Вопрос 1. Является ли группа кратковременного пребывания эффективным средством легкой адаптации ребёнка к детскому саду?
Ответ: Одним из эффективных факторов адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения является посещение группы кратковременного пребывания.
Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем для него режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает ребенку преодолеть страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания обеспечит ему комфортное безболезненное
«вхождение» в социум. И в определенном смысле «подготовит» к поступлению в дошкольное учреждение.
13.09.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО
Вопрос 2. Нужно ли в раннем возрасте читать стихи ребёнку?
Ответ: Стихи необходимо включать в круг детского чтения, т.к. они близки опыту малыша, соответствует уровню его сознания и в то же время пробуждают целый мир непривычных чувств и мыслей. Ребенок должен проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, пережить и понять радость, грусть, удивление, огорчение - все то, что заложено в стихотворении.
Поэтическая речь насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Малыш чувствует эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, присущие всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить стихотворение за несколько повторений.
Чтение стихов в развитии детей способствует развитию интеллектуальных способностей, мышления и укрепления памяти.
Вопрос 3. С какого возраста заучивают стихи с малышами?
Ответ: Заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга, т.к. при заучивании активно действует весь мозг.
Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами в детстве не знакомили.
Помните, стихотворения для малышей нужно подбирать соответственно их возрасту, для самых маленьких - короткие четверостишья о любимых игрушках, сказочных персонажах, животных. Не напрягайте стихами ребенка, чтобы малыш их любил, хотел слушать, запоминать и воспроизводить.
Вопрос 4. Какой развивающий потенциал несут сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»?
Ответ: Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» являются кумулятивными. Кумулятивные сказки - это сказки в которых происходит повторение речевой формулы, место и роль таких сказок в воспитании ребенка велико, такие сказки просто необходимы малышам для гармоничного развития.
В кумулятивной сказке с каждым повтором происходит определённое усложнение с непременным добавлением нового элемента, но с использованием новой формулы. Подобное построение композиции позволяет малышам развивать логику. Например, в сказке «Репка» берется формула «кто-то за кого-то», в которую помещают новые значения переменной. В итоге получается «Жучка за внучку» или «мышка за кошку». Аналогичный пример сказка «Колобок», в которой «я ушел от кого-то», при этом «кто-то» последовательно замещается теми животными, которых Колобок встречает на своем пути, то есть зайцем, волком, медведем. Персонажи в сказке вводятся последовательно. Например, в «Репке» это происходит от большего к меньшему, а в «Теремке» - от меньшего к большему.
Структурированной является сказка «Маша и медведь». В каждой из ее частей девочка знакомится с набором предметов. При этом первый всегда большой, затем средний и в конце маленький. Уже к середине повествования дети начинают помогать взрослым излагать сюжет. При этом размер вещей они непременно связывают с величиной медведей.
Таким образом, кумулятивные сказки помогают формировать у детей логическое мышление. Малыши учатся причинно-следственным связям и построению последовательностей. На первых порах это самые простые модели, но ими детки уже могут воспользоваться в других ситуациях, которые будут для них более сложными.
15.09.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО
Вопрос 5. С какого возраста можно разыгрывать театральные постановки малышам?
Ответ: Начиная с 1,5 лет малышу можно разыгрывать маленькие инсценировки потешек, кумулятивных сказок. Это поможет малышу быстрее адаптироваться, легче понять действие.
Разыгрывать сказки, потешки можно с применением готовых объемных книг или игрушек, которые можно приобрести с звуковым сопровождением. Картинки героев сказки родители могут прикреплять к поверхности, создав при этом свой небольшой кукольный театр. Главное условие - красочность и объемность происходящего.
Родители должны помнить о том, что малыши еще не могут долго удерживать внимание, поэтому постановка сказки для детей до 3 лет не должна длиться более 10 - 15 мин.
Постепенно можно привлекать ребенка к осуществлению действия. Например, выяснить кто из героев пойдет помогать деду тянуть репку, или кто следующим будет проситься в теремок или повстречается на пути у Колобка.
Вопрос 6. Можно ли превратить сказку в игру? Как это сделать?
Для малыша 2-3 лет кумулятивную сказку можно превратить в игру. Удачным сюжетом для этого явится сказка «Маша и медведь». Перед малышом раскладывают картинки предметов, и предлагают собрать те из них, которые принадлежат папе, затем маме и их сыночку. Подобная игра формирует причинно-следственные связи. Постепенно задачи можно усложнять. Например, сгруппировать все вещи не только по размерам, но и по цветам.
Вопрос 7. Как воспитать уверенность в ребенке?
Чтобы развивать в детях уверенность как личностное качество, важно, чтобы педагоги и родители обеспечивали им поддержку.
В качестве рекомендаций для формирования уверенности можно предложить следующие:
1. Задачи для ребенка должны быть трудными, «проблемными», но посильными.
2. Деятельность должна быть увлекательной и соответствовать уровню притязаний детей.
4. В детской деятельности должна присутствовать степень новизны.
5. Необходимо создавать условия для появления ощущения продвижения вперед («Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Старайся! Завтра получится лучше, чем сегодня».
6. Если ребенок допустил ошибки, не ругайте, стимулируйте его активность («Давай попробуем сделать по-другому»).
7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.
8. Создавайте условия, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным субъектом. Задавайте чаще ребенку вопросы: «Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?». Предоставляйте детям возможность выполнить деятельность самостоятельно. Поощряйте самостоятельность.
18.09.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 8. Почему деятельностный подход является методологической основой ФГОС?
Согласно теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) психика (сознание как высший этап развития психики), формируясь в деятельности, в деятельности и проявляется. Другими словами, важным условием полноценного развития личности обучающегося выступает его активное участие в сознательной деятельности.
Вопрос 9. Что понимается под «психолого-педагогической компетентностью» учителя?
Проблемы психологической компетенции учителя рассматриваются в связи с его педагогической и предметной подготовкой через анализ целей и содержания деятельности в современной динамике информационно-технологического уровня образования, а также с качественной структурой знаний [В. Н. Панферов Психологическая компетенция современного учителя // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2009]
Вопросы, касающиеся психологической компетентности, изучали Ю. П. Азаров, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Н. Захарова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, В.А. Сласт?нин, В.М. Соколова, Г.А. Шредер, Д. Шульц, С. Шульц и др.
По мнению Т.Н. Щербаковой, в структуре психологической компетентности педагога выделяются когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихологическая подсистемы. Отдельными элементами в данной структуре выступают психологические знания, умения педагога, его личностные качества, система субъективного контроля. Каждый из выделенных компонентов проявляется по-разному в зависимости от специфики педагогической деятельности. У каждого педагога указанные элементы могут иметь разную степень выраженности, формироваться в разное время [Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 67-68].