Вопрос 1. Если при ответе на вопросы типа "What TV programs do you usually watch?" учащийся пишет «Vesti» или «Prav!da», считать ли это ошибкой?
Ответ: Если учащиеся прибегают к помощи транслитерации, указывая телепрограммы, то ошибкой это не считается. Но всё-таки желательно дать описательную характеристику телепередачи. В этом случае ответ будет полным.
3.04.18 Елена Анатольевна Самусенко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 2. Если в вопросе указывается существительное во множественном числе, а ученик в ответе указывает только один, то это неправильно? Например, "What are your favourite subjects at school?", а ответ - I like English, только один предмет.
Ответ: Да, предполагается, что в ответ будут включены именно subjects. Но в любом случае мы ориентируемся на качество ответа. Если дано значимое обоснование того, что только один предмет является любимым, то мы можем принять такой ответ.
7.04.18 Елена Анатольевна Самусенко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 3. Елена Анатольевна, можно ли в личном письме писать придуманный адрес?
Ответ: При написании личного письма в правом верхнем углу требуется указать адрес пишущего. Это не обязательно фактический адрес проживания, но просим обратить внимание на то, что нельзя указывать какой-то зарубежный адрес.
18.04.18 Елена Анатольевна Самусенко, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 4. С какой истории мы начинаем изучение в 7 классе?
Ответ: В 7 классе изучаем сначала всеобщую, потом историю России, а в 8 классе наоборот.
18.04.18 Юлия Евгеньевна Соболева, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 5. Впервые столкнулся с ЕГЭ по истории и обществознанию. Посоветуйте по какой литературе готовить.
Ответ: Добрый день. Сборники ФИПИ, открытый банк заданий (fipi.ru), демонстрационнные варианты модно посмотреть здесь http://www.ctege.org/razdel.php?razdelid=18
Вопрос 6. Подскажите какие-нибудь пособия для подготовки к ВПР по английскому языку?
Ответ: При подготовке к Всероссийской проверочной работе по английскому языку целесообразно использовать следующие пособия:
§ - Соловова Е. Н. и др. ВПР. Стратегии и тренировочные тесты. Базовый уровень. 11 класс. Английский язык (Издательство «Титул»);
§ - Гулов А. П. ВПР. Письменная и устная части. 11 класс. Тренировочные тесты. Базовый уровень. Английский язык (Издательство «Титул»);
§ - Гулов А. П. ВПР. Английский язык. 11 класс. 10 вариантов. Типовые задания. (Издательство «Экзамен»).
07.04.2018 Усминская Кристина Ольгердовна, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 7. Существует ли в ОГЭ по английскому такое условие, при котором экзамен не сдан, если один из разделов не сдан?
Ответ: Нет, все баллы суммируются и оценка выводится независимо от количества баллов в разделах. 22.04.2018 Усминская Ксения Ольгердовна, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 8. Есть ли изменения в ЕГЭ по английскому языку в 2018 году?
Ответ: Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с 2017 годом отсутствуют, но уточнены критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена.
07.05.2018 Усминская Кристина Ольгердовна, ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 9. Во многих пособиях, которые есть в продаже, представлены варианты ЕГЭ по литературе без тестовой части. Уточните, пожалуйста, будут ли на ЕГЭ 2018 г. тестовые вопросы?
Ответ: Согласно Демоверсии 2018 г. (выставлена на сайте ФИПИ), на экзамене по литературе в этом году сохраняются тестовые вопросы 1-7, 10-14. Продаваемые пособия ориентированы уже на новую модель ЕГЭ, которая вводится в 2019 году, в которой тестовой части не будет.
11.05.2018 Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 10. Как провести "читательскую конференцию"?
Ответ: Читательская конференция (Это крупное, трудоемкое мероприятие, которое заранее готовиться (около 2 мес.) ) - предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги. По содержанию они могут делить на конференции по произведениям художественной и специальной лит-ры. Они могут быть формой повышения квалификации специалистов (обсуждение монографии, нового учебники и пр.)
11.05.18 Третьякова Виктория Юрьевна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 11. В этом году в КИМ ЕГЭ по литературе в задании 17 предложены 4 темы для сочинения. Скажите, пожалуйста, четвертая тема будет по новейшей отечественной литературе, как заявлено в Демоверсии?
Ответ: Действительно, согласно Демоверсии 2018 г., тема 17.4 сформулирована следующим образом: «Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х - 2000-х годов)» и ориентирована на знание литературы наших дней. Однако на досрочном экзамене по литературе, который прошел в апреле, проблему, вынесенную в формулировку темы, можно было раскрывать на анализе произведений XX-XXI века, что, безусловно, облегчило задачу выпускникам.
14.05.18 Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 12. В модели ОГЭ по литературе 2018 г., согласно новой критериальной базе, в заданиях с ограниченным объемом введен критерий «Логичность и соблюдение речевых норм». Чем обусловлено это и оправдан ли, на Ваш взгляд, данный синтез?
Ответ: Полагаю, введение этого критерия вполне оправданно: нельзя компетентно оценить развернутое письменное высказывание без учета его логического и речевого оформления, тем более, что качество речи современных школьников и ее логика неуклонно падают. Совмещение данных аспектов (два в одном) можно объяснить, в частности, тем, что речь и логика действительно очень связаны: нередко неточность словоупотребения провоцирует логические сбои и, наоборот, «хромающая», непродуманная логика вызывает речевые ошибки.
20.05.18 Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 13. Каковы требования к итоговому устному собеседованию? Изменятся ли они после апробации?
Ответ: Если Вас интересуют требования к содержанию итогового устного собеседования, то необходимо познакомиться с демоверсией, критериями оценивания на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory). Если Вас интересуют требования к организации итогового устного собеседования, то Вы можете изучить материалы на сайте ФЦТ (http://www.rustest.ru/gia/trainings/itogovoe-ustnoe-sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-v-9-klasse/). В данный момент других рекомендательных, нормативных материалов нет. Сейчас идет анализ результатов массовой апробации. Об изменениях говорить рано. ТОГИРРО обязательно будет знакомить с анализом, перспективами развития итогового устного собеседования. Планируем проведение семинаров, курсов по методике развития устной речи, методике обучения выразительному чтению, пересказу, составлению монологического высказывания, ведению диалога.
20.05.18 Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 14. В прошлом году мы готовились принять участие во Всероссийском конкурсе сочинений, но не успели отправить работы в указанные сроки. Планируется ли в этом году конкурс? Где можно познакомиться с положением и сроками?
Ответ: С 2015 года мы проводим региональный этап Всероссийского конкурса сочинений. В 2018 году конкурс традиционно планируется на начало учебного года. Работы на региональный этап будут принимать до 28.09.2018 года. Необходимо выдерживать как сроки, так и требования к работам (соответствие конкурсу и оформление). С положением, требованиями к организации Вы можете познакомиться на сайте ТОГИРРО (http://togirro.ru/organizacionno/meropriyatiya_dety/konkursi_olimpiads/vserossijskij_k_soch/vsoch_2018.html)
22.05.18 Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 15. Здравствуйте! Могу ли я работать учителем начальных классов, если имею образование учителя русского языка и литературы?
Ответ: В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» - требования к квалификации по должности учитель: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. В соответствии с вышеизложенным, Вам необходимо пройти курсы повышения квалификации по данному направлению.
23.05.18 Третьякова Виктория Юрьевна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 16. Я первый раз готовлю школьников к ОГЭ по русскому языку. В основном дети выбирают задание 15.3 и испытывают затруднения при подборке аргументов из своего жизненного опыта. Можно ли их ориентировать на литературный аргумент? Засчитают ли его как жизненный?
Ответ: При выполнении задания 15.3 выпускники должны сформулировать и аргументировать свое понимание предложенного слова. При этом один аргумент должен быть из прочитанного текста и за него выпускник получает 2 балла, а другой пример из жизненного опыта и за него выпускник получает 1 балл, общий балл - 3. Жизненный опыт - это не только факты, события из личной жизни выпускника. Жизненный опыт - это и знания: знания по истории, в области тех интересов, которыми увлечен ребенок, это, конечно, и читательский опыт (наряду с ним можно говорить и о кинематографическом, театральном ....). Читательский опыт, литературный аргумент может быть засчитан как аргумент из жизненного опыта.
23.05.18 Медведева Елена Георгиевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 17. Здравствуйте! Скажите пожалуйста для посещения уроков родителю нужно разрешение учителя?
Ответ: По данному вопросу необходимо обратиться с заявлением к директору образовательной организации. В установленные законодательством сроки Ваше заявление будет рассмотрено. Принятие решения о посещении/об отказе посещения урока родителями (законными представителями) относится к компетенции директора образовательной организации.
24.05.18 Третьякова Виктория Юрьевна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 18. Хотелось бы спросить, можно ли при организации проектной деятельности в классе, где изучаются «Светская этика» и ОПК использовать одну тему, но исследовать ее с разных позиций? (пример: история родного поселка- поиск сведений о фронтовиках войны; жизнь православной общины сто лет назад)?
Ответ: Конечно, не только можно, но и нужно, это хороший пример реализации межмодульных связей курса ОРКСЭ и предметной области «Окружающий мир».
24.05.18 Юлия Евгеньевна Соболева, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин