Вопрос 1. Кто может выполнять функцию наставника?
Ответ: Опытный педагог, имеющий устойчивые профессиональные достижения и успехи, а также педагог, стабильно показывающий высокое качество образования обучающихся по своему предмету вне зависимости от контингента детей;
? педагог и иной специалист, заинтересованный в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы, склонный к активной общественной работе, заинтересованный в успехе и повышении престижа образовательной организации, участников педагогических сообществ;
? педагог-профессионал, пользующийся безусловным авторитетом среди педагогов, обладающий лидерскими качествами, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией, имеющий опыт успешной неформальной наставнической деятельности;
? методически ориентированный педагог или методист, обладающий аналитическими навыками, способный провести диагностические и мониторинговые процедуры, готовый транслировать собственный профессиональный опыт, создавать рефлексивную среду для освоения коллегами педагогических технологий и методик, которыми владеет сам;
? педагог, готовый к самосовершенствованию, инновационному профессиональному развитию в плане приобретения новых компетенций и опыта, социально мобильный, способный к самообучению и дальнейшей успешной самореализации, но при этом заинтересованный в успехах наставляемого коллеги и готовый нести личную ответственность за его результаты работы
12.12.2022 Марина Алексеевна Тимофеева, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени
Вопрос 2. Решил стать наставником, с чего начать?
Ответ: Сначала ознакомьтесь с локальными актами образовательной организации в сфере наставничества. Затем. узнайте, какие имеются в образовательной организации формы мотивирования и стимулирования наставнической деятельности.
После нужно обратититься к администрации образовательной организации с инициативой и оформите письменное согласие на выполнение наставнических обязанностей.
Наставляемый также должен оформить письменное согласие на закрепление за ним наставника.
Сообщите о сформированной наставнической паре руководителю образовательной? организации для оформления приказа.
Вопрос 3. Кто может быть наставляемым?
Ответ: Это может быть:
- молодой / начинающий педагог;
- педагог, приступивший к работе после длительного перерыва;
- педагог, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
- педагог, желающий повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);
- педагог, желающий овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т.д.;
- педагог, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
- педагог, испытывающий другие профессиональные затруднения и осознающий потребность в наставнике;
- стажер / студент, заключивший договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящий стажировку/практику в образовательной организации.
Вопрос 4. Как определить профессиональные дефициты наставляемого?
Ответ:
1. Проанализировать запрос начинающего педагога на наставничество по конкретному направлению деятельности.
2. Обратиться в ИПК / ИРО, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в регионе для прохождения диагностики с последующим предоставлением развернутого отчета о наличии профессиональных дефицитов.
3. Изучить рекомендации администрации образовательной организации для совершенствования профессиональных компетенций начинающего педагога во взаимодействии с наставником.
4. Пройти самодиагностику сформированности компетенций в Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в регионе или иной уполномоченной организации.
15.12.2022 Марина Алексеевна Тимофеева, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени