Вопрос 1. В чём особенности интегрированного содержания в начальном образовании на современном этапе?
Ответ: На современном этапе развития начального образования интеграция должна: затрагивать методику каждого предмета, решающего своими средствами общепредметные задачи по усвоению школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (наблюдение, мышление, учебная деятельность, совместная коллективная деятельность); реализовываться не только на уровне содержания, но и во внеурочной работе, проектной-исследовательской деятельности, в новых формах обучения, в том числе в электронном; уделять внимание развитию вариативных моделей взаимодействия педагогов, детей, родителей и пр., что существенно расширит возможности образовательной среды школы и выйдет за ее пределы; быть обязательно отражена в календарно-тематическом планировании.
7.04.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 2. Каков алгоритм разработки интегрированного содержания?
Ответ: Алгоритм разработки интегрированного содержания:
- Сопоставить планируемые результаты изучения темы (личностные, метапредметные, предметные) по каждому интегрируемому предмету, выявить основания интеграции путём выделения общего для всех планируемых результатов этих предметов;
- Разработать технологическую карту освоения интегрированного содержания темы, осуществить отбор форм организации продуктивной деятельности школьников;
- Перераспределить высвобожденные часы для углубления иных тем или включения дополнительного содержания по предмету (практическая работа, самостоятельная работа, экскурсия на социокультурный / производственный объект и др.).
15.04.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 3. Как фиксировать в классном журнале интегрированные уроки?
Ответ: Темы урока в классном журнале записываются в разные предметы с символом «Интегрированное занятие» в одинаковой формулировке.
Например, интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 1 классе:
окружающий мир
25.09. «Интегрированное занятие» Экскурсия «Изменения в неживой и живой природе осенью» и сбор природного материала;
технология
25.09. «Интегрированное занятие» Экскурсия «Изменения в неживой и живой природе осенью» и сбор природного материала.
3.05.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 4. Какими методиками можно пользоваться для диагностики сформированности УУД у детей младшего школьного возраста?
Ответ: Если вы диагностируете сформированность коммуникации как взаимодействия, можно использовать методику «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) и «Кто прав?» (Г. Цукерман). Для диагностики коммуникации как кооперации можно воспользоваться заданиями «Рукавичка» (Г. Цукерман), «Совместная сортировка» (Г. Бурменская). Диагностировать коммуникацию как интериоризацию помогут задания «Узор по диктовку» (Г. Цукерман), «Дорога к дому» (А. Лидерс).
18.05.18 Гололобова Надежда Леонидовна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 5. Чем отличается промежуточная аттестация от других видов контроля?
Ответ: Промежуточную аттестацию проводят со 2 класса по всем предметам учебного плана основной образовательной программы начального общего образования, она является одним из компонентов внутренней системы оценки качества образования. Основное отличие заключается в том, что по результатам промежуточной аттестации делают вывод о качестве образования в школе, поэтому отрицательные результаты или ее не прохождение без уважительной причины считаются академической задолженностью.
Вопрос 6. Какими учебниками и учебными пособиями может пользоваться учитель начальных классов в 2018-2019 учебном году и кто закупает учебники и рабочие тетради к ним?
Ответ: 16 мая 2018 года подписано письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Российской Федерации за № 08-1211 "Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности"
В письме даны разъяснения по следующим вопросам:
- нормы обеспеченности ОО учебными изданиями в соответствии с ФГОС;
- выбор учебников из ФПУ (приказ № 253 от 31.03.2014 г. и все его редакции);
- выбор учебных пособий согласно приказу Минобрнауки РФ от 9.06.2016 №699;
- выбор формы учебника;
- компетенции ОО при выборе учебников и учебных пособий;
- даны термины и определения, употребляемые в области учебного книгоиздания, утверждённые ГОСТ 7.60-2003;
- недопустимость закупок за счёт бюджетных средств учебников, не включённых в ФПУ, и учебных пособий, выпущенных издательствами, не входящими в перечень организаций.
Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
12.05.18 Гололобова Надежда Леонидовна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 7. Поясните, в чем суть технологии STEM?
Ответ: Расшифровка аббревиатуры STEM: S - Science- естественные науки, Technjlogy- технологии, Engineering- инжиниринг, проектирование, дизайн, Mathematics - математика
Если кратко, то в основе технологии - инженерный подход к изобретению, скажем, прототипа. Чтобы получить прототип, его необходимо спроектировать. А любое проектирование - это, по сути, описание еще несуществующего объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести.
Преимущества STEM- образования:
- интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д.;
- развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено не только на развитие способностей, специфичных для этих видов деятельности, но и для комфортного самоощущения в современном мире;
- развитие критического мышления рассматривается как трехступенчатый процесс, направленный на формирование умений получать необходимую информацию, умений ее анализировать; умений применять полученную информацию в практической деятельности;
- формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении: объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей, - умении договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т.д., то есть формирует культуру дискуссии и навык «сублимированного вывода». Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.
Сегодня в системе дошкольного образования реализуется парциальная модульная программа STEM- образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество (авторы программы: Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин).
24.05.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 8. Сегодня много говорят о ментальной арифметике. При этом часто можно слышать о ментальной математике для дошкольников. В чем разница?
Ответ: Ментальная арифметика - это нетрадиционная методика обучению устному счету, цель которой состоит в развитии умственных и творческих способностей детей.
Ментальная математика, менар - это другие названия одной и той же методики.
Программа по ментальной арифметике основана на древней китайской технике координации мозга и развития умственных способностей человека. Система обучения ментальному счету базируется на использовании древних китайских счетов абакус (первый деревянный компьютер). Абакус представляет собой деревянные счеты, он использовался для сложения, вычитания, умножения и деления, вычисления дробей и квадратных корней.
Содержание программы ориентировано на широкую возрастную категорию детей от 4 до 12 лет, но возможно освоение в более старшем возрасте.
Работа по обучению ментальной арифметике осуществляется в два этапа:
- практический - обучение устному счету на основе использования реального абакуса;
- визуальный (ментальный)- обучение устному счету опирается на вычисления в «уме», представляя ментально процесс исчисления.
28.05.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 9. Часто наблюдаю за игрой своих внуков в детском саду. Поясните, как отличить режиссерскую игру от сюжетно-ролевой игры?
Ответ: Основное отличие режиссерской игры от сюжетно-ролевой состоит в особенностях замещения (переноса значения): если в сюжетно-ролевой игре ребенок берет какую-то роль на себя, то в режиссерской игре он наделяет этой ролью некий предмет (сюжетную игрушку или предмет-заместитель). Например, шахматные фигуры превращаются в человечков и «ходят» на шахматной доске друг к другу в гости; гильзы - это солдаты, и рота солдат строится для парада; пуговицы в коробке- это жители царства-государства, а самая большая пуговица- королева. Вторым отличием будет преимущественно индивидуальная форма осуществления игры.
Режиссерская игра в силу ряда своих особенностей предоставляет ребенку возможность более отстраненного, можно даже сказать - более абстрактного творческого размышления о действительности и познания мира именно в тех областях, которые актуальны в данный момент для ребенка, в то время как формирование сюжетно-ролевой игры в большей степени связано с социальным развитием ребенка
При всей незамысловатости отличий режиссерские игры позволяют ребенку решать в процессе таких игр ряд весьма специфических задач, что и определяет их качественное своеобразие и обеспечивает уникальный развивающий эффект, который не всегда может быть в той же мере реализован прочими видами игр.
Раскроем основные особенности режиссерской игры, определяющие ее специфическое развивающее значение по сравнению с другими видами самодеятельных игр.
1. Наиболее яркая отличительная черта режиссерских игр - их несравнимо большее тематическое разнообразие. Сюжетное многообразие режиссерской игры определяется именно тем, что ребенок не связан знаниями, потребностями и интересами других детей, сложившимися в данном коллективе игровыми стереотипами или разученными и известными другим детям конкретными темами игр, а также необходимостью увязывания замыслов, а волен выбирать и развивать такие сюжеты, вовлекать в них тех персонажей и обращаться к тем временам и пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него в личностном и (или) познавательном плане.
2. Несвязанность ребенка ситуацией взаимодействия с другими детьми приводит к тому, что он оказывается намного более свободен в моделировании как самих ситуаций, так и возможных взаимоотношений персонажей в них. «Переигрывания» и повторы, которые встречаются в режиссерских играх детей-дошкольников, довольно часто связаны в норме с попытками осмысления и переосмысления тех или иных ситуаций, а у детей, имеющих определенные отклонения в поведении, - с переигрыванием и повторным переживанием эмоционально значимых эпизодов.
3. Надыгровая позиция, а также необходимость проигрывания множества разнообразных ролей (за каждого персонажа игры), безусловно, способствуют более интенсивному формированию позиции децентрации. Если роль - это взгляд на проблему глазами другого персонажа, но все-таки одного, то здесь возникает необходимость моделировать разные взгляды разных персонажей на одну и ту же проблему, учитывать по ходу игры столкновение их мнений, характеров, интересов, интерпретаций происходящего, что заметно усложняет задачу. К младшему школьному возрасту (как наглядно показывают экспериментальные данные нашего исследования при организации режиссерской игры с достаточно большим числом персонажей ребенок начинает смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.
4. Еще одна особенность режиссерской игры связана с тем, что она требует от ребенка гораздо большей познавательной и творческой активности, инициативности. Если в процессе сюжетно-ролевой игры образуется некая смысловая пауза, то толчком для последующего развития сюжета игры может стать идея любого из играющих детей (как правило, более активных); в случае подобных пауз во время индивидуальной режиссерской игры такой «помощи» ждать неоткуда и ребенок всегда сам должен мобилизовывать резервы своей фантазии для того, чтобы игра могла успешно продолжаться и дальше. В определенной степени способность к построению сюжета может расцениваться как осмысленная (т.е. наделенная смыслом) модель действий в случайной ситуации.
31.05.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 10. Помогите пожалуйста сформулировать тему по самообразованию по ОБЖ в средней группе согласно ФГОС.
Ответ: Елена, предлагаю такие темы: 1. Формирование основ безопасного поведения в социуме у детей 4-5- лет . 2. Формирование первичных представлений о безопасном поведении у детей 4-5- лет.
3.06.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 11. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли взять проект на 2 года (старшая и подготовительная группа) и назвать его «Словотворчество». Цель проекта: развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Ответ: Светлана Николаевна! Одного слова в названии маловато. Может быть, так: «Путешествие в страну слов», или «Раз словечко, два словечко». А цель у Вас очень хорошая.
Вопрос 12. На базе какого образования можно обучиться на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации?
Ответ: Курсы профессиональной переподготовки могут пройти лица, имеющие среднее/высшее профессиональное образование, также студенты последнего курса колледжей, техникумов, ВУЗов. В этом случае Вам необходимо предоставить справку из ВУЗа или организации среднего профессионального образования, о том, что Вы являетесь студентом, датированную текущим учебным годом. После окончания курса в нашем институте Вам будет выдана соответствующая справка, а после предоставления диплома из ВУЗа (организации СПО) - диплом о профессиональной переподготовке.
7.06.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук
Вопрос 13. Чем отличается повышение квалификации от профессиональной переподготовки?
Ответ: Согласно статье 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», под обучением по программам повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию, в целях совершенствования профессиональных знаний по имеющейся профессии.
Под обучением по программам профессиональной переподготовки понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию, в целях получения новой профессии или новой должности.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
8.06.18 Менчинская Елена Анатольевна, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук