Вопрос 1. Подскажите, какие нормативно-правовые документы координируют организацию и проведение ЛПЗ в ПОО?
Ответ: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего образования».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
Федеральные государственные образовательные стандарты.
17.09.18 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения управленческих кадров, к.соц.н.
Вопрос 2. Где прописывается перечень учебных дисциплин МДК и ПМ и их объем по которым предусмотрены ЛПЗ?
Ответ: Дисциплины, по которым планируются ЛПЗ и их объемы, определяются примерными и рабочими программами ПОО по специальности.
Вопрос 3. Что включают в себя лабораторные работы?
Ответ: Лабораторные работы включают в себя:
- экспериментальная проверка формул, методик расчета;
- установление и подтверждение закономерностей;
- ознакомление с методиками проведения экспериментов;
- знакомство с новой техникой, оборудованием, измерительными приборами и др.
Вопрос 4. Что включают в себя практические занятия?
Ответ: Практические занятия включают в себя:
- формирование практических умений, необходимых в последующем в профессиональной деятельности;
- решение разного рода задач, в том числе, профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых и ролевых играх и т.п.);
- выполнение вычислений, расчетов, чертежей; работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой.
19.09.18 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения управленческих кадров, к.соц.н.
Вопрос 5. Обязательно ли нужно проводить инструктаж перед выполнением практической работы?
Ответ: Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и уровень овладения обучающимися запланированными умениями.
Вопрос 6. В чем суть и отличия классификации ЛПЗ?
Ответ: Лабораторные и практические занятия могут носить:
- репродуктивный характер. Работы, имеющие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся применяют подробные инструкции.
- частично-поисковый характер. При выполнении частично-поисковых работ обучающиеся не применяют подробные инструкции, а самостоятельно осуществляют подбор оборудования; выбирают способы аналитических действий; планируют использование учебной и справочной литературы.
- поисковый характер. Работы, носящие поисковый характер, выполняются как решение проблемы с опорой на имеющиеся теоретические знания по теме.
Вопрос 7. Каковы основные требования к оформлению отчета по ЛПЗ?
Ответ: Отчет по ЛПЗ рекомендуется оформлять в виде таблиц, графиков, схем, структур, графических записей, рисунков, расчетов сравнительного анализа, решение конкретных производственных задач и ситуаций и т.д. целесообразно применение рабочих тетрадей по дисциплинам.
Отчет по ЛПЗ обучающийся выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Текстовая часть отчета должна включать пункты:
- условие и требования задачи;
- порядок выполнения;
- основные результаты выполнения ЛПЗ.
23.09.18 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения управленческих кадров, к.соц.н.
Вопрос 8. Какие требования по организации ЛПЗ должны включать в себя методические рекомендации?
Ответ: Методические указания (рекомендации) по выполнению ЛПЗ включают в себя:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- наименование раздела (темы);
- объем учебного времени, отведенный на ЛПЗ;
- наименование темы ЛПЗ;
- цель ЛПЗ (в т.ч. требования к знаниям и умениям студентов, которые должны быть реализованы);
- перечень необходимых средств обучения (оборудование, материалы и др.);
- требования по теоретической готовности студентов к выполнению ЛПЗ (требования к знаниям, перечень дидактических единиц);
- содержание заданий;
- рекомендации (инструкции) по выполнению заданий;
- требования к результатам работы, в т.ч. к оформлению;
- критерии оценки и формы контроля;
- список рекомендуемой литературы;
- пример оформления ЛПЗ;
Вопрос 9. Какие формы и методы контроля целесообразно использовать при оценке ЛПЗ?
Ответ: Для контроля и оценки уровня развития общих и формирования профессиональных компетенций у обучающихся используются различные формы и методы контроля:
- наблюдение за работой обучающихся во время лабораторных и практических занятий;
- анализ результатов наблюдения;
- экспертная оценка отчетов и индивидуальных заданий;
- самооценка деятельности.
Вопрос 10. Какими службами ПОО и на основании каких нормативных актов осуществляется расчет времени, отводимого на ЛПЗ?
Ответ: Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ и практических занятий в рабочем плане, планируется на основе ФГОС соответствующей специальности и рабочей программы учебной дисциплины. Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей учебных дисциплин и рекомендуют объем времени, отводимый на выполнение практических занятий и лабораторных работ по каждой дисциплине рабочего учебного плана
29.09.18 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения управленческих кадров, к.соц.н.