательная организация обязана использовать учебно-методические комплекты в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем учебников.

11.09.2019 Ксения Ольгердовна Усминская ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Готовлю ученика на олимпиаду по литературе. Скажите, пожалуйста, на чем лучше сконцентрировать внимание и усилия?

Ответ: Традиционно, на олимпиаде по литературе проверяется владение комплексным анализом художественного текста, умение понимать и интерпретировать текст в коридоре допустимых смыслов (задаваемых авторской концепцией мира и человека), определять авторскую позицию и средства ее выражения. Другое направление подготовки - развитие литературного кругозора и культурной эрудиции, связанные со знанием историко-литературных процессов, умением устанавливать историко-литературные параллели.  Все это так или иначе коррелирует с читательской компетенцией и литературоведческой подготовкой учащегося, которые проверяются в том числе и в творческих заданиях, направленных на творческую самореализацию школьника в разных формах и жанрах.  

9.11.2019 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.филол.н.

 

Вопрос 5. Будет ли в этом учебном году проводиться НИКО по литературе в 6 и 8 классах?

Ответ: Апробация модели НИКО по литературе в 6 и 8 классах прошла, если Вы знаете, 10 апреля 2018 года, в том числе в Тюменской области. Официальной информации о проведении этой оценочной процедуры в штатном режиме в этом году пока нет. Будем следить за образовательными новостями и... читать с детьми, мотивируя их, расширяя их круг чтения, будем учить понимать тексты и писать о прочитанном... Чтобы не бояться НИКО! Удачи!

9.11.2019 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.филол.н.

 

Вопрос 6. Посоветуйте, пожалуйста, как за оставшееся короткое время грамотно и эффективно подготовить ученика к очной защите исследования по литературе на областной конференции «Шаг в будущее»?

Ответ: Убеждена: к публичной защите исследовательского проекта ребенка надо готовиться, целенаправленно, серьезно и системно. Начинается все обычно с написания текста выступления, своего рода «тронной речи». Согласитесь, это совсем другой жанр, чем научное исследование - жанр устный, ориентированный на слушателя. Вот почему письменная речь должна быть творчески переработана так, чтобы легко воспринималась на слух. Искусство написания текста публичного выступления состоит и в умении за весьма ограниченное время сказать максимально много, изложить суть проделанной большой работы. Поэтому речь должна быть содержательно емкой, логичной и при этом - понятной, изложенной доступным языком. Юный исследователь выступает ведь по сути в роли проводника в тот мир, в котором он сам так долго и увлекательно путешествовал, открывал что-то новое, неизведанное... И к вопросам жюри - традиционным и предполагаемым - воспитанника тоже надо готовить, инициируя многократные «пробные» публичные защиты исследовательского проекта в самых разных аудиториях. Чтобы он набрался опыта публичности, приобрел навыки научного общения с разными категориями слушателей.

Удачи Вам и юным исследователям Вашим на тернистом, но интересном пути!

9.11.2019 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.филол.н.

 

Вопрос 7. Предвидятся ли изменения в диагностических материалах по русскому языку в 9 классах?

Ответ: На сайте ФИПИ в разделе ОГЭ и ГВЭ-9 опубликованы проекты перспективных моделей измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в том числе и по русскому языку, литературе.

По русскому языку в 9 классе остается без изменений задание 1 (изложение), 15 (альтернативное сочинение); изменился формат только тестовой части с целью усиления аналитической лингвистической деятельности.

На данном этапе идет общественно-профессиональное обсуждение проектов перспективных моделей в формате ОГЭ.

Рекомендуем ориентироваться на материалы разработчиков КИМ по русскому языку Цыбулько И.П., а также тренировочное тестирование, РСОКО, которые разработаны в соответствии с требованиями федеральной комиссии.

В конце сентября ежегодно проводим курсы, цикл семинаров по изменениям в оценочных процедурах по русскому языку и литературе.

12.09.2019 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Порекомендуйте, пожалуйста, качественные цифровые ресурсы, образовательные платформы для подготовки к урокам русского языка ?

Ответ: Сегодня как никогда актуален урок в цифровой среде, а не просто с использованием цифровых ресурсов. В рамках курсовой подготовки мы системно проводим практикумы с электронными образовательными ресурсами, приглашаем преподавателей, которые не только используют данные ресурсы, но и сами разрабатывают уроки, задания, проекты в цифровой среде. Опыт коллег мы обобщаем и постоянно размещаем на сайте ТОГИРРО http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/gosprogramma/grant_russkii_yazyk/metodicheskij_k/elektronnye_obr.html.

12.09.2019 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Сегодня много говорят о  «Русский родной язык», это отдельные занятия? Или нужно включать его содержание в учебный предмет Русский язык?

Ответ: Курс «Русский родной язык» и учебный предмет «Русский язык» - два различных курса, с разной программой, разными требованиями, разным содержанием.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» статьи 11,14 «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании» разработана ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НОО и ООО от 31.01.2018г. № 2/18 Выпустили УМК  «Русский родной язык» издательство «Просвещение» (О. М. Александрова, И. Н. Добротина и др.), издательство «Русское слово» (Т.М. Воителева, О.Н. Марченко и др.)

С содержанием данного курса знакомим в рамках курсовой подготовки учителей русского языка и литературы, надеемся, что слушатели, возвращаясь с курсов, знакомят с материалами своих коллег. Планируем в августе-сентябре 2019 г. встречи с авторами УМК по данному курсу.

Методические рекомендации по разработке нормативных документов В ОО, по организации введения курса размещены на сайте ТОГИРРО «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНЫХ ЯЗЫКАХ ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РОДНЫХ ЯЗЫКОВ ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РУССКОГО КАК РОДНОГО» http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/gosprogramma/grant_russkii_yazyk/metodicheskij_k/regionalnye_mod.html

12.09.2019 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 10. На Тренинге по реализации проектов по развитию ФГ школьников был очень хороший материал в помощь. Как им воспользоваться! Возможно, он уже есть в Облаке?...Буду очень благодарна.

Ответ: Здравствуйте, отправляю вам ссылку на материал http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/razd_75_let_tyumen_region/forum-2019/19.08.19/trening_fingram_19.08.19.html

12.09.2019 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 11. Здравствуйте. В 9 классе добавили 1 час, а авторские программы написаны на 2 часа. Не может такого быть, что в 9 классе этот час нужно изучать 20 век, т.к. там написано, что для тех, кто уходит нужен элективный курс "История России 20 век." Или нам 19 век расписывать на 3 часа. И можно вести отдельно сначала всеобщую, а потом историю России. По часам как сделать? 34 и 68?

В 9 классе всеобщая история изучается до 1914 года,так же и отечественная история. Можете вести раздельно, 30-40% всеобщая история, 70-60% отечественная история. 

12.09.2019 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 12. Где можно посмотреть информацию по Всероссийскому конкурсу сочинений?

Ответ: Всю информацию вы можете найти по ссылке http://togirro.ru/organizacionno/meropriyatiya_dety/konkursi_olimpiads/vserossijskij_k_soch/2019.html

12.09.2019 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

 

ТОГИРРО