Консультации Центра непрерывного профессионального образования по обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (11.05-18.05.18) - 6 вопросов

Вопрос 1. Подскажите, что входит в понятие «специальные условия для получения образования лиц с ОВЗ?

Ответ: В соответствии с законом об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 2. Если в образовательной организации не обучается ни один инвалид, должна ли она создавать специальные условия для получения образования для этой категории обучающихся?

Ответ: Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся. 

11.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 3. Можно ли отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей?

Ответ: В соответствии с ч. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. Каких-либо специальных оговорок или условий отчисления в данной ситуации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья действующее образовательное законодательство РФ не содержит.

Соответственно, да, отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей можно. Отчисление при этом будет проводиться в общем порядке.

16.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 4. Есть ли какие-либо ограничения по тому, какие образовательные программы могут быть адаптированными?

Ответ: В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образования в РФ» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Как видно из приведенной нормы, данное определение не предусматривает каких-либо ограничений по составу образовательных программ, которые могут быть адаптированными. Не содержат таких ограничений и иные нормы образовательного законодательства.

Наоборот, отдельными нормами регулируется обучение по отдельным видам адаптированных образовательных программ. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Согласно же ч. 8 ст. 79 указанного Федерального закона профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Приведенные нормы в условиях отсутствия ограничений по видам образовательных программ, которые могут быть адаптированными, свидетельствуют, что адаптированной может быть любая образовательная программа.

16.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 5. Что такое адаптированная физкультура?

Ответ: Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

18.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 6. На какие специальности СПО можно принимать абитуриентов с ОВЗ?

Ответ: В образовательной организации есть перечень специальностей, утверждённый приказом ПОО для детей с ОВЗ, детей с инвалидностью. С перечнем специальностей можно ознакомиться на сайте профессиональной образовательной организации и выбрать образовательное учреждение для получения специальности или профессии в соответствии психо-физическими возможностями абитуриента.

18.05.18 Землянова Ольга Владимировна, методист Центра непрерывного профессионального образования 

ТОГИРРО