Консультации кафедры дошкольного и начального общего основного образования по вопросам вариативность обновленных ФГОС, готовности ОО, методическим приемам формирования навыков самоконтроля (03.09.2022) - 3 вопроса

 

Вопрос 1. Каким образом обеспечивается вариативность содержания и форм учебной деятельности в рамках обновленных ФГОС?

Ответ: Вариативность содержания и форм учебной деятельности обеспечивается через различные виды единиц содержания (в зависимости от объема):

1. Учебный предмет.

2. Учебный курс.

3. Учебный модуль.

4. Возможность углубленного изучения отдельных предметов.

5. Возможность реализации индивидуальных учебных планов, в том числе с возможностью сокращения сроков обучения.

6. Возможность для организации - федеральной или региональной инновационной площадки самостоятельно выбирать траекторию изучения содержания образования.

03.09.2022 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 2. Каковы критерии готовности ОО к введению обновленных ФГОС?

Ответ:

Нормативно-правовое обеспечение

Разработаны и утверждены:

- план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС;

- программы начального общего и основного общего образования, соответствующие требованиям обновленных ФГОС;

- рабочие программы по учебным предметам; • программы внеурочной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

- определен список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленных ФГОС;

- обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений;

- обновлен/укомплектован библиотечно-информационный центр образовательной организаций учебной и учебно-методической литературой.

Кадровое обеспечение

- приведены в соответствие с требованиями обновленных ФГОС штатное расписание и должностные инструкции работников образовательной организации;

- разработан план работы внутришкольных методических объединений;

- сформированы методические группы по всем направлениям функциональной грамотности;

- осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ФГОС;

- сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации обновленных ФГОС.

Источник: Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций»

03.09.2022 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры ДИНОО

 

Вопрос 3. Каковы методические приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников?

Ответ: Прежде всего, необходимо понимать, что процесс формирования навыков самоконтроля  включает две составляющих:

1) формирование умения контролировать конечный результат собственной/чужой деятельности и его корректировать;

2) формирование умения контролировать процесс (ход) выполнения действия (своего/чужого) и его корректировать.

Целесообразно использовать методические приемы сравнения полученного учеником результата с правильным ответом, сопоставления процесса выполнения задания с алгоритмом.

Основные «шаги» (операции):

- проверь полученный результат: сопоставь (сравни) с правильным ответом;

- если результаты совпадают, поставь «+», похвали себя и учителя;

- если обнаружена ошибка, установи (объясни) причину ошибки;

- исправь ошибку;

- сделай вывод, как избежать такой ошибки в будущем.

Как правило, причиной ошибки результата является ошибка(и) в процессе выполнения.

Основные «шаги» (операции) контроля процесса (хода) выполнения действия (своего/чужого) и его корректировки:

- определи способ и результат выполнения («Что нужно сделать?» и «Как, каким образом это должно быть сделано?»);

 - сформулируй способ выполнения;

- сопоставь собственное выполнение каждой операции с «шагом» алгоритма (по памяти или при помощи памятки);

- вноси при необходимости изменение в выполнение конкретной операции (в случае неправильного выполнения и пропуска "шага" алгоритма);

- сделай вывод, как избежать такой ошибки в будущем.

03.09.2022 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры ДИНОО

 

ТОГИРРО