Вопрос 1. Какова цель мероприятий для родителей, направленных на подготовку детей раннего возраста к поступлению в детский сад?
Основная цель мероприятий, необходимых для подготовки детей к поступлению в образовательную организацию это устранение неблагоприятных факторов, влияющих на рост и развитие ребенка, формирование его адаптационных возможностей. Поэтому она должна осуществляться задолго до того, как ребенок поступит в образовательную организацию.
Поэтому, важную роль на течение процесса адаптации ребенка к условиям образовательной организации играет семья, желание взрослых членов семьи сотрудничать с персоналом, следовать рекомендациям, разработанным в целях наиболее благоприятной адаптации ребенка, что поможет избежать многих проблем, связанных с данным процессом.
07.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Какие проводятся для родителей мероприятия, необходимые для подготовки детей раннего возраста к поступлению в детский сад?
Рассмотрим комплекс мероприятий, необходимых для подготовки детей к поступлению в детский сад.
В настоящее время дети в дошкольные организации поступают в возрасте от 1,5 лет. В этом возрасте, по мнению психологов и педагогов, ребенок является наиболее не приспособленным к процессу адаптации посредством речевого общения.
На начальной стадии адаптационного процесса целесообразно приглашать родителей посетить дошкольную образовательную организацию вместе с ребенком, чтобы познакомиться с условиями, в которых будет находиться будущий воспитанник, малыша знакомят со сверстниками, показывают помещения группы, музыкального зала, зала для выполнения физических упражнений, показывают игрушки и т.д. Таким образом, у родителей есть время для того, чтобы подготовиться к поступлению в образовательную организацию.
Уже на данном этапе ребенок знакомится с воспитателем, который ведет работу по установлению первого контакта с малышом, стараясь как можно больше уделить ему внимания, заинтересовать его. На основании полученной информации и составления прогноза успешности адаптации для каждого ребенка подбирается наиболее оптимальный вариант его интеграции в группу. Родители могут поиграть с малышами, помочь воспитательнице погулять с детьми, покормить ребенка.
едагоги также советуют приносить с собой любимые игрушки малыша, это дает ребенку чувство защищенности и безопасности. Когда ребенок постепенно освоится, наладится контакт с педагогами, мама может сокращать время пребывания в группе с малышом. Она также пытается постепенно удалятся от ребенка, так, например, если в первые дни она играла с ребенком, то в последующие воспитатель предлагает ей просто понаблюдать в стороне за своим малышом, но не рядом с ним. После этого только ребенка оставляют в группе со сверстниками без сопровождения близких родственников.
Наиболее тщательная работа предполагается с тяжелой степенью адаптации. Дети могут отказываться от еды, плакать, у них могут случаться нервные срывы и истерики. При таких обстоятельствах период родительского присутствия увеличивается, время пребывания ребенка в условиях образовательной организации укорачивается, ребенка сопровождает не только воспитатель группы, но и педагог-психолог.
10.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 3. Что необходимо учесть родителям для познавательного развития ребенка раннего возраста?
В период раннего возраста для познавательного развития ребенка родителям необходимо с особым вниманием подойти к проблеме развития познавательной деятельности малыша. В этот период важно обеспечить ребенку возможность развития мелкой моторики рук и действий с различными предметами.
Среди игрушек у ребенка должны быть различные конструкторы, пазлы, игрушки со шнуровками, тренажеры для завязывания шнурков и застегивания пуговиц. При этом, осваивая действия с такими предметами, ребенок будет совершенствовать навыки самообслуживания.
Безусловно, для познавательного развития ребенка родителям нужно стараться как можно больше лепить, рисовать, читать книги и рассматривать иллюстрации.
15.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 4. Чтобы укрепить иммунитет малыша, что необходимо знать родителям?
Укреплению иммунитета ребенка необходимо уделять особое внимание. Можно постепенно начать закаливание организма, делать ребенку оздоровительный массаж, следить за сбалансированным питанием.
Желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и начинали приучать детей к основным блюдам, которые предлагаются в детском саду. Необходимо приучать ребенка к самообслуживанию во время приема пищи, приучать его есть самостоятельно, тщательно прожевывать пищу, прививать навыки опрятности, чтобы после еды ребенок умел пользоваться салфеткой.
17.10.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 5. Что мешает приспособиться малышу к коллективной жизни в детском саду?
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которые подвержены гиперопеке со стороны родителей или других членов семьи, избалованные дети, незнающие запретов, не приученные к дисциплине (выполнению правил, ситуаций «ожиданий»). Такой ребенок с трудом усваивает и придерживается правил и норм поведения в образовательной организации. Поэтому воспитательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы тренировать способность тормозить свои желания, быть более терпеливым и сдержанным.
Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, из больших семей намного быстрее и легче вступают в контакт с воспитателем, няней и окружающими детьми. Поэтому родителям, которые ведут замкнутый образ жизни, необходимо проследить за тем, чтобы ребенок как можно чаще взаимодействовал с окружающими. Можно посещать различные развивающие центры, культурные мероприятия для детей. Если же такой возможности у родителей нет, то хотя бы просто проследить за тем, как ребенок общается с окружающими во время прогулки, не препятствовать общению с другими детьми.
Вопрос 6. Каковы рекомендации родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка раннего возраста к образовательной организации?
Для того, чтобы ребенок легче адаптировался к новой для него среде образовательной организации, к новому социальному окружению родителям необходимо:
- посещать с детьми детские парки, игровые площадки, общественные праздничные мероприятия;
- наблюдая за ребенком, выявлять особенности поведения (стесняется, уединяется, дерется или же легко вступает в контакт);
- в конфликтных ситуациях стараться быть участником взаимодействия, показывать правильное социальное поведение;
- прежде чем отдать ребенка в группу полного дня или группу кратковременного пребывания, необходимо приблизить режим дня ребенка дома к распорядку дня в образовательной организации;
- в первый день посещения ребенком образовательной организации, не торопиться рано уходить домой. Дождитесь, когда ребенок снимет верхнюю одежду, разместит ее в своем шкафчике, пройдите вместе с ним в группу. Немаловажным является включение самого родителя в родительский коллектив группы: познакомьтесь с воспитателями, поговорите с другими родителями, понаблюдайте, как ваш ребенок постепенно вовлекается в жизнь детского коллектива. Убедившись, что все в порядке, попрощайтесь с ребенком. Как только вы попрощались с ребенком, уходите. Не стоит подглядывать за ним в попытках удостовериться, что все в порядке, не нужно возвращаться, если услышите, что он расплакался.
- забирая ребенка, встречайте его улыбкой. Проявите внимание, спросите, как он провел время, что ему особенно понравилось. Дома уделите ребенку внимание, он должен увидеть, что с походом в образовательную организацию в остальной его жизни ничего не изменилось: его все так же любят и так же заботятся о нем.
- важно посещать все мероприятия образовательной организации, это даст ребенку уверенность в том, что его жизнь за пределами дома является частью общего семейного пространства, а не существует отдельно от него.