Вопрос 1. Когда состоятся семинары по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ-21 по английскому языку?
Ответ: Актуальные даты проведения семинаров публикуются на сайте института www.togirro.ru в разделе «Новости», следите за информацией.
02.10.2020 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 2. Есть ли в Тюменской области какие-то государственные программы по международному обмену, по которым можно бесплатно отправить школьника на обучение в страну изучаемого языка (английский)?
Ответ: На данный момент подобных программ в нашем регионе не существует.
04.10.2020 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 3. По иностранным языкам к ОГЭ уже по новым КИМ (с изменениями) готовить?
Ответ: Размещённые на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru проекты документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2021 года, ещё не утверждены.
10.10.2020 Ксения Ольгердовна Усминская, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 4. Здравствуйте, мне нужно создать личный кабинет для отправления своей работы на региональный этап. Что для этого нужно сделать?
Ответ: Вы отправляете работу по электронной почте vks.to72@mail.ru, после окончания регионального этапа, региональный оператор разместит работы победителей в личном кабинете.
10.10.2020 Юлия Евгеньевна Белявская, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.и.н.
Вопрос 5. Добрый день, помогите составить планирование по Истории России для 10 класса по линейке.
Ответ: С методическими рекомендациями по составлению рабочей программы для 10 классов по Истории вы можете ознакомиться по ссылке http://togirro.ru/assets/files/2020/sgd/met_pismo_istoriya_2020-2021.pdf
Вопрос 6. Здравствуйте, в КИМ ЕГЭ по истории представлены планируемые изменения, к каким заданиям готовить учащихся?
Ответ: На сайте ФИПИ представлен проект изменений, окончательный вариант появится в начале ноября. С учащимися прорабатываем оба варианта заданий.
Вопрос 7. Готовлю учеников к школьному этапу олимпиады по литературе. Посоветуйте, пожалуйста, какие Интернет-ресурсы лучше использовать.
Ответ: При подготовке к олимпиаде по литературе полезны будут следующие Интернет-ресурсы:
1. www.slovesnik.org - сайт Гильдии словесников (раздел Олимпиады
Всероссийская олимпиада школьников по литературе)
2. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы).
3. В социальной сети «Фейсбук» действует группа https://www.facebook.com/groups/vseroslitra/. Материалы в ней регулярно обновляются, также в группе можно вести дискуссии по всем вопросам, касающимся олимпиады.
4. Арзамас: https://arzamas.academy/courses#literature
5. Горький: https://gorky.media/
6. Полка: https://polka.academy/
10.10.2020 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил.н.
Вопрос 8. Какие изменения будут в этом году на ОГЭ и ЕГЭ по литературе?
Ответ: Изменения есть. Незначительные (в формулировке задания 7 на ЕГЭ) и существенные - в модели ОГЭ. Они отражены в проектах Демоверсии 2021 года, с которыми необходимо познакомиться на сайте ФИПИ. Новая экзаменационная модель в 9 классе, в соответствии с принципом преемственности, еще более сближена с моделью 11 класса. Различия определяются возрастными особенностями девятиклассников. По-другому реализован в 9 классе принцип выбора: на выбор предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2; 3.1 или 3.2. Добавлено новое задание базового уровня сложности 2.1/2.2, требующее анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении.
Приглашаем Вас на семинары-практикумы ТОГИРРО по подготовке к итоговой аттестации в 2021 году, которые пройдут в октябре!
12.10.2020 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил.н.
Вопрос 9. На что стоит обратить внимание при подготовке работы на областной научный форум «Шаг в будущее»?
Ответ: Типичные недостатки исследовательских работ, представляемый на областной научный форум «Шаг в будущее», - это отсутствие (или недоказанность) научной новизны, неграмотный или немотивированный выбор методов исследования, невладение навыками комплексного анализа текста, оформления текста исследования и исследовательских выводов.
Приглашаем Вас на индивидуальные консультации преподавателей ТОГИРРО по подготовке работы на областной научный форум «Шаг в будущее».
Вопрос 10. В этом учебном году в школе впервые открыт гуманитарный профиль с углублённым изучением русского (3 часа), английского и права. Подскажите, какой учебник лучше брать? Где можно взять КТП к Программе по русскому языку (10 класс, базовый уровень, 1 час в неделю) по новому учебнику Рыбченковой.
Ответ: Для углубленного изучения русского языка можно брать учебники из ФПУ 2018 г. с пометкой «углубленный уровень» (из приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Для «углубленного уровня» нам предлагается только учебник Львовых издательства «Мнемозина»
Однако в 2019г. в ФПУ (из приказа Минпросвещения России от 22.11.2019 г. №632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345») внесены изменения и включены еще два учебника: Гусаровой И.В. и Бабайцевой В.В.
Рабочая программа и КТП (как часть РП) по учебному предмету разрабатывается учителем на основе ПООП и требований ОО, в которой работает учитель.
По русскому языку для 10 класса мы также ориентируемся прежде всего на ФГОС и на ПООП, разработанную в соответствии с ФГОС. https://fgosreestr.ru/ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) В пунктах I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования и II.2. Примерные программы отдельных учебных предметов прописано все, что касается базового и углубленного уровней.
А также рекомендуем воспользоваться материалами издательства интересующего Вас учебника. https://prosv.ru/assistance/umk/russian-vlasenkov.html
Однако будьте очень внимательны! Смотрите на год программы и рекомендаций!
15.10.2020 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 11. Нужны рекомендации по составлению рабочих программ по родному русскому языку и литературе в 3, 4, 5, 9, 10 классах. Примерные программы по данным предметам.
Ответ: Изучение предмета «Русский родной язык» и «Русская родная литература» (в НОО «Родное литературное чтение») в 1-10 классах организовано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» (1-9 классы) необходимо опираться на следующие нормативные документы:
1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
2) ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОТОКОЛ ОТ 8 АПРЕЛЯ 2015. №1/15) https://fgosreestr.ru/
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) https://fgosreestr.ru/
3) ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский родной язык» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, реализующих программы основного общего образования (Протокол от 31 января 2018 года № 2/18( https://fgosreestr.ru/
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский родной язык» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, реализующих программы НАЧАЛЬного общего образования (Протокол от 04.03.2019 №1/19 ) https://fgosreestr.ru/
4) Авторские программы: Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. - М. : Просвещение, 2020.
Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. - М. :Просвещение, 2020.
5) УМК по учебному предмету «Русский родной язык» для 1-9 классов включен в ФПУ (П Р И К А З МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ «18 мая» 2020 г. № 249 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345)
6) Основная образовательная программа ОО, локальные акты ОО
Основой для преподавания учебного предмета «Русское родное литературное чтение» (1-4 классы) «Русская родная литература» (5-9 классы) являются следующие нормативные документы:
3) Основная образовательная программа ОО, локальные акты ОО
В условиях введения учебного предмета «Русское родное литературное чтение» (1-4 классы) «Русская родная литература» (5-9 классы) без примерной программы по учебному предмету, без учебников в 2020-2021 учебном году возможны следующие варианты разработки рабочей программы и отбора содержания по тематическим, проблемно-тематическим блокам:
Вариант 1
Устное народное творчество Тюменской области (Сибирского, Уральского края).
Родная природа в лирике тюменских поэтов.
Тема детства и образ ребенка в произведениях писателей 19-20 века
Литературная жизнь тюменской области. Роль литературы тюменской области в истории отечественной литературы
Вариант 2
Раздел 1. Устное народное творчество Тюменской области (Сибирского, Уральского края).
Раздел 2. Творчество местных поэтов и писателейXIX века, XX века, современные авторы
Раздел 3. Публицистика области/края.
Вариант 3
«Святая вера в отчий край и дом» - произведения местных авторов о малой родине,
«Листает ветер летопись веков» - историческая тема в местной литературе,
«Давайте жить светло и честно» - нравственные проблемы в произведениях местных писателей,
«Живу в объятии природы» - родная природа в местной литературе,
«Любовь к мудрости» - философские проблемы в творчестве местных писателей,
«Когда полыхала планета» - тема Великой Отечественной войны в произведениях местных писателей.
Вариант 4
Проблемно-тематический принцип:
5 класс. «Сибирская природа. Сибиряк на своей земле»:
фольклор, поэты о родной природе, мир детства, сибиряк на своей земле
6 класс. «Сибирская семья»: мы часть природы, законы доброты, братья наши меньшие
9 класс. «Человек - род - память»: малая родина, историческая память, быть человеком, время настоящее и будущее.
Возможны и другие варианты, актуальные, востребованные, значимые для детей и педагогов конкретной школы.
Необходимо также составить перечень произведений для чтения для конкретной возрастной группы.
Если ориентир на региональную литературу, то Вам помогут материалы Егоровой М.Г. Электронная библиотека тюменского писателя http://writer-tyumen.ru/ Методическое руководство по использованию ресурса в рамках реализации регионального компонента на уроках литературы в основной школе http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/mediateka_soc/grant_russkii_yazyk/metodicheskij_k/biblioteka_to.html
Если ориентир на современную литературу, то можно воспользоваться материалами Лектория «Просвещения» на сайте «Живая классика» https://www.youtube.com/playlist?list=PLf7KJ2k0kNfCOHg0rdbU2cvDG1G64jKu7
Вопрос 12. В 10 классе ввели Русский родной язык. На какие нормативные документы ориентироваться по введению учебного предмета «Русский родной язык» в 10-11 классах? Есть ли уже программы, учебники?
Ответ: Основой для преподавания учебного предмета «Русский родной язык» и «Русская родная литература» в 10-11 классах являются следующие ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645)
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИКАЗ от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. N 413»
На основании приказа Министерство образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. № 413«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) разрабатываем планируемые личностные и метапредметные результаты («II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы)
На основании приказа Министерство образования и науки Российской Федерацииот 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. N 413» разрабатываем планируемы предметные результаты. (Пункты 9.1.1 и 9.1.2 исключить. 5.Дополнить новыми пунктами 9.2 и 9.3 следующего содержания:"9.2.Родной язык и родная литература..)
В условиях введения учебного предмета «Русский родной язык» в 10-11 классах без примерной программы по учебному предмету, без учебников в 2020-2021 учебном году возможны следующие варианты разработки рабочей программы и отбора содержания.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН учебного предмета «Русский родной язык» «Родная русская литература»
10 класс - 1 час в неделю «Русский родной язык» (34 ч)
11 класс - 1 час в неделю «Русская родная литература» (34 часа)
10 класс - 0,5 часа в неделю «Русский родной язык» (17 часов)
10 класс - 0,5 часа в неделю «Русская родная литература» (17 часов)
11 класс - 0,5 часа в неделю «Русский родной язык» (17 часов)
11 класс - 0,5 часа в неделю «Русская родная литература» (17 часов)
10 класс - 1 час в неделю «Русский родной язык» (17 часов) - 1 полугодие
10 класс - 1 час в неделю «Русская родная литература» (17 часов) - 2 полугодие
11 класс - 1 час в неделю «Русская родная литература» (17 часов) - 1 полугодие
11 класс - 1 час в неделю «Русский родной язык» (17 часов) - 2 полугодие
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета «Русский родной язык»
Для отбора содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 10-11 классе можно использовать следующее:
1) материал учебников для 8-9 классов (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых) АО Издательства «Просвещение» (3.2.1.1.12.4, 3.2.1.1.12.5 Приказ от 18 мая 2020 г № 249 Министерства просвещения) из блоков «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
2) материал учебных пособий для 8-9 классов (авторы: Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева, И.В. Шамшин) издательства «Русское слово».
3) отрывки, главы художественных произведений, небольшие художественные произведения современной литературы и/ или региональной литературы.
Обращаем внимание, что по учебному предмету «Русский родной язык» не предусмотрена государственная итоговая аттестация. Разработчики программ, учебников для НОО, ООО предлагают в качестве проверочных работ - проектные, творческие задания, проекты и исследования как индивидуальные, так и групповые. Считаем, что такой подход необходимо сохранить и в 10-11 классах. Для оценивание проектной и исследовательской деятельности учащихся используем критериальную систему.
18.10.2020 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО