Вопрос 1. Подскажите, что входит в понятие «специальные условия для получения образования лиц с ОВЗ?
Ответ: В соответствии с законом об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 2. Если в образовательной организации не обучается ни один инвалид, должна ли она создавать специальные условия для получения образования для этой категории обучающихся?
Ответ: Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся.
Вопрос 3. Можно ли отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей?
Ответ: В соответствии с ч. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. Каких-либо специальных оговорок или условий отчисления в данной ситуации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья действующее образовательное законодательство РФ не содержит.
Соответственно, да, отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей можно. Отчисление при этом будет проводиться в общем порядке.
16.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 4. Есть ли какие-либо ограничения по тому, какие образовательные программы могут быть адаптированными?
Ответ: В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образования в РФ» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Как видно из приведенной нормы, данное определение не предусматривает каких-либо ограничений по составу образовательных программ, которые могут быть адаптированными. Не содержат таких ограничений и иные нормы образовательного законодательства.
Наоборот, отдельными нормами регулируется обучение по отдельным видам адаптированных образовательных программ. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Согласно же ч. 8 ст. 79 указанного Федерального закона профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Приведенные нормы в условиях отсутствия ограничений по видам образовательных программ, которые могут быть адаптированными, свидетельствуют, что адаптированной может быть любая образовательная программа.
Вопрос 5. Что такое адаптированная физкультура?
Ответ: Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
18.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 6. На какие специальности СПО можно принимать абитуриентов с ОВЗ?
Ответ: В образовательной организации есть перечень специальностей, утверждённый приказом ПОО для детей с ОВЗ, детей с инвалидностью. С перечнем специальностей можно ознакомиться на сайте профессиональной образовательной организации и выбрать образовательное учреждение для получения специальности или профессии в соответствии психо-физическими возможностями абитуриента.