Консультации отдела программно-методического обеспечения Центра непрерывного профессионального образования (17.04-30.06.2017) - 49 вопросов

Вопрос 1. В каких целях проводится Всероссийская олимпиада профессионального мастерства  в системе СПО РФ

Всероссийская олимпиада проводится в целях выявления наиболее одаренных и талантливых студентов, повышения качества профессионального образования специалистов среднего звена, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности, реализации творческого потенциала обучающихся, повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 2. Подскажите, какой документ можно посмотреть для изучения основных вопросов по организации Всероссийской олимпиады профессионального мастерства в 2018 году

«Сборник организационно-методических документов по использованию типовых алгоритмов и шаблонов фондов оценочных средств, используемых при организации и проведении олимпиад профессионального мастерства» (2017 г,), который можно посмотреть  по ссылке http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razvitie_profes/konkursy_i_olim/vserossijskaya/zaklyuchitelnyj/dokumenty_po_vs.html

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Скажите, пожалуйста - как расшифровывается  УГС СПО?

УГС СПО -   это укрупненная   группа    специальностей среднего профессионального образования, т.е.-. Профильное   направление.  Всероссийская олимпиада включает в себя профильные направления. Профильное направление Всероссийской олимпиады включает одну или несколько специальностей УГС СПО.

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Кто организовывает этапы Всероссийской олимпиады по каждому профильному направлению проводятся образовательными организациями

Все этапы Всероссийской олимпиады по каждому профильному направлению проводятся образовательными организациями, которые выступают в качестве организаторов этапа

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Скажите, сколько этапов предполагается провести в рамках Всероссийская олимпиада по каждому профильному направлению.

Всероссийская олимпиада по каждому профильному направлению проводится в 3 этапа:

I этап - начальный - проводится на уровне профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, при условии реализации в них одной или нескольких программ подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей, внесенной в перечень профильных направлений Всероссийской олимпиады;

II этап - региональный - проводится на уровне субъекта Российской Федерации;

III этап - заключительный - проводится на всероссийском уровне.

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Какие основные задачи решаются в ходе проведения Всероссийской олимпиады профессионального мастерства

Проведение Всероссийской олимпиады направлено на решение следующих задач:

- проверка способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности, стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;

- развитие конкурентной среды в сфере СПО, повышение престижности специальностей СПО;

- обмен передовым педагогическим опытом в области СПО;

- развитие профессиональной ориентации граждан;

- повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена;

- вовлечение федеральных учебно-методических объединений в процесс формирования единого образовательного пространства;

- интеграция разработанного методического обеспечения Всероссийской олимпиады, в том числе фондов оценочных средств, в образовательный процесс.

Дополним, что ключевыми принципами Всероссийской олимпиады профессионального мастерства являются информационная открытость, доступность, справедливость, партнерство и инновации.

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Скажите, пожалуйста, какие  основные документы, регламентируют организацию и проведение Всероссийской олимпиады профессионального мастерства

В сборнике представлены основные документы, регламентирующие организацию и проведение Всероссийской олимпиады профессионального мастерства:

- Регламент организации и проведения Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования

- Примерный порядок организации и проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования

Так же  имеются и  организационно-методические материалы, разработанные  в ходе выполнения  проекта «Совершенствование механизмов методического сопровождения олимпиад профессионального мастерства», реализуемого  Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт оценки качества образования» (далее - ФИОКО)  в рамках Федеральной целевой программы развития образования  на 2016-2020 годы.  В 2017 году ФИОКО осуществляло организационно-методическое сопровождение Всероссийской олимпиады профессионального мастерства:

- Типовые алгоритмы формирования фондов оценочных средств и организационных механизмов проведения олимпиад профессионального мастерства

- Комплект типовых шаблонов фондов оценочных средств для проведения олимпиад профессионального мастерства по укрупненным группам специальностей СПО (общий и технического  профиля)

- Рекомендации по использованию шаблонов фондов оценочных средств и типовых алгоритмов формирования фондов оценочных средств при проведении олимпиад профессионального мастерства по укрупненным группам специальностей СПО

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Могут ли данные материалы быть использованы на региональном или начальном этапе 2018 года

Материалы «Сборника организационно-методических документов по использованию типовых алгоритмов и шаблонов фондов оценочных средств, используемых при организации и проведении олимпиад профессионального мастерства» (2017 г,),  могут быть использованы организаторами Всероссийской олимпиады профессионального мастерства на всех уровнях ее проведения.

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Уточните, пожалуйста, в чем состоит содержание этапов Всероссийской олимпиады по профильным направлениям на заключительном этапе

Каждый этап Всероссийской олимпиады по профильному направлению представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение практикоориентированных конкурсных заданий. Конкурсные задания Всероссийской олимпиады направлены на выявление теоретической и профессиональной подготовки участников Всероссийской олимпиады, владения профессиональной лексикой, в том числе на иностранном языке, умения применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, а также на мотивацию участников к применению творческого подхода к профессиональной деятельности и высокой культуры труда.

Каждый этап Всероссийской олимпиады по профильному направлению включает в себя выполнение профессионального комплексного задания, нацеленного на демонстрацию знаний, умений, опыта в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Содержание и уровень сложности профессионального комплексного задания должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования с учётом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена.

Для каждого этапа (начальный, региональный, заключительный) Всероссийской олимпиады по профильному направлению на основании шаблона разрабатывается фонд оценочных средств - комплекс методических и оценочных средств, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций участников Всероссийской олимпиады (далее - ФОС). ФОС для заключительного этапа разрабатывается и утверждается федеральными учебно-методическими объединениями СПО (далее - ФУМО).

17.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 10. Проконсультируйте, где можно посмотреть список ФУМО

Информацию о федеральных учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования можно посмотреть по ссылке

http://togirro.ru/assets/files/CNPO/FUMO/inform_o_fumo.pdf

18.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 11. Подскажите, где можно узнать график проведения и перечень УГС Всероссийской олимпиады в 2017 году.

График проведения и перечень УГС по Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства СПО в 2017 году можно посмотреть по ссылке http://togirro.ru/assets/files/CNPO/Konkursy/grafik_2017.pdf

18.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 12. Проконсультируйте,  пожалуйста, кого допускают к участию во Всероссийской олимпиаде заключительного этапа.

К участию во Всероссийской олимпиаде допускаются студенты в возрасте до 25 лет, имеющие российское гражданство, обучающиеся в образовательных организациях по программам подготовки специалистов среднего звена, победителей регионального этапа. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады для участия в заключительном этапе посредством подачи заявки организаторам заключительного этапа Всероссийской олимпиады по определенной форме не позднее 15 календарных дней до начала проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

19.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 13. Скажите, пожалуйста, каткие документы должен иметь  участник Всероссийской олимпиады профессионального мастерства  по профильным направлениям на заключительном этапе.

Участник Всероссийской олимпиады профессионального мастерства  по профильным направлениям на заключительном этапе должен иметь при себе:

- студенческий билет;

- документ, удостоверяющий личность;

- справку с места учёбы за подписью руководителя образовательной организации, заверенную печатью указанной организации;

- заявление о согласии на обработку персональных данных;

- полис ОМС;

- медицинскую справку (при необходимости).

Кроме это, участник должен иметь при себе спецодежду (при необходимости), но, наличие на спецодежде символики образовательной организации не допускается.

19.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 14. Скажите, пожалуйста, по каким направлениям УГС, в какие профессиональные образовательные организации поедут победители регионального этапа Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства СПО в 2017, проводимого в Тюменской области

Победители регионального этапа Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства СПО в 2017 будут представлять Тюменскую область по следующим УГС:

08.00.00 Техника и технология строительства:  29-31 мая 2017 г. Чебоксары ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства»

09.00.00 Информатика и вычислительная техника: 18-20 апреля 2017 г. г. Москва, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»

15.00.00 Машиностроение: 24-26 мая 2017 г. г. Саратов, Профессионально-педагогический колледж ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.»

23.00.00 Техника и технология наземного транспорта: 26-28 мая 2017 г.Тамбов,

ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С. Солнцева»

34.00.00 Сестринское дело: 17-19 мая 2017 г. г. Рязань ФГБОУВО РязГМУ Минздрава России

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство: Тамбовская область 26-28 мая 2017 Тамбовская область г.Кирсанов ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО, 20.04.2017

 

Вопрос 15. Где можно посмотреть итоги Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства СПО заключительного этапа в 2017, участников - обучающихся СПО Тюменской области

С итогами  участия обучающихся СПО ТО во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся 2017 г. на  заключительных этапах по соответствующим УГС СПО  - http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razvitie_profes/konkursy_i_olim/vserossijskaya/zaklyuchitelnyj.html

04.06.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 16. Проконсультируйте, пожалуйста, какие официальные документы движения WorldSkills International

Официальные документы движения WorldSkills International:

КОНСТИТУЦИЯ WorldSkills International

Регламен WorldSkills International

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS

О Кодексе этики

На сегодня WorldSkills International (WSI) - некоммерческая ассоциация, открытая для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования (VET) в регионе или стране, которую они представляют. WSI осуществляет свою деятельность по всему миру, являясь политически и религиозно нейтральной организацией.

Видение своей деятельности WSI состоит в улучшении мира через развитие навыков и компетенций. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни. Основная задача WSI - это проведение Мирового первенства WorldSkills Competition (WSC) раз в два года, которое сопровождается различными мероприятиями, подготавливающими и повышающими эффективность этого события.

20.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

 

Вопрос 17. Расскажите, пожалуйста о движении WorldSkills Россия

Международное некоммерческое движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, как в каждой из 76 стран-членов Движения WSI, так в мире в целом.

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую силу. Популярность растет, а воздействие на институты профессионально-го образования, национальной системы квалификаций усиливается. То, что Россия выиграла право на проведение мирового первенства WorldSkills Competition в 2019 в Казани.

20.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 18. Скажите, пожалуйста, с какой целью создан союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».

8 ноября 2014 Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Распоряжение (от 8 октября 2014 года №1987-р) об учреждении совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Целью создания и деятельности Союза является содействие его членам в осуществлении деятельности, направленной на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkills International (далее - WSI) для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии Российской Федерации.

20.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 19. Скажите, пожалуйста, что такое Кодекс этики?

Кодекс Этики действует как руководство по поведению и принятию решений в соответствии с ценностями и этическими нормами WorldSkills International.

Кодекс Этики был разработан Советом директоров и Генеральным исполнительным директором в консультации с членами. Он выступает в качестве ориентира для всех участвующих в движении WorldSkills.

Настоящий Кодекс этики устанавливает принципы, ценности и этические стандарты, которые определяют поведение, решения, процедуры и системы WorldSkills International для одновременного удовлетворения потребностей ключевых заинтересованных сторон и уважения прав всех людей и организаций, пострадавших от деятельности WorldSkills International.

20.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 20. Проконсультируйте, пожалуйста, какие  основные ценности WorldSkills International

Основные ценности WorldSkills International являются целостность, прозрачность, справедливость, партнерство и инновации. Они часто упоминаются как столпы WorldSkills International, прописанные в Кодексе этики. Никакая часть Кодекса этики не может быть отменена или приостановлена.

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 21. Скажите, пожалуйста, какие принципы лежат в основе Кодекса этики WorldSkills International

Принцип открытости предполагает, что все заинтересованные стороны WSI, насколько это возможно, открыто сообщают о своих решениях и предпринимаемых действиях. Они объясняют, чем были вызваны их действия, и ограничивают доступ к информации только в тех случаях, когда того явно требуют интересы общественности. В некоторых случаях, члены семьи или близкие личные друзья могут работать в WorldSkills International могут работать члены семьи и близкие друзья сотрудников. В этих случаях, сотрудникам и волонтерам WorldSkills International следует по возможности избегать рабочих ситуаций, где возникают отношения прямого подчинения между членами семьи или лицами, находящимися в близких личных отношениях.

Принцип справедливости реализуется на основе:

Объективности: т.е. рамках текущей деятельности WSR, включая назначения на все должности, заключение договоров, представление кого-либо к наградам и премиям, любой выбор делается на основании реальных достижений и заслуг.

Широты взглядов: выступают за создание таких условий, которые обеспечивали бы открытость изменениям, новым идеям, уважение к личности, равные возможности для достижения успеха.

Равные возможности для всех конкурсантов: все лица, вовлеченные в соревнования WorldSkills, обязаны демонстрировать наивысшую степень верности своим принципам, честности и справедливости подход ко всем конкурсантам, обеспечивая равные возможности для всех конкурсантов, чтобы обеспечить «равные возможности для всех участников» независимо от страны, расы, пола, религии, культуры, философских или политических убеждений, семейного положения, сексуальной ориентации, языка или других оснований.

Жалобы: все жалобы рассматриваются с обязательным расследованием, с соблюдением принципов естественной справедливости. На соревнованиях применяется здрав и профессиональный подход при решении спорных вопросов.

Принцип партнерство, предполагает, что сообщество WorldSkills International стремится поддерживать партнерство, где оно опирается на образовательную деятельность и сотрудничество.

Принцип инновации и передовой опыт реализуется в том, что приветствуются и поощряются инновации, помогающие более эффективно достигать цели в существующих рамках деятельности, а также в стремлении к совершенству во всем, что делаем.

Принцип достоинство основан на реализации:

Права человека, т.е. WorldSkills International поощряет и уважает всех, кто по желанию работает или добровольно занимается движением. Все заинтересованные партнеры обязаны быть друг с другом открытыми, честными и вежливыми.

Многообразие является преимуществом WorldSkills International. Каждый вовлеченный в движение человек должен уважать людей, с которыми он работает, и их культуру. Как движение, стремятся к разнообразию на всех уровнях и способствуем созданию условий, в которых все заинтересованные могут развивать и стремиться к полному раскрытию своего потенциала. WorldSkills International и ее страны-участники (регионы проведения соревнований WorldSkills) гарантируют, что мероприятия WorldSkills не противоречат значимым религиозным и другим фестивалям.

Принцип Окружающая среда: основан на том, что WorldSkills International стремится минимизировать вредное воздействие своей деятельности на окружающую среду и природные ресурсы, придерживается стандартов качества окружающей среды, которые желательны и достижимы, и которые в полной мере соответствуют всем соответствующим природоохранным законодательствам.

Принцип устойчивость развития предполагает стремление к развитию движения и его влияния посредством экономической и экологической устойчивости, что обеспечивает долгосрочную жизнеспособность движения.

Принцип здоровье и безопасность реализуется на основе  приоритетной идеи -

WorldSkills International обеспечивает безопасную и здоровую окружающую среду для всех заинтересованных сторон, и ни при каких обстоятельствах и не в коем случае не ставит под угрозу здоровье или безопасность какого-либо заинтересованного лица. Все заинтересованные стороны обязаны придерживаться правил безопасности и здоровья, установленные в принимающей стране, а также особые правила безопасности и здоровья, применяемые в определенных компетенциях.

А, сообщение о случаях нарушения правил здоровья и безопасности - все заинтересованные стороны разделяют ответственность за оперативное сообщение о любых проблемах, нарушениях правил безопасности или инцидентов.

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 22. Какие реализуются правила при организации всех мероприятий организаторами WorldSkills International, изложенные в Кодексе этики?

При организации всех мероприятий организаторы руководствуются следующими

правилами WorldSkills International, изложенные в Кодексе этики:   

Приверженность ценностям: все руководители продвигают и поддерживают ценности и принципы WorldSkills International, изложенные в Кодексе этики, и демонстрируют приверженность этим ценностям на практике.

Культура соблюдения правил: руководители WorldSkills International способствуют созданию таких условий, где соблюдение правил является ожидаемым и ценным. Никто не может просить сотрудника или волонтера WorldSkills International нарушить закон или принципы/ценности WorldSkills International, изложенные в данном Кодексе этики, или же пойти против политики, правил или регламентов WorldSkills International.

Вопросы отчетности: все заинтересованные стороны поощряются в поднятии ими любых вопросов или сомнений относительно поведения. WorldSkills International запрещает любой стороне принимать ответные меры или карательный против любого человека, который сообщает законную озабоченность.

Конфиденциальность:  заинтересованные стороны WorldSkills International не раскрывают информацию, доверенную им конфиденциально. Ни одна из сторон не раскрывает информацию в личных целях или интересах, или с целью навредить репутации любого человека или организации. Конфиденциальность истцов уважают.

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 23. В  чем суть концепция развития соревнований в движении WorldSkills

В 2011 году была заложена концепция развития соревнований в самой организации WorldSkills до 2020 года. Она предполагает серьезные изменения в регламентах проведения соревнований, порядке обновления тестовых заданий, изменение принципа подбора критериев оценки, формирование новых медиа форматов представления соревнований, отмену института Технических делегатов, замену экспертных сообществ на внешние компании, консультирующие в области профессионального образования и рынка компетенций. И это все мы увидим на ближайших соревнованиях в  Абу-Даби и Казани.

Использовать Соревнования в качестве основного элемента  для решения поставленных задач - весьма результативная идея. Соревнования - эффективный инструмент сравнения между собой в пределах, ограниченных определенными правилами. Соревнования предполагают общие рамки - результат коллективной договоренности, выработанной до соревнований.

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 24. Уточните, пожалуйста, какие условия должны соблюдаться при проведении соревнований WorldSkills

Должны соблюдаться следующие условия проведения соревнований:

- Соревнования должны быть публичны, т. е. их могут беспрепятственно посетить все заинтересованные лица

- Правила соревнований и условия проведения должны быть едины и равны для всех участников

- Тестовые задания и критерии оценки должны быть заранее известны

- В ходе соревнований должны оцениваться все выбранные критерии. На это отводится не меньше 16 и не больше 22 часов чистого соревновательного времени (практика показала, что это наиболее оптимальное время для достоверной оценки компетенций участников)

- В процесс оценки критериев должны быть вовлечены максимально возможное количество специалистов и экспертов

- Система оценки результата должна быть непредвзятая (желательно электронная) и основанная на первичной информации, полученной от каждого эксперта

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 25. Скажите, какова роль экспертов при проведении соревнований WorldSkills

Роль экспертов в организации соревнований очень высока. Под экспертом понимаем человека, обладающего определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки. Эксперты формируют экспертные сообщества. Главный и заместитель Главного эксперта выбираются по окончании текущих соревнований на следующие Соревнования. Перед этим все эксперты, участвующие в работе на текущем чемпионате, сразу после его окончания формируют изменения в текущие стандарты и формируют предварительные Задания на следующий чемпионат. На основании этих документов вновь избранные по каждой профессии Главный и Заместитель главного эксперта совместно с Технической дирекцией изменяют регламенты предстоящих Соревнований. Через год к ним присоединяются Технические делегаты, которые назначаются Президентами жюри по соответствующим компетенциям. С этого момента формируется Skills Management Team, которая определяет уже точные регламенты и задания. За полгода до Соревнований они собираются вместе на площадке в рамках Недели подготовки к Соревнованиям (CPW - Competition Preparation Week) и окончательно принимают решения по месту проведения, готовности площадки, всем недочетам площадки и т. п. В последнее полугодие к ним начинают прибывать вновь назначенные эксперты из стран/регионов, которые выразили желание участвовать в Соревнованиях по данной компетенции.

На CPW окончательно определяется перечень компетенций (профессий), по которым будут проводиться Соревнования. Если к этому моменту по компетенции не зарегистрировалось достаточное количество участников, то на следующие Соревнования компетенция снимается, а, на ее место приходит какая-либо из Презентационных. Происходит естественная ротация и своеобразный рейтинг по популярности. Для качественной оценки также необходимо минимально регламентированное количество экспертов. Количество экспертов может превышать количество участников. Зачастую это даже приветствуется, т. к. позволяет обеспечить более высокую объективность судейства.

SMT формируют Skills Management Plan (SMP) - разбивку экспертов по группам, порядок судейства, время проведения соревнований и другую детальную информацию для предстоящих Соревнований.

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 26. В  чем суть стратегического развития соревнований WorldSkills

В WSI существует Стратегический комитет, сформированный из Официальных делегатов от каждой страны\региона и представителей Официальных партнеров движения, который помимо WSF отвечает за Стратегическое развитие Соревнований WSI и усиление их роли в развитии Среднего Профессионального образования во всем мире.

Для этого в период подготовки к Соревнованиям проводятся регулярно встречи Стратегического комитета, конгрессные мероприятия, которые формируют повестку к предстоящей Конгрессно-выставочной программе Соревнований WSC.

На сегодняшний день ключевыми направлениями работы Стратегического комитета являются: прогнозирование компетенций (профессий) ближайшего будущего; использование стандартов WS в действующих системах профессионального образования; медийная привлекательность Соревнований WSC; построение новой финансовой модели функционирования WSI; повышение эффективности коллективного управления движением WS и организацией WSI.

30.04.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 27. Скажите, пожалуйста, что такое стандарты WorldSkills

То, что подразумевается под стандартами WorldSkills, включает в себя:

Техническое Описание (TD - Technical Description),

Тестовое задание (TP - Test Project),

Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List),

план соревновательной площадки с оборудование (Layout)

Требования по технике безопасности (Health & Safety).

10.05.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 28. Какие возможности дает движение WorldSkills

WorldSkills действительно дает возможности:

Экспертам - осваивать новые методы обучения и технологии, участвовать в формировании стандартов профессий;

Государству - измерять и сравнивать уровень навыков специалистов и учащихся, участвующих в чемпионатах по стандартам WorldSkills по всей стране.

Работодателям - подбирать для себя персонал на этапе получения учащимися профессионального образования.

Профессиональным образовательным организациям - обновление материальной базы.

Обучающимся  - изучать современные технологии и лучшие мировые практики, участвовать в региональных, окружных, национальных и международных чемпионатах, получать от работодателей предложения о трудоустройстве.

10.05.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 29. Где можно посмотреть перечень  профессий (компетенций) WorldSkills Russia на финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и познакомится с заданиями.

Перечень  профессий (компетенций) WorldSkills Russia на финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

 http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razvitie_profes/proekty_spo_to/worldskills.html

С заданиями национального чемпионата WS 2017 можно ознакомиться по ссылке: http://worldskills.ru/techcom/konkursnye-zadaniya-nacfinala-2017/

30.05.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 30. 15-19 мая 2017 года в г. Краснодаре состоялся Финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2017. Подскажите, где можно посмотреть на результаты участия  Тюменской области?

Итоги соревнований 15-19 мая 2017 года в г. Краснодаре состоялся Финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2017 по Тюменской области располагаются по адресу http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razvitie_profes/proekty_spo_to/worldskills.html

30.05.2017 Татьяна Алексеевна Иванычева, начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 31. Скажите, пожалуйста, каким нормативным документом можно пользоваться по разработке учебного плана организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) 

Рекомендуем применять «Методические рекомендации  по разработке учебного плана организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (для очной формы обучения) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50)», 2017 года, которые можно посмотреть по адресу

http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razvitie_profes/dokumenty/metodicheskie_r.html

26.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 32. Уточните, пожалуйста, какие характеристики образовательной программы по специальности /профессии среднего профессионального образования обязательно отражаются в учебном плане.

Учебный план определяет качественные и количественные характеристики образовательной программы по специальности /профессии среднего профессионального образования:

- объёмные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;

- перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);

- последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий;

- распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам;

- объёмные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации, условия проведения демонстрационного экзамена в структуре процедур государственной итоговой аттестации.

26.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 33. Скажите, пожалуйста, какие исходные документы используются при составлении учебного плана организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) 

Исходными документами для разработки учебного плана по специальности/профессии являются: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по конкретной специальности/профессии, программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. А также, учебный план организации, реализующей программы среднего профессионального образования, является документом, разрабатываемым образовательной организацией в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года и Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности/ профессии среднего профессионального образования (далее - ФГОС), и утверждаемым директором образовательной организации. 

27.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 34. Проконсультируйте, пожалуйста, что необходимо учитывать при составлении учебного плана по ТОП-50

При разработке учебного плана следует учитывать:

- образовательная организация ежегодно обновляет образовательную программу (далее - ОП) в части состава учебных дисциплин (профессиональных модулей), учебной и производственной практик, заданий на демонстрационный экзамен;

 - объем образовательной нагрузки обучающихся по программе не может превышать 36 академических часа в неделю, и включает все виды работы во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную учебную работу; 

- объем образовательной нагрузки обучающихся при очной форме обучения во взаимодействии с преподавателем должен быть не менее 70 процентов (для ФГОС по специальностям) и не менее 80 процентов (для ФГОС по профессиям) от объема, отводимого на данный элемент программы в целом, предусматриваемого учебным планом; 

- объем времени на изучение учебных дисциплин (профессиональных модулей) во взаимодействии с преподавателем должен составлять не менее 32 часов; 

- при реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки; 

- общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2952 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена). - период изучения учебных предметов, дисциплин, модулей, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно.

27.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 35. Можно ли в течении учебного года изменять и переутверждать учебный план.

Переутверждение учебных планов в течение учебного года не допускается.

28.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 36. Скажите, какими правами пользуется профессиональная образовательная организация при разработке учебного плана по ТОП-50.

При разработке учебного плана образовательная организация имеет достаточно прав: 

- распределять полный объем времени, отведенный на реализацию образовательной программы по специальности/ профессии, включая обязательную и вариативную части; 

- использовать объем времени, отведенный на вариативную часть на увеличение объема времени учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной части либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и модули в соответствии с потребностями работодателей и особыми условиями реализации программы конкретной образовательной организации; 

- определять номенклатуру и объем нагрузки осваиваемых учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла, а так же общепрофессионального цикла и профессиональных модулей в рамках циклов предусмотренных ФГОС с учетом положений примерной образовательной программы (далее ПООП);

- может определять объем образовательной программы с применением системы зачетных единиц;

- определять объем нагрузки отводимой на практики из расчета обеспечения не менее 25% объема, отводимого на профессиональный цикл;

- определять объем нагрузки преддипломной практики;

 - самостоятельно определять нагрузку, отводимую на консультации и промежуточную аттестацию; 

- определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС по специальностям СПО; 

- определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации, в том числе, и с применением процедуры демонстрационного экзамена; 

- планировать промежуточную аттестацию в форме экзамена в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки;

-  предусмотреть в процедурах государственной итоговой аттестации проведения демонстрационного экзамена.

28.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 37. Уточните, пожалуйста, какие особенности при составлении учебного плана по ТОП-50 надо учитывать по дисциплине «Физическая культура».

Отметим, что в учебном плане реализовывать дисциплину «Физическая культура» необходимо в объеме обозначенном ФГОС обязательных аудиторных занятий и на усмотрение образовательной организации  не более 2 часов в неделю в рамках кружковой работы, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

29.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 38. Уточните, пожалуйста, что надо учитывать по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» при составлении учебного плана организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (для очной формы обучения) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50).

В учебном плане реализовывать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» необходимо использовать 70% учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на  освоение основ медицинских знаний для подгрупп девушек. Кроме это, включить для ФГОС по профессиям наряду с дисциплиной физическая культура дисциплину «Безопасной жизнедеятельности» в объеме не менее задаваемой ФГОС.

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 39. Подскажите, пожалуйста, в учебном плане, реализующего образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (для очной формы обучения) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) какие дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла предусматриваются.

В учебном плане для ФГОС по специальностям, предусматривается изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих учебных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Но, в случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины «Психология общения», осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина не осваивается.

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 40. Проконсультируйте, пожалуйста, промежуточная аттестация в форме зачета за счет каких часов может проходить.

 Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 41. Какова общая продолжительность каникулярного времени при освоении образовательной программы по специальностям СПО, отраженная в учебном плане по ТОП-50.

Общая продолжительность каникул при освоении образовательной программы по профессии СПО со сроком обучения 10 месяцев составляет не менее 2 недель в зимний период; со сроком обучения более 1 года (в том числе при реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования) - не менее 10 недель в каждом учебном году, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Общая продолжительность каникул при освоении образовательной программы по специальностям СПО составляет 8 -11 недель в учебном году, в том числе не менее 2 недель в зимний период.  

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 42. Скажите, пожалуйста, что собой представляет структура учебного плана.

 Учебный план состоит из следующих разделов: 

- титульная часть (включает полное наименование образовательной организации, ее организационно-правовую форму в соответствии с утвержденным уставом;  код и полное наименование профессии / специальности СПО;  наименование квалификации (ий), осваиваемых в рамках программы (при определении квалификации выбирается сочетание квалификаций задаваемое п 1.12 (1.11) ФГОС) ;  форма обучения;  нормативный срок обучения в зависимости от базы приема и осваиваемых квалификаций;  образовательная база приема: основное общее образование, среднее общее образование;  дата утверждения учебного плана, фамилия и инициалы, должность руководителя образовательной организации, его подпись, заверенная печатью.);

- календарный учебный график (определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, процедур промежуточных аттестаций, каникул, вида и продолжительности учебной и производственной практик, государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС);

- сводные данные по бюджету времени (в неделях) (суммируются продолжительность обучения по дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебной и производственной практикам, промежуточной и государственной итоговой аттестации, каникул, общее количество недель по курсам и на весь срок обучения. Указанные объемы времени в неделях должны соответствовать требованиям указанным во ФГОС и учитывать положения ПООП.);

- план учебного процесса (включает в себя сведения о наименовании циклов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практиках, формах промежуточной аттестации и их количестве, учебной нагрузке, отводимой  на занятия во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся, видах учебных занятий, сведения о распределении их по курсам и семестрам); 

- учебная и производственная практики (конкретное распределение времени на учебную практику и производственную практику (для профессии СПО), учебную и производственную (по профилю специальности) практики (для специальности СПО),  и, определяется ПОО самостоятельно в рамках модулей образовательной программы по профессии/ специальности и осуществляется как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом обучения и проводится  концентрированно (для специальности СПО);

- перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских (для подготовки по профессии/ специальности СПО заполняется на основе данных соответствующей ФГОС ПООП, содержащего, обязательный минимальный перечень. ПОО в своем учебном плане имеет право дополнять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений с учетом профиля подготовки и корректировать список в соответствии с выбранной траекторией);  

- пояснения к учебному плану (включает см. приложения 1,2 из «Методических рекомендаций  по разработке учебного плана организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (для очной формы обучения) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50)», 2017 года).

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 43. Уточните, пожалуйста, какие виды практик должны быть отражены в учебном плане

 В разделе учебного плана - «Учебная и производственная практика» отражают следующие виды практик:

А. для профессии СПО:  -

 - учебную практику; 

- производственную практику;

Б. для специальности СПО: 

- учебную практику; 

- производственную практику (по профилю специальности);  - производственную практику (преддипломную).

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 44. Уточните, пожалуйста какое количество экзаменов и зачетов может быть в каждом учебном году по результатам промежуточной аттестации обучающихся СПО в учебном плане

Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 45. Какие особенности надо учитывать при составлении календарного учебного графика учебного плана по ТОП-50. Спасибо.

При составлении календарного учебного графика необходимо руководствоваться следующим: 

- начало учебного года планируется с 1 сентября. Время завершения обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности обучения по каждой специальности/профессии;

 - продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель (по специальности СПО), не менее 10 недель (по профессии СПО), в том числе 2 недели в зимний период;

 - учебная и производственная практики проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями;

- проведение производственной практики (преддипломной) для обучающихся по специальностям СПО планируется непрерывно после освоения учебной практики и производственной практики (по профилю специальности). 

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 46. На основании каких подходов структурируются дисциплины учебного плана. Спасибо.

Дисциплины учебного плана группируются по циклам: 

- общеобразовательный цикл, если обучение осуществляется на базе основного общего образования;

 - общий гуманитарный и социально-экономический цикл (для специальностей СПО); 

- математический и общий естественнонаучный цикл (для специальностей СПО);  

- общепрофессиональный цикл; 

- профессиональный цикл, включающий в себя профессиональные модули. 

Заметим, что профессиональные модули в плане учебного процесса представлены междисциплинарными курсами, учебной и производственной практиками. В случае если интенсивность изучения междисциплинарного курса составляет более 8 часов в неделю и его темы читаются разными преподавателями, то в графу «Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик» могут добавляться темы, суммарный объем часов, которых должен соответствовать объему часов МДК. 

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 47. Скажите, с какой целью в состав модулей  включаются практики?

Для освоения каждого основного вида деятельности в состав модулей включаются:

- для профессии СПО - учебная и производственная практики;

- для специальности СПО - практика по профилю специальности.

Учебная практика для специальности СПО предусматривается по основным видам деятельности, если она обеспечивает последующее освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Если во ФГОС по специальности СПО в рамках одного из основных видов деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то в модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» включается учебная и (или) производственная практики. 

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос48. Поясните, пожалуйста, какие формы контроля знаний обучающихся  СПО отражаются в плане учебного процесса. Спасибо.

В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля знаний обучающихся:  экзамен, в том числе комплексный,  зачет, дифференцированный зачет,  контрольная работа. 

Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что все дисциплины и междисциплинарные курсы, представленные в учебном плане, за каждый реализуемый семестр должны иметь промежуточную аттестацию. 

Завершающей формой контроля по дисциплине и междисциплинарному курсу является экзамен или зачет. 

Итоговой формой аттестации по профессиональному модулю в последнем семестре его изучения является экзамен (квалификационный).

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 49. Подскажите, пожалуйста, какое количество выполненных курсовых работ должно быть предусмотрено в учебном плане.

Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по общепрофессиональной дисциплине (дисциплинам) и (или) профессиональному модулю (модулям) и реализуется в пределах времени, отведенного на их изучение. Количество курсовых проектов (работ) должно быть не более трех на весь период обучения (для специальностей СПО). 

30.06.2017 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

ТОГИРРО