Вопрос 1. Как учитель начальных классов должен разрешать конфликты между детьми в классе?
Ответ: Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. Вот несколько рекомендаций для учителя.
Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты».
Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.
Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.
21.10.2022 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО
Вопрос 2. Подскажите, что может сделать учитель, чтобы конкретный ученик перестал бояться у доски?
Ответ: Вариантов может быть много, в том числе они зависят от состояния ребенка (например, он боится отвечать, либо не замотивирован на учебу вообще). Вот несколько советов:
Не сравнивать поведение данного ученика с другими более успешными или с каким-то невидимым эталоном, на который он должен равняться. Он и так это знает. Сравнивайте его же успехи во времени (его прошлого и его настоящего, его будущего).
Акцентировать свое внимание на успехах ученика. Даже если его успехи кажутся вам крошечными или их приходится выискивать. Это может позволить ему вернуть доверие к себе и веру в свои силы.
Игнорировать ситуации его неуспеха. Не говорить ему: «У Иванова опять двойка», при этом тяжело вздохнуть или жалостливо посмотреть.
Давайте ему задания, с которыми он точно может справиться. Но только не так: всему классу одну задачу, ему другую совсем простенькую. Это только усугубит положение. Как бы между делом: попробуй решить вот эту задачу.
Вопрос 3. Часто стало встречаться понятие «эмоциональный интеллект». Это научное понятие? Можно ли его измерить и важен ли его уровень в работе педагога?
Ответ: Данное понятие возникло не так давно, но в психологии всегда считалось важным умение контролировать свои эмоции. Сейчас на занятиях по развитию эмоционального интеллекта предлагают научиться распознавать эмоции у себя и других, также учат управлять эмоциями. Эти умения позволяют стать эффективным коммуникатором, что несомненно значимо в профессии педагога.
25.10.2022 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО
Вопрос 4. Впервые столкнулась с буллингом в классе. Травят не моего ребенка. Какие шаги стоит мне предпринять или ничего не нужно делать, ведь с моим ребенком все в порядке?
Ответ: К сожалению, явление буллинга травмирует всех, кто находится рядом. Наблюдатели испытывают множество негативных переживаний, поскольку не чувствуют себя в безопасности. Необходимо активно стремиться к исправлению ситуации, способствовать разрешению конфликта всеми доступными способами (например, есть рекомендации на портале «травли нет» или Методические рекомендации Людмилы Петрановской «Травли NET»). Желательно проконсультироваться с психологом по поводу переживаний вашего ребенка.