Консультации кафедры дошкольного и начального общего образования по вопросам раннего возраста (07-10.09.2022) - 6 вопросов

 

Вопрос 1. Что такое дидактические игрушки для малышей?

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов таких как восприятие, память, мышление. Занятия с дидактическими игрушками активно развивают у малышей слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук, у них так же формируется любознательность, появляется устойчивый интерес доводить начатое дело до завершения.

07.09.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 2. Для чего нужны дидактические игрушки в раннем возрасте?

Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, её конструкции или содержании игры.  С помощью игрушки можно научить малыша выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или   подобрать одинаковые...

Таким образом, дидактические игрушки в раннем возрасте нужны для того чтобы ребёнок научился ставить перед собой те или иные цели, получал практические навыки решения разных задач, научился находить собственные ошибки и исправлять их действуя методом проб и ошибок.

07.09.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 3. В магазинах большое разнообразие дидактических игрушек. На какие критерии нужно обращать внимание при выборе?

Главными критериями дидактических игрушек для малышей служат - полезность для психического развития; безопасность для жизни ребенка; соответствие уровню физического развития и жизненного опыта. Игрушки должны развивать способности ребёнка, приносить ему радость и удовольствие, соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Поэтому игрушки должны быть привлекательны и вызывать желание действовать с ними. К таким игрушкам относят - пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, геометрик, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки и т. д.

При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом - игрушки следует выбирать, а не собирать!

07.09.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 4. Моему ребенку скоро исполнится 3 года. С беспокойством ожидаю всем известный период «Кризис трех лет». Чем характеризуется данный период? Что происходит с малышом?

Кризис - переход от количества к качеству. В этот период поведение маленького  ребёнка «откатывается» на шаг назад, чтобы сделать качественный прыжок - стать на следующую ступеньку развития (часто ребенок может вести себя как годовалый). В этот период меняется ведущая деятельность: предметно-манипулятивная деятельность переходит в игровую.

Это период, когда происходит формирование волевых качеств и т.д.

Что происходит с малышом? С одной стороны, он начинает себя ощущать всемогущим самостоятельным «Я сам», а с другой - понимает, что без помощи взрослого он не обойдётся, и вот малыша из стороны в сторону и «бросает». 

Эмоциональный уровень (шум и крик, истерики) зависит от индивидуальности ребёнка (темперамент и т.д.) и не является показателем качества прохождения кризиса. Малыш демонстрирует кризис обычно в присутствии тех взрослых, кому доверяет, любит, и чем больше доверяет и любит, тем больше на этих взрослых и попадёт «кризисной любви».

10.09.2022 Ирина Африковна Кильдышева, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 5. Нужны ли определенные ограничения в семье чтобы преодолеть период кризиса трех лет малыша?

В период кризиса трех лет действительно очень важно в семье демонстрировать определенные ограничения. При этом это должны быть не ограничения возможностей развития ребенка, а прочный фундамент для будущих периодов (младший школьный возраст, подростковый возраст).

Такими возможными ограничениями могут быть следующие действия-ситуации:

Договоренность всех членов семьи об определенных правилах. Чтобы не получилось: мама плохая, а папа пришёл с работы и всё разрешил. Как правило, бабушки - исключение: у них должность такая - баловать!

Должны быть чёткие и понятные «нельзя» для всех членов семьи: ноги на стол, кушать с немытыми руками, играть долго с телефоном, смотреть телевизор. При этом не вдаваться в туманные объяснения, почему так.

Если ситуация в воспитательных целях: лишили мультика, сладкого, то уж лишили! Это не обсуждается!

В ситуациях, где вы считаете приемлемым, всегда предоставляйте право выбора (это важно для ребёнка!). Например, нельзя стучать ложкой по тарелке, а палочками или руками по барабану можно; нельзя рвать мамины конспекты, а порвать журнал в клочья и потом из обрывков сделать аппликацию для папы в подарок - можно. Но для выбора не должно быть много вариантов: два, максимум три, и тогда  можно избегать истерики от количества выбора.

10.09.2022 Ирина Африковна Кильдышева, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 6. Не справляюсь со своим любимым внуком. Ему 2г.8 мес. Начал часто проявлять капризы, истерики по любому поводу.  Подскажите, что делать нам взрослым в этот кризисный период?

Истерики - это норма для кризиса трех лет и вопрос «Что с ними делать?» всегда остается актуальным для родителей и близких в семье ребенка.

Безусловно, нет точного готового рецепта, но отдельные «хитрости» взрослые могут использовать.

1.  Действие от обратного. Например, вы знаете, что Ваш ребенок не будет есть кашу. Обратитесь к нему «Так, сегодня идёт дождь, и я запрещаю тебе есть кашу».

2. Действенным может быть ситуация предвосхищения истерики («Ага! А я первая побегу одеваться и сяду за стол, я быстрее всех...»).

3. Игнорировать истерику, например, уходить в соседнюю комнату, отдел магазина, но при этом понимать, что ребенок видел - вы ушли, а не действительно уже в «отключке» и кричит, не помня себя. В этой ситуации контролирует безопасность поведения взрослый: в какой стадии истерика, и уходить сразу, конечно же, контролируя безопасность малыша.

4. Важно не допустить истерики «взахлёб», когда ребенок плачет, кричит и уже сам не знает, чего хочет и зачем кричал. Здесь хорошо чем-то резким отвлечь (умыть холодной водой, включить-выключить свет, хлопнуть в ладоши, взять на руки, обнять, поговорить по душам «о нас» и не заострять ситуацию, а отпустить, как будто ничего не было...

Иногда демонстративно ругать и наказывать кого-то третьего (стол, машинку, карандаши и т.д.). Это помогает малышу отдохнуть от тяжкого бремени кризиса самостоятельности и взросления.

5. Идеально работает «парная педагогика», когда мама с папой (или мама одна дома, а роль второго играет кукла, мишка, цветок и т.д.) демонстративно разыгрывают игровые ситуации в диалоге.

Все предложенные варианты надо чередовать в зависимости от ситуаций, настроения мамы и ребёнка, состояния здоровья и т.д.

10.09.2022 Ирина Африковна Кильдышева, доцент кафедры ДИНОО

 

ТОГИРРО