30.05.2017 года
Вопрос 1. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и в соответствии с какими документами?
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.
Стандарт предъявляет новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
Петрученко Татьяна Валерьевна - к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождениядеятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 2. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?
В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая организационной модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Вопрос 3. Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? И если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам?
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.
На основании требований ФГОС начального общего образования (п.19.5) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.
Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.
Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.
Вопрос 4. Сколько учебных часов имеет право вести директор школы?
В соответствии с подпунктом "е" п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» педагогическая работа в том же образовательном учреждении общего образования с дополнительной оплатой не считается совместительством и не требует заключения трудового договора. По смыслу норм Трудового кодекса РФ такая работа должна оформляться дополнительным соглашением к основному трудовому договору, т.е. как условие основного договора.
При этом предельный объем такой (в той же школе) преподавательской работы директора школы действующими российскими нормативными правовыми актами не определен. Пунктом 101 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (утв. приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94) предусматривается, что руководящие работники "учреждений просвещения могут вести преподавательскую работу или занятия с кружками", но не более 9 часов в неделю. Данная Инструкция может считаться действующей в той мере, в какой она не противоречит законодательству Российской Федерации. Вопрос о соответствии пункта 101 Инструкции российскому законодательству об образовании является спорным, и может быть разрешен в судебном порядке.
По нашему мнению, учитывая, что представителем работодателя для директора школы является учредитель, учебную нагрузку директора необходимо устанавливать по согласованию с учредителем (вышестоящим руководителем) в зависимости от возможностей директора школы и потребностей школы, в т.ч. и свыше 9 часов в неделю.
По существовавшей ранее практике правоприменения допускалась дополнительная (сверх тарифицируемых 9 часов) педагогическая нагрузка руководителей школ на условиях почасовой оплаты в разрешенных для почасовой оплаты пределах (в настоящее время - не более 300 часов в год, см. пп. "в" п. 2 указанного выше постановления Минтруда РФ). Более 9 часов в неделю разрешалась также учебная нагрузка для директоров сельских школ, работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и в других случаях при отсутствии учителей по соответствующим предметам.
В вопросе об объеме учебной нагрузки директора рекомендуем придерживаться изложенной выше сложившейся практики; в случае производственной необходимости - устанавливать нагрузку сверх указанных норм на основании разрешения учредителя (дополнительного соглашения к трудовому договору с директором школы).
Вопрос 5. Вправе ли педагогический работник, не имеющий соответствующей подготовки, оказывать первую помощь?
Оказание первой помощи невозможно без специальной предварительной подготовки, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи утверждены для водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» и Приказ Минобрнауки России от 18.08.2010 г. № 866 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»), для частных охранников (Приказ Минобрнауки России от 26.04.2010 г. № 430 «О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников» и Приказ Минобрнауки России от 26.04.2010 г. № 429 «О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных детективов»).
Таким образом, при наличии в образовательной организации медицинского работника, частного охранника (если на него соответствующие обязанности возложены документами образовательного учреждения) или сотрудников аварийно-спасательных служб на них, в первую очередь, возлагается обязанность по оказанию первой, в том числе медицинской, помощи.
При отсутствии медицинского работника, частного охранника или сотрудников аварийно-спасательных служб оказать первую помощь может работник образовательной организации, имеющий навыки по оказанию первой медицинской помощи, вызвав одновременно скорую медицинскую или неотложную помощь.
Обязанность оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях может быть возложена должностной инструкцией или иными локальными нормативными актами образовательной организации на работника образовательной организации только при наличии документа, подтверждающего прохождение им курса повышения квалификации и (или) иного обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ст. 214 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации).
Следует помнить, что не угрозой наказания за неоказание первой помощи обучающемуся должны руководствоваться педагогические работники, связавшие свою жизнь с воспитанием и обучением детей. Человечность и активная гражданская позиция должны породить стремление оказаться действительно полезным в сложной, а зачастую и опасной для здоровья и жизни ребенка ситуации.
Вопрос 6. Скажите, пожалуйста, оцениваются ли при аттестации победы учащихся в заочных Всероссийских олимпиадах, в частности, Всероссийском заочном конкурсе "Познание и творчество" (Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего")?
Заочные олимпиады и конкурсы не оцениваются, т.к. невозможно определить степень участия посторонних лиц. Петрученко Татьяна Валерьевна - к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождениядеятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 7. Вправе ли директор школы обязать учителя 1 класса бесплатно проводить внеурочную деятельность (ФГОС)?
Внеурочная деятельность - это часть образовательной программы, которая финансируется дополнительно. Поэтому директор не вправе обязать учителя бесплатно заниматься внеурочной деятельностью. Но возможно в вашем случае речь идет о расширении должностных обязанностей.
Вопрос 8. Как взаимосвязаны такие документы, как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы, базисный учебный план и учебный план ОУ? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом? К чьей компетенции относится разработка этих документов в школе?
Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы, содержащей в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения и носит рекомендательный характер (так же как и базисный учебный план).
На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования:
Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а также дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.
Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.