Вопрос 1. Кто определяет сроки школьных каникул?
Ответ: Согласно п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком. Каникулы предусматриваются календарным учебным графиком, который является составной частью образовательной программы. В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 данного Федерального закона разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации отнесено к компетенции самой образовательной организации. Таким образом, определение сроков каникул входит в компетенцию образовательных организаций.
03.10.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Как записывать актированный день в журнале?
Ответ: Вопрос внесения записи в классный журнал в случаях карантина, актированных дней решается образовательной организацией (далее - ОО) самостоятельно с учетом имеющихся локальных нормативных актов.
1. Согласно расписанию занятий во всех видах журналов (классных, факультативных, элективных и т.д.) в графе «Тема урока» педагогами делается следующая запись:
- слева на странице предмета журнала отмечается дата,
- справа в графе "Что пройдено на уроке" пишется «Актированный день», тема урока в соответствии с рабочей программой;
- в колонке «Что задано» пишется «дистанционное обучение», домашнее задание.
2. Отметка обучающемуся за работу, выполненную в актированный день, выставляется в графу журнала, соответствующую дате актированного дня.
3. Педагогами проводится корректировка рабочей программы
05.10.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 3. Каков размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных организациях?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 указанного закона размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории. 07.09.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 4. Как устанавливается штатное расписание в общеобразовательных учреждениях?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения. На практике разработку, корректировку штатного расписания образовательного учреждения осуществляет администрация в лице его руководителя. Утверждает штатное расписание образовательного учреждения вышестоящий орган - управление образования
10.10.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 5. Имеет ли право образовательные учреждения на сборы денежных средств с родителей?
Ответ: Школа, как и детский сад, не имеет права требовать с родителей деньги на оплату ремонта и приобретение инвентаря. Денежные средства на эти цели выделяются из местного бюджета. Школа может поставить в известность родителей о том, что денежных средств на ремонт и приобретение инвентаря выделено недостаточно. При этом родители могут оказать добровольную финансовую помощь в том размере, который каждый родитель определит самостоятельно (по мере возможности). В обязательном порядке указанные средства должны перечисляться на счет учебного заведения через банк.
В случае если требования учебного заведения слишком настойчивы, обращайтесь с жалобой в Управление образования вашего города/района.
14.10.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 6. Что относится к направлениям психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Ответ: Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей инклюзивного образования. Оно включает в себя профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
17.10.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 7. Можно ли в качестве структурного подразделения открыть музей
Ответ: Можно. Профиль музея определяйте самостоятельно. Вы вправе открыть исторический, краеведческий, естественно-научный, литературный, художественный и другие виды музеев.Создавайте музей, чтобы расширять кругозор детей, организовывать поисковую, проектную и исследовательскую деятельность, развивать у них познавательный интерес.
Разработайте положение о музее. Комплектуйте фонды с учетом установленных правил. Обеспечьте учет и хранение музейных предметов.
26.10.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 8. Нужно ли утверждать положение о педагогическом совете?
Ответ: Нет, не нужно. Порядок создания и работы педсовета определяет устав образовательной организации.
29.11.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 9. Есть ли особенности по утверждению положения о педагогическом совете?
Ответ: Да, есть. Укажите в уставе:
Например: Минобрнауки России рекомендует устанавливать бессрочные полномочия. Однако если состав совета избирают, то можно определить их на 3-5 лет, как для других коллегиальных органов.
Например: совет может от имени образовательной организации принимать локальные акты, давать отчет учредителю по вопросам, которые относятся к компетенции педагогического совета и т. п.
Вносить данные сведения в устав необходимо - это предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Дополнительно пропишите в уставе общий порядок работы педсовета. Принимать отдельные локальные акты не нужно. Однако при желании члены коллегиального органа вправе регламентировать свою деятельность. Это позволит:
1) упорядочить работу;
2) обеспечить легитимность принятых решений;
3) не менять устав в случае, если совет примет решение изменить организационные моменты.
Включите в локальный акт:
Назовите локальный акт регламентом или порядком работы педагогического совета. Утвердите на заседании коллегиального органа.
Вопрос 10. Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном образовательном учреждении?
Ответ: Внедряйте профстандарты поэтапно. Определяйте этапы самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников. Завершить мероприятия надо не позднее 1 января 2020 года.
3.12.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 11. С чего лучше начать внедрение профстандарта?
Ответ: Применение профстандартов не зависит от формы собственности образовательной организации или статуса работодателя.
Чтобы внедрить профстандарты, издайте приказ о создании рабочей группы. Возглавьте ее. Включите в состав заместителей руководителя и опытных педагогов. Поручите подготовить предложения и рекомендации по внедрению профстандартов; составить список профессий и должностей, по которым планируете их применять. Предложите разработать перечень изменений и дополнений в локальные акты школы или детского сада, подготовить проекты документов. Члены группы могут проанализировать документы об образовании, повышении квалификации и (или) переподготовке работников; оценить, соответствует ли уровень их образования требованиям профстандарта. Поставьте группе задачу - подготовить рекомендации, которые лягут в основу плана повышения квалификации работников. Дополнительно поручите составить предложения, как привести наименования должностей и профессий в соответствие с профстандартами, какие изменения внести в штатное расписание. Разработайте план по организации применения профстандартов.
Согласуйте план с профсоюзом. Предусмотрите в нем этапы применения профстандартов. Учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников в соответствие с их требованиями. Чтобы уложиться в срок, вычтите из даты, с которой начнете применять профстандарт, срок освоения программы. Тогда к моменту его внедрения педагог получит необходимый документ. Например: срок освоения программы ДПО - 250?ч, в среднем обучение займет около 3 месяцев. Если вы вводите профстандарт с 1 ноября 2019 года, значит педагог должен приступить к обучению не позднее 1 сентября 2019 года.
Вопрос 12. Обязательно ли учителям и воспитателям получать дополнительное профобразование после того, как образовательная организация перейдет на профстандарт?
Ответ: Нет, если у педагогов есть высшее образование по направлению «Образование и педагогика». Полный перечень направлений подготовки педагогов содержится в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОК 009-2016). Он утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст.
5.12.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 13. Как организовать сопровождение молодых педагогов?
Ответ: В форме наставничества. Его основные задачи - помогать молодым педагогам в профессиональной адаптации, сохранять кадры, повышать качество образования. В зависимости от задачи выделяют разные модели наставничества: менторство, супервизию, паритетное взаимодействие, незримая поддержка.
Для организации наставничества нужно разработать положение. Установите в нем порядок работы, определите права и обязанности наставников и стажеров. Дайте определения основных терминов и понятий.
Предусмотрите три этапа реализации программы. Первый - адаптационный. Наставник узнает сильные и слабые стороны стажера, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы. Вместе с молодым специалистом он делает программу индивидуальной.
Второй - основной. Наставник занимается адаптацией молодого коллеги, корректирует его умения и навыки.
Третий - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет его готовность выполнять обязанности.
Вопрос 14. Как выбрать наставника для молодого специалиста?
Ответ: Спросите опытных педагогов, кого бы они хотели взять в подопечные. Поинтересуйтесь у новичков, к кому хотят пойти стажером. Возможно, что пара «наставник - стажер» сформируется по обоюдному желанию. В этом случае больше шансов на то, что наставник и стажер найдут взаимопонимание и быстрее достигнут результатов.
Если наставник или стажер не могут определиться, то сформируйте пары самостоятельно. Учитывайте не только профессиональные качества педагогов, но и их характер, психотип. Издайте приказ, в котором укажите наставников, закрепленных за ними стажеров и срок наставничества.
Стажером может быть любой новый работник, который только закончил вуз или сменил место работы и не адаптировался в новых условиях. Наставник - более опытный педагог. Он должен обладать не только высоким уровнем профессиональной компетентности, но и иметь авторитет в коллективе, быть коммуникабельным, сопереживающим человеком, уметь грамотно распределять свое время.
Вопрос 15. Как оценить результаты наставничества?
Ответ: Важно! Назначьте за наставничество ежемесячную доплату или другие стимулирующие материальные поощрения. Педагог не обязан курировать молодого специалиста бесплатно.
Чтобы оценить результаты, наблюдайте за взаимодействием наставника и стажера, опрашивайте коллег, которые работают вместе с педагогами. После того как программа наставничества будет реализована, ответьте на четыре вопроса:
1) насколько стажер овладел нужными навыками;
2) сократилось ли время, которое стажер тратит на принятие решения;
3) насколько повысилась лояльность работников к стажеру;
4) снизилось ли время адаптации стажера по сравнению со средним временем адаптации работников без наставника.
Проводите анкетирование наставника и стажера в отчетные периоды. Стажера опрашивайте о взаимодействии с наставником. Предусмотрите в анкете вопросы о периодичности и времени общения. Если в течение нескольких месяцев нет положительной динамики, скорректируйте работу или замените наставника.
Вопрос 16. Как можно наградить наставников?
Ответ: Лучшие наставники школ и детских садов теперь могут получить новый знак отличия «За наставничество». Президент утвердил его Указом от 02.03.2018 № 94. Награду получат высококвалифицированные педагоги, которые имеют 5 лет личных заслуг и помогают молодым специалистам приобрести новые знания, умения и навыки в профессиональном становлении. Знак носят на правой стороне груди и располагают после знака отличия «За благодеяние». Миниатюрную копию знака отличия носят на левой стороне груди.
Помимо государственных наград могут выдавать региональные и муниципальные знаки отличия. Изучите нормативные правовые акты.
Можете самостоятельно награждать лучших наставников. Зафиксируйте формы поощрения в локальном нормативном акте школы или детского сада.
Вопрос 17. Как открыть в образовательной организации школу молодого педагога?
Ответ: Главная польза школы - системный подход к повышению профессиональной компетентности молодых педагогов.
Создайте структурное подразделение при методической службе. Назначьте руководителем заместителя по НМР. Привлеките к работе опытных педагогов и методистов. Разработайте положение о школе молодого педагога. Утвердите его приказом или как отдельный документ. Согласуйте с коллегиальным органом управления. Например, педсоветом. Опишите в положении цели и задачи школы, установите порядок работы, укажите права и обязанности сотрудников.
Школа работает по плану. Составляйте его на учебный год. При необходимости корректируйте.
7.12.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 18. Какие услуги нельзя оказывать за плату?
Ответ: Услуги, которые предусмотрены государственным, муниципальным заданием или финансируются за счет субсидий в частных образовательных организациях.
10.12.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 19. Как обеспечить безопасность на новогоднем празднике в школе и детском саду? Какие документы надо подготовить?
Ответ: За месяц до начала мероприятия проведите совещание с организаторами и другими работниками. Пригласите представителей родительского комитета и правоохранительных органов.
Контролировать безопасность поручите дежурным. Назначьте дежурных на этажах здания, в актовом зале и на сцене. Издайте приказ об усилении мер безопасности. Проведите целевой противопожарный инструктаж. Ужесточите пропускной режим. Проверьте состояние систем защиты, территории и помещений образовательной организации.
Организуйте для всех участников мероприятия инструктаж о правилах поведения при террористической угрозе и мерах безопасности. Поручите это ответственному работнику. Обсудите вопросы безопасности с родителями на родительском собрании. Классные руководители и воспитатели должны провести классные часы и беседы с детьми. Дополнительно для подростков проведите беседы на темы: «Последствия употребления алкоголя и психотропных веществ», «Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма».
Организуйте предварительную запись на мероприятие и оформите списки участников. Это нужно, чтобы не превысить допустимые нормы заполнения помещений.
11.12.2018 Петрученко Татьяна Валерьевна, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.