Вопрос 1. Для чего создана «дорожная карта» методического сопровождения педагогического работника?
Ответ: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» разработало и направило в ИРО и ЦНППМ ПР регионов РФ для использования в работе примерную инструкцию по составлению «дорожной карты» методического сопровождения педагогического работника, которое расположено
https://togirro.ru/assets/files/2022/cnppmpr/pismo_19.10.2022_3302.pdf
08.12.2022 Татьяна Алексеевна Иванычева, старший преподаватель ЦНППМ г. Тюмени, ТОГИРРО
Вопрос 2. Какие аспекты включает в себя «Дорожная карта» методического сопровождения педагогического работника?
Ответ: Дорожная карта представляет собой план методической работы (комплекс мер, увязанный с исполнителями, сроками и ожидаемыми результатами), формируемый представителем методической службы, по адресному методическому сопровождению педагогов. Дорожная карта позволяет повысить эффективность планирования и контроля исполнения запланированных мероприятий. Формирование Дорожной карты осуществляется в соответствии с принципами персонификации, индивидуализации, дифференциации и адресного методического сопровождения педагогического работника.
Вопрос 3. Кто может являться представителем методической службы по адресному методическому сопровождению педагогов, осуществляющий реализацию дорожной карты?
Ответ: Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ (в том числе - работающий по совместительству) или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, а, также тьюторы, осуществляющие сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе - оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников; обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
Вопрос 4. Какова структура дорожной карты» методического сопровождения педагогического работника?
Ответ: В структуру Дорожной карты в соответствии с основными функциями представителя методической службы закладываются мероприятия по следующим направлениям деятельности: научно-методическое сопровождение и поддержка педагогических работников; поддержка молодых педагогов и развитие системы наставничества; поддержка деятельности методических объединений учителей-предметников и профессиональных сообществ педагогических работников. Кроме того, Дорожная карта в соответствии с направлениями деятельности представителя методической службы включает в себя информацию о планируемых мероприятиях с учетом категорий педагогических работников, нуждающихся в методическом сопровождении, сроках, местах, уровне (федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации), организаторе проведения мероприятий, а также об ожидаемом результате (Приложение). Документ расположен по адресу
https://togirro.ru/assets/files/2022/cnppmpr/instr_dor_karta_19.10.2022_3302.pdf
10.12.2022 Татьяна Алексеевна Иванычева, старший преподаватель ЦНППМ г. Тюмени, ТОГИРРО
Вопрос 5. Какие предполагаются этапы по работе по формированию Дорожной карты методического сопровождения педагогического работника?
Ответ: Работа по формированию Дорожной карты включает в себя шесть этапов:
1) аналитический этап: предполагает сбор, изучение и анализ информации о педагогических работниках, закрепленных за представителем методической службы, в том числе региональным методистом (с учетом нормы, составляющей 200-250 педагогов);
2) диагностический этап: включает мероприятия по диагностике профессиональных дефицитов педагогического работника (тестирование, собеседование, опрос) и/или самодиагностике, и/или мониторинг запросов и затруднений педагога, анализ 7 результатов профессиональной деятельности педагога, экспертная оценка практической (предметно-методической) деятельности; выявление уровня сформированности профессиональных компетенций, затруднений, запросов;
3) ознакомительный этап: нацелен на проведение встреч и собеседований, в том числе в дистанционном формате, с педагогическими работниками, представителями образовательных организаций, в которых педагоги осуществляют свою профессиональную деятельность (руководителями, заместителями руководителей по учебно-воспитательной и/или методической работе, руководителями предметных методических объединений и др.);
4) подготовительный этап: дает возможность представителю методической службы проанализировать полученную информацию, изучить ресурсные возможности региона, муниципалитета и образовательной организации в части проведения мероприятий, направленных на непрерывное повышение мастерства и ликвидацию дефицитов профессиональных компетенций педагогических работников, и выбрать из их числа те, которые наилучшим образом будут соответствовать запросам и потребностям педагогов (например, обучение по ДПП ПК, участие в проведении семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, психологических тренингов, профессиональных конкурсов, участие в мероприятиях «Школы молодого специалиста», в работе творческих групп, педагогических сообществ и ассоциаций, стажировочных площадок, посещение уроков и внеклассных интерактивных занятий, изучение опыта работы лучших педагогов и др.);
5) этап построения Дорожной карты: предполагает планирование мероприятий с учетом ресурсов федерального, регионального и муниципального уровней и уровня образовательной организации для разных категорий педагогических кадров в соответствии с направлениями деятельности представителя методической службы;
6) этап контроля реализации мероприятий Дорожной карты: 8 дает возможность представителю методической службы отслеживать выполнение запланированных мероприятий, анализировать полученные результаты и принимать соответствующие решения по корректировке методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, за которыми он закреплен;
В заключении - этап подведения итогов реализации Дорожной карты: включает в себя подсчет статистических данных по охвату методическим сопровождением педагогических работников, за которыми закреплен представитель методической службы; анализ эффективности запланированных мероприятий; выводы об успешности / неуспешности реализации Дорожной карты с учетом планирования методической работы на следующий учебный год.
Вопрос 6. Какие сведения включаются в Дорожную карту методического сопровождения педагогического работника?
Ответ: В Дорожную карту включаются сведения о педагогических работниках (фамилия, имя, отчество, место работы, должность), за которыми закреплен представитель методической службы.
Вопрос 7. В Дорожную карту методического сопровождения педагогического работника по каким направлениям включаются мероприятия?
Ответ: Планируемые мероприятия включаются в следующие разделы:
1) посткурсовое сопровождение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее - ДПП ПК);
2) реализация ДПП ПК на завершающих этапах (в практической части);
3) выявление профессиональных дефицитов и затруднений педагогов (диагностика), построение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников;
4) оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций с низкими образовательными результатами обучающихся;
5) организация работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими в образовательные организации педагогами, развитие системы наставничества;
6) методическое сопровождение педагогов-участников профессиональных конкурсов;
7) организация методической поддержки педагогам, работающим с одаренными детьми;
8) оказание методической помощи педагогам, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением;
9) организация работы с учителями-экспертами, членами комиссий по проверке работ ОГЭ, ЕГЭ, также олимпиадных и конкурсных работ обучающихся;
10) методическая и психологическая помощь педагогам, выходящим на аттестацию, и педагогам, испытывающим профессиональное выгорание;
11) поддержка деятельности методических объединений учителей предметников и профессиональных сообществ педагогов;
12) выявление и трансляция лучших педагогических практик, а также демонстрация личного профессионального опыта.
Вопрос 8. С какой целью реализуется Дорожную карту методического сопровождения педагогического работника?
Ответ: Дорожная карта методического сопровождения педагогического работника разработана в целях формирования единых подходов к обеспечению адресного методического сопровождения педагогов, в соответствии с Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации» от 16 декабря 2020 г. № Р-174.
Также, в целях содействия непрерывному развитию профессионального мастерства педагогического работника и оказания адресной методической помощи каждому закрепленному педагогу в повышении уровня его профессиональных компетенций представитель методической службы выстраивает Дорожную карту методического сопровождения педагога.
15.12.2022 Татьяна Алексеевна Иванычева, старший преподаватель ЦНППМ г. Тюмени, ТОГИРРО