Вопрос 1. Каковы изменения в модели ОГЭ по литературе 2021 года?
Ответ: Изменения весьма существенные, концептуально значимые. В соответствии с утвержденной Демоверсией 2021 года, по-другому реализован будет принцип выбора: экзаменационному предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2; 3.1 или 3.2. Введено также новое задание базового уровня сложности 2.1/2.2, требующее анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении. И темы сочинения формулируются в новой модели по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1. Методический анализ новых подходов и рекомендации по подготовке детей мы представляем на традиционных вебинарах ТОГИРРО, которые состоятся 3 декабря 2020 года (14.00-16.00) и 29.01.2021 года (15.00-17.00).
26.10.2020 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры СГД ТОГИРРО, к.фил.н.
Вопрос 2. Будет ли в работах ОГЭ по литературе 2021 года проверяться грамотность?
Ответ: Согласно утвержденной Демоверсии 2021 года, как и в 2020-м году, грамотность ответа проверяться будет (максимально - 6 баллов). Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1-ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение). Выполненным считается задание, оцененное положительно (не 0 баллов). В связи с этим, целесообразно усилить работу по формированию коммуникативного контроля и навыков синонимической замены, практической грамотности девятиклассников при создании письменных текстов.
Вопрос 3. Посоветуйте, пожалуйста, как доказать родителям, что их ребенок плохо готов к ЕГЭ по литературе.
Ответ: Да, действительно, не секрет, многих родителей приходится сегодня убеждать! Конечно, родители должны знать результаты входящего контроля в формате ЕГЭ, итоги всех тренировочных и контрольных работ. Но для большей убедительности целесообразно посоветовать написать тренировочное тестирование, сделав заявку в РЦОИ. Родители и сам ребенок получат объективный, независимый результат председателя РЭК по литературе, который высветит пробелы в подготовке обучающегося и мотивирует на серьезную работу.
Вопрос 4. Подскажите пожалуйста, на ЕГЭ теперь тоже нужно будет писать электронное письмо? Или же обычное осталось?
Ответ: В КИМ ЕГЭ-2021 по иностранным языкам никаких изменений не произошло, раздел «Письмо» состоит из двух заданий: письмо личного характера и письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме.
18.11.2020 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 5. Здравствуйте! Не смогла присоединиться к вебинару 19.11.2020 по английскому языку. Можно ли посмотреть его в записи?
Ответ: Посмотреть записи вебинаров можно по ссылке:
http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/ocenka_kachestv/rabota_setevyx2018/ege_vebinar20_21/inyaz_20-21.html
Вопрос 6. Добрый день! Интересует задание №2 в устной части ОГЭ по английскому языку. В демоверсии даётся перечень вопросов, которые звучат в записи. Будет ли возможность увидеть задаваемые вопросы на самом экзамене?
Ответ: Данное задание (условный диалог-расспрос) предполагает восприятие иноязычной устной речи на слух, зрительные опоры не предусмотрены.
07.12.2020 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 7. В этом учебном году в учебный план включили предметы «Русский родной язык» и «Русская родная литература», существуют ли учебники по этим предметам для 8 класса?
Ответ: Изучение предмета «Русский родной язык» и «Русская родная литература» (в НОО «Родное литературное чтение») в 1-10 классах организовано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
На конец 2020 года есть два УМК по учебному предмету «Русский родной язык» для 1-4 классов, 5-9 классов: АО Издательства «Просвещение» , авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых) (включён в федеральный перечень 3.2.1.1.12.4, 3.2.1.1.12.5 Приказ от 18 мая 2020 г № 249 Министерства просвещения); издательство «Русское слово», авторы: Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И.В. Текучёва, можно использовать как учебное пособие. Для 10-11 классов учебников пока нет, можно использовать материалы из блоков «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст» выше названных УМК.
Учебник по «Русской родной литературе» в разработке АО Издательства «Просвещение» (Примерные программы утверждены только 17.09.2020г. ), однако Вы можете познакомиться с подходами к преподаванию учебного предмета, прослушав вебинары «Родная литература (русская): содержательно-методические аспекты нового предмета» выбрать удобный для вашей школы подход.
https://www.youtube.com/watch?v=58RQzhu-8s8&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=v_1Ji2QlHBM&feature=youtu.be
09.12.2020 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 8. Уточните, пожалуйста, ещё раз по требованиям к аргументации на итоговом сочинении? Сколько должно быть аргументов? Какие тексты можно включать?
Ответ: При подготовке и оценивании итогового сочинения как допуска к ЕГЭ необходимо ориентироваться на методические материалы на сайте ФИПИ. https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie - все нормативные и методические установки по подготовке и проверке сочинения только здесь!
Необходимо изучить МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ (Размещены в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.10.2020 г. № 10-683). Подобно расписаны особенности итогового сочинения и подготовки к нему, даны рекомендации по основным направлениям подготовки к написанию сочинения, в этом разделе с.150-215 представлены все требования по К2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики, произведений устного народного творчества (за исключением малых жанров), других источников отечественной или мировой литературы). При этом по критерию 2 достаточно опоры на один текст», с.150. Из формулировки задания «...
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).» Как видим из рекомендаций, критериев проверки, формулировки задания достаточно опоры на один текст, ограничений к выбору текста нет.
Вопрос 9. На основании каких документов можно разработать программу курса "Индивидуальный проект" 10-11 класс по ФГОС?
Ответ: Единой, обязательной для всех программы курса «Индивидуальный проект» для 10-11 классов нет и не может быть, так как рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов конкретной ОО с учетом запросов учащихся и родителей, возможностей педагогического коллектива в определенном тематическом, предметном, межпредметном направлении. В качестве примера можно ориентироваться на материалы на сайте https://fgosreestr.ru Примерная образовательная программа учебного курса «Индивидуальный проект. Актуальная экология» предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования
При разработке рабочей программы необходимо ориентироваться на утвержденные федеральные нормативные документы. Для данной программы таким документом прежде всего является ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (раздел II.1. Примерная программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной)
Возможно, вам помогут следующие материалы Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак]. - Москва : Просвещение, 2019. - 159 с. Видеозапись вебинара по данному направлению размещена здесь: https://events.webinar.ru/12290983/3432373/record-new/3489095
Вопрос 10. Почему нет сертификата участника конкурса переводов с немецкого языка?
Ответ: Конкурсы «Лучший учитель татарского языка и литературы», «Неизвестное в известном - тюменские истоки», конкурсы переводов прозы и поэзии с языков народов России (татарский язык, чеченский язык), равно как и конкурс переводов немецкой прозы и поэзии на русский язык «Немецкая муза» („Die Deutsche Muse"), проводились в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур: формирование и развитие речевой культуры в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства школы». Сертификат участника конференции вы можете скачать в каждом из информационных блоков по итогам конкурсов.
http://togirro.ru/aktualno_segodn/institute_news/die-deutsche-muse_sert.html
14.12.2020 Елена Анатольевна Самусенко, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 11. Скажите, пожалуйста, как писать электронное письмо в 9 классе (ОГЭ)?
Ответ: Рекомендуем Вам ориентироваться на те инструктивно-нормативные документы, которые размещены на сайте ФИПИ. В демоверсии к экзамену даны критерии оценивания электронного письма и дополнительная шкала оценивания. Исходя из тех аспектов, которые обозначены в критериях и подлежат оцениванию, Вы можете составить рекомендации для обучающихся.
Вопрос 12. Будут ли очные семинары по подготовке к ГИА по английскому языку в этом учебном году? Очень они для нас актуальны.
Ответ: Коллеги, мы тоже всегда рады очному взаимодействию с вами, безусловно, оно является максимально эффективным в вопросах подготовки к экзаменам. Мы планируем к проведению такие семинары, но всё будет зависеть от развития эпидемиологической ситуации и тех решений, которые принимаются на региональном и федеральном уровнях в целях обеспечения режима повышенной готовности. В любом случае все плановые семинары по подготовке к ГИА в режиме ВКС проходят в соответствии с графиком.
Вопрос 13. Здравствуйте, какие изменения произошли в контрольно-измерительных материалах ГИА по истории в 9 классе?
Все материалы опубликованы на сайте «Федерального института педагогических измерений» по ссылке:
https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
17.12.2020 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 14. Подскажите, пожалуйста, где можно найти разработки уроков по курсу «ОРКСЭ» с использованием регионального компонента?
Ответ: Добрый день, разработки уроков можно посмотреть по ссылке :
http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/mediateka_soc/orkse_odnknr/luchshie_uroki.html
Вопрос 16. Здравствуйте, опыта работы в школе 4 месяца, подскажите, пожалуйста, где можно найти материалы для подготовки к урокам истории и обществознания?
Ответ: Добрый день, все материалы вы можете найти в методической копилке кафедры Социально-гуманитарных дисциплин по ссылке http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/mediateka_soc/istoriya.html
Вопрос 17. Отменят ли итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов в 2021 году? Нужно ли готовится к нему?
Ответ: Итоговое собеседование - это необходимый элемент контроля, успешное прохождение которого необходимо для допуска к ОГЭ.
Собеседование будет проведено 10 февраля, как сообщает Роспотребнадзор. Вне зависимости от ситуации с коронавирусом, девятиклассники пройдут итоговое собеседование в единую дату для всей России - третью среду февраля.
Однако если показатели распространения вируса не снизятся, Роспотребнадзор будет вынужден принять соответствующие меры. В таком случае итоговое собеседование будет проведено дистанционно.
Подведем итоги: итоговое собеседование будет проведено 10 февраля по всей стране, при необходимости - дистанционно. Следовательно, готовиться к нему нужно.
18.12.2020 Виктория Юрьевна Третьякова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 18. Может ли педагог вносить изменения в рабочую программу учебного курса?
Ответ: Да. В пояснительной записке описываются изменения (не более 20%), внесенные педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.
19.12.2020 Виктория Юрьевна Третьякова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 19. Если документы об участии (победе) в конкурсе получены на имя образовательной организации, то как педагогическому работнику подтвердить персональное участие?
Ответ: Для подтверждения персонального участия педагогического работника требуется приложить приказ руководителя образовательной организации о составе участников рабочей группы по подготовке к указанному мероприятию, за которое получена награда.
24.12.2020 Виктория Юрьевна Третьякова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО