Вопрос 1. Подскажите, пожалуйста, по какой схеме можно проводить анализ результатов оценочных процедур по математике.
Ответ: Добрый день, уважаемый коллега! Предлагаем Вам один из вариантов схем анализа:
Схема анализа результатов оценочных процедур
а) процент выполнения.
б) процент верного выполнения.
в) процент выполнения отдельных действий задания.
г) процент допущенных ошибок в отдельных действиях задания.
Примечание:
1) В процессе анализа необходимо опираться:
2) Организация коррекционной работы:
А также, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что если в процессе анализа Вы заметили закономерность, то на основе этого можно и нужно делать выводы. Например, если большинство учащихся затрудняются построить план или модель решения текстовой задачи, вероятнее всего причина в трудностях работы с текстом задачи и как следствие - недостаточный уровень функциональной читательской грамотности.
20.08.2021 Яна Васильевна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Помогите определиться с системой подготовки учащихся к ВПР в 2022 г.
Ответ: Уважаемый коллега! Для того, чтобы решить поставленную Вами организационно-методическую задачу, необходимо:
Вопрос 3. По каким учебникам сейчас лучше всего преподавать математику в школе.
Ответ: Конечно, преподавать учебные предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия» можно по любому учебнику, вошедшему в Федеральный перечень учебников на 2021-2022 уч. год. Однако, я понимаю Вашу потребность в сужении границ для своего выбора, так как на данный период времени по математике существует большое количество учебно-методических комплектов. В связи с чем, предлагаю Вашему вниманию:
Рекомендуемый перечень УМК по математике для обеспечения ОО Тюменской области в 2021-2022 уч. году
Ступень образования
Учебный курс
Класс
Авторы
Издательство
5,6 классы
М
Математика
5
Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др.
АО «Издательство «Просвещение»»
6
Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. И др.
ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Бунимович Е. А., Дорофеев Г. В., Суворова С. Б. и др.
Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др.
7-9 классы
А
Г
Алгебра
7
Дорофеев Г. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др.
8
9
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. и др.
Мордкович А. Г., Семенов П. В., Александрова Л. А., Мардахаева Е. Л.
ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Геометрия
7-9
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф.,
Кадомцев С. Б. и др.
10,11 классы
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)
10-11
Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. и др.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни) (в двух частях)
10
Ч.1.: Мордкович А. Г., Семенов П. В.; Ч.2.: Мордкович А. Г. и др.
ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА»
11
Математика. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень)
Мерзляк А. Г.,
Номировский Д. А., Полонский В. Б., Якир М. С. И др.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (углубленный уровень)
Муравин Г. К., Муравина О. В.
ООО «ДРОФА»
Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н.
Математика. Алгебра и начала математического анализа (углубленный уровень)
Математика. Геометрия (базовый уровень)
Номировский Д. А., Поляков В. М. др.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровень)
Математика. Геометрия (углубленный уровень)
Потоскуев Е. В., Звавич Л. И.
1) Единых линий по авторам на данный момент времени 5-11 класс три:
2) Остальные линии выстраиваются не по авторам, а по издательствам.
3) В связи с огромным количеством и многообразием учебников по математике, вошедших в ФП на данный момент времени, данные рекомендации также оказались обширными, так как приходится учитывать и учебники, которые методически полностью соответствуют требованиям ФГОС по формированию современных образовательных результатов (например, УМК - Мерзляк А. Г. и др.) и учебники на которых выстроены стабильные системы подготовки учащихся по математике в ряде школ Тюменской области (например, УМК - Никольский С. М. и др.).
4) А также, в данных рекомендациях указаны учебники, которые имеют положительные отзывы, по их применению в процессе преподавания предмета учителями Тюменской области.
Вы можете избрать единую авторскую линию, а можете для начала определить примерный уровень обученности и обучаемости учащихся и, посмотрев несколько различных комплектов из предложенных, определиться с выбором.
Вопрос 4. В современном уроке обязательно делается акцент на самооценку ученика. Как сделать этот момент более эффективным на своём уроке?
Ответ: Система контроля и оценивания учебной работы школьника в условиях внедрения ФГОС не может ограничиваться только проверкой ЗУНов по конкретному учебному предмету. Более важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом - эталоном. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.
В условиях становления личности самооценка ребенка является необходимым компонентом развития его самовоспитания и саморегуляции - осознание человеком самого себя, соотношение своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим.
Знание самооценки необходимо для установления отношений с учениками и для нормального общения.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.
Картотека приемов формирования навыков самооценки:
1. Прием «ПОПС-формула». Учащиеся должны оценить, насколько качественно усвоен классом новый материал, четырьмя предложениями, составляющими ПОПС-формулу. П-позиция (Я считаю, что...), О-обоснование (Потому что...), П-пример (Я могу доказать это на примере..), С-следствие (Исходя из этого, я делаю вывод, что...).
2. Прием «Волшебный мешочек» применяется с использованием интерактивной доски: при оценивании выполнения задания учащиеся кладут предложенные предметы в мешочки «Справился», «Справился с помощью» и «Буду стараться дальше».
3. Прием «Взаимооценка». 1 способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2 способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет применение тактильных способов взаимооценки - поглаживание по голове, пожимание рук.
4. Прием «Карточка сомнений». В конце урока учащиеся ставят знаки: «+» - я все понял, «-» - не совсем понял, сомневаюсь, «?» - не понял.
5. Прием «Оценочная таблица». Волшебные линеечки могут быть преобразованы в оценочную таблицу. Это связано с тем, что с каждым днем, с каждой новой темой ученики приобретают все новые и новые умения. С ними растет и количество критериев. Для удобства крестики заменяются знаками «+» и «-». При этом ребенок может оценить свою работу после того, как в ней исправлены ошибки, до учительской проверки и оценить предстоящую работу. Этот прием позволяет детям с самого начала оценить свою работу дифференцированно.
Перечисленные приемы формирования самооценки помогают учащимся активно включаться в процесс обучения, повышают интерес к получению новых знаний и существенно влияют на атмосферу урока, ведь как известно, самый большой страх у учащихся - это страх проверки знаний. Современная школа и современный урок должны быть направлены на формирование гармоничной личности, а это значит, что необходимо в каждом ученике развивать как когнитивную, так и эмоциональную сторону самооценки.
08.09.2021 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.б.н.