Вопрос 1. Каким образом обеспечивается вариативность содержания и форм учебной деятельности в рамках обновленных ФГОС?
Ответ: Вариативность содержания и форм учебной деятельности обеспечивается через различные виды единиц содержания (в зависимости от объема):
1. Учебный предмет.
2. Учебный курс.
3. Учебный модуль.
4. Возможность углубленного изучения отдельных предметов.
5. Возможность реализации индивидуальных учебных планов, в том числе с возможностью сокращения сроков обучения.
6. Возможность для организации - федеральной или региональной инновационной площадки самостоятельно выбирать траекторию изучения содержания образования.
03.09.2022 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры ДИНОО
Вопрос 2. Каковы критерии готовности ОО к введению обновленных ФГОС?
Ответ:
Нормативно-правовое обеспечение
Разработаны и утверждены:
- план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС;
- программы начального общего и основного общего образования, соответствующие требованиям обновленных ФГОС;
- рабочие программы по учебным предметам; • программы внеурочной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
- определен список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленных ФГОС;
- обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений;
- обновлен/укомплектован библиотечно-информационный центр образовательной организаций учебной и учебно-методической литературой.
Кадровое обеспечение
- приведены в соответствие с требованиями обновленных ФГОС штатное расписание и должностные инструкции работников образовательной организации;
- разработан план работы внутришкольных методических объединений;
- сформированы методические группы по всем направлениям функциональной грамотности;
- осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ФГОС;
- сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации обновленных ФГОС.
Источник: Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций»
Вопрос 3. Каковы методические приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников?
Ответ: Прежде всего, необходимо понимать, что процесс формирования навыков самоконтроля включает две составляющих:
1) формирование умения контролировать конечный результат собственной/чужой деятельности и его корректировать;
2) формирование умения контролировать процесс (ход) выполнения действия (своего/чужого) и его корректировать.
Целесообразно использовать методические приемы сравнения полученного учеником результата с правильным ответом, сопоставления процесса выполнения задания с алгоритмом.
Основные «шаги» (операции):
- проверь полученный результат: сопоставь (сравни) с правильным ответом;
- если результаты совпадают, поставь «+», похвали себя и учителя;
- если обнаружена ошибка, установи (объясни) причину ошибки;
- исправь ошибку;
- сделай вывод, как избежать такой ошибки в будущем.
Как правило, причиной ошибки результата является ошибка(и) в процессе выполнения.
Основные «шаги» (операции) контроля процесса (хода) выполнения действия (своего/чужого) и его корректировки:
- определи способ и результат выполнения («Что нужно сделать?» и «Как, каким образом это должно быть сделано?»);
- сформулируй способ выполнения;
- сопоставь собственное выполнение каждой операции с «шагом» алгоритма (по памяти или при помощи памятки);
- вноси при необходимости изменение в выполнение конкретной операции (в случае неправильного выполнения и пропуска "шага" алгоритма);