Разъяснения по вопросам введения федеральных государственных стандартов СПО по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО ПО ТОП-50) (26.05.17) - 20 вопросов

1. Расскажите о ФГОС СПО по ТОП-50?

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно - ФГОС по ТОП-50, СПО) - это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования,  утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

2.  Как ФГОС по ТОП-50 будут вводиться в действующий перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования?

Подскажите, а какие коды будут присвоены профессиям и специальностям по ТОП-50?

Внесение профессий и специальностей ТОП-50 в Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, осуществляется в соответствии Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 г. (после принятия решения Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам о рекомендации к утверждению ФГОС по ТОП-50, вносятся соответствующие изменения в указанные перечни), которым предусматривается принятие решения о присвоении шестизначного кода, который включает в себя:

- первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы;

- вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий/специальностей;

- последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности.

Коды профессий и специальностей по ТОП-50 являются новыми и не повторяют существующие коды действующего Перечня СПО.

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

 

3. Поясните, пожалуйста, чем принципиальные отличия ФГОС по ТОП-50 от действующих ФГОС?

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

-    виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;

-   изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;

-    повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;

-    определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;

-    определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;

-    введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации -  демонстрационный экзамен.

Вместе с тем структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ (далее - примерная программа) так например:

- конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;

- с учетом примерной программы образовательная организация определяет перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы;

- требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;

- также образовательная организация использует перечень основной литературы (учебники, учебные пособия), предусмотренный примерной программой;

- рекомендации по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются примерной программой.

Формирование указанных требований в примерной программе обусловлено прежде всего быстро меняющимся потребностям рынка труда, что непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров, с появлением нового оборудования, с изданием новой учебной литературы и т.д. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

4. Здравствуйте! А какова роль федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в разработке примерных основных образовательных программ?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 726
«Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования» а также приказом
от 7 октября 2015 г. № 1115  «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования», Федеральные УМО СПО по соответствующим укрупненным группам координируют деятельность рабочих групп по методическому сопровождению разработки примерных основных образовательных программ.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

5. Добрый день, Коллеги! Уточните, пожалуйста,  - нужна ли аккредитация образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, разработанным в соответствии с ФГОС по ТОП-50?

В соответствии с частью 8 статьи 92 Федерального закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей (далее УГПС).

В том случае, если образовательная организация уже аккредитована по УГПС, в которую входят профессии или специальности ТОП-50, то государственную аккредитацию основных образовательных программ по этим профессиям специальностям заявлять не требуется. При этом при плановой проверке органов контроля и надзора возможна проверка на соответствие образовательной программы ФГОС по ТОП-50.

 Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

6. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, будут ли изменены показатели и критерии экспертной оценки при государственной аккредитации основных образовательных программ после введения ФГОС СПО по ТОП-50?

Изменения показателей и критериев экспертной оценки при государственной аккредитации образовательной деятельности на данном этапе не предусмотрены. Вместе с тем, во ФГОС по ТОП-50 содержатся отсылки к примерной основной образовательной программе, в которой, в том числе, содержатся перечни основной литературы, материально-технической базы, необходимых для реализации основной образовательной программы.

 Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

7.  Добрый день, Коллеги! Уточните, пожалуйста, в случае, если образовательная организация прошла процедуры профессионально-общественной аккредитации по основной образовательной программе, входящей в ТОП-50, нужно ли проходить государственную аккредитацию на соответствие ФГОС по ТОП-50?

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, в то время, как   государственная аккредитация оценивает соответствие требованиям федеральных государственных стандартов. Таким образом, наличие профессионально-общественной аккредитации не тождественно государственной аккредитации образовательной деятельности и не подменяет собой государственную аккредитацию.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

8. Здравствуйте, Коллеги! Скажите - требуют ли лицензирования основные образовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС по ТОП-50, относящиеся к той же укрупненной группе, что и образовательная деятельность, реализуемая в образовательной организации в соответствии с лицензией сегодня?

Да, лицензирование образовательной организацией основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 является обязательным.  Лицензирование осуществляется тем лицензирующим органом, под действие которого попадает образовательная деятельность лицензиата, реализующего образовательные программы по ТОП-50.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

9. Добрый день! Скажите, пожалуйста, станет ли основой примерная образовательная программа для разработки основной образовательной программы по ТОП-50.  

В соответствии с Федеральным законом разработка основной образовательной программы осуществляется, в том числе, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 и с учетом примерной основной образовательной программы. Образовательная организация может использовать примерную основную образовательную программу как основу при разработке основной образовательной программы. Кроме того во ФГОС по ТОП-50 содержатся конкретные отсылки к примерной основной образовательной программе, в том числе по вопросам основной литературы и материально-технической базы.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

10. Подскажите, пожалуйста, планируется ли обеспечить открытый доступ к примерным основным образовательным программам?

В соответствии с часть 10 статьей 12 Федерального закона примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

11. Добрый день, Коллеги! Уточните, пожалуйста, что входит в состав примерной основной образовательной программы, разработанной для реализации ФГОС по ТОП-50?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона примерная основная образовательная программа - это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерная основная образовательная программа включает в себя примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

 

12. Здравствуйте! Будет ли изменен или принят макет примерных основных образовательных программ для ФГОС по ТОП-50?

При разработке программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 используется примерная основная образовательная программа, рекомендованная ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей.

 Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

13. Добрый день! Подскажите, будет ли издан нормативный документ, в котором фиксируется возможность выбора только части (или одной) из указанных к освоению квалификаций, приведённых во ФГОС СПО по ТОП-50 для обоснования образовательной организацией соответствующего выбора?   

В ФГОС СПО ТОП-50 указывается квалификация или возможное сочетание квалификаций, в соответствии с которыми необходимо разрабатывать основную образовательную программу. Отдельный акт не предусмотрен.

 Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

14. Здравствуйте! Скажите - профессиональные модули могут быть укрупнены и объединять в себе несколько основных видов деятельности (ОВД)?

В случае, если во ФГОС по ТОП-50 содержатся несколько квалификаций или их сочетания, то компоновка профессиональных модулей (основных видов деятельности) под конкретные квалификации содержится в нем. Необходимая детализация компоновки будет представлена в примерной основной образовательной программе.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

15. Здравствуйте! Скажите, на момент разработки основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ТОП-50 могут быть утверждены новые профессиональные стандарты, определяющие требования к результатам образования. Чем нужно руководствоваться при выборе профессиональных стандартов для проектирования основной образовательной программы?

При разработке основной образовательной программы образовательной организацией нужно руководствоваться, в том числе профессиональными стандартами, указанными в соответствующем ФГОС по ТОП-50 и соответствующей примерной основной образовательной программе. В случае необходимости конкретизации вариативной части программы таким ориентиром становятся требования к трудовым функциям работников региональных предприятий, предоставляющих места для трудоустройства выпускников образовательных организаций.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

16. Подскажите, пожалуйста, сохраняются ли во ФГОС по ТОП-50 понятия «Максимальный объем учебной нагрузки» и «максимальный аудиторной объем учебной нагрузки»? Изменятся ли их значения?

Изменения, установленные ФГОС по ТОП-50 предусматривают, что в учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме (из расчета 36 часов в неделю) должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы для программ подготовки специалистов и не менее 80 процентов от объема учебных циклов для программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих, предусмотренных соответствующим ФГОС СПО, при очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, при заочной форме обучения специалистов - не менее 10 процентов. Расчет максимальной учебной нагрузки
(54 часа) в ФГОС по ТОП-50 отсутствует.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

17. Добрый день! Скажите, пожалуйста, какими значениями может быт ограничен объем самостоятельной работы обучающихся в основной образовательной программе? И, какие формы самостоятельной работы при этом могут быть использованы?

Максимальный объем самостоятельной работы устанавливается в главе II ФГОС по ТОП-50. Рекомендации по соотношению объемов работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем и их самостоятельной работой, а также возможные формы организации самостоятельной работы, определяются примерной основной образовательной программой.

 Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

18. Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как распределять вариативную часть основной образовательной программы в соответствии с новыми требованиями ФГОС по запросам работодателей?

Вариативная часть по новым ФГОС СПО ТОП-50 составляет, как и в действующих ФГОС СПО 20% (процентов) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 30 процентов по программам подготовки специалистов среднего звена. Её расчет осуществляется от общего объема образовательной программы. Распределение вариативной части программы относится к компетенции образовательной организации.

 Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

19. Уважаемые Коллеги! Уточните, пожалуйста, Нн основании каких требований формулируются требования к условиям реализации основной образовательной программы?

Требования к условиям реализации образовательной программ формируются в соответствии с положениями главы IV ФГОС СПО по ТОП-50 и конкретизируются в примерной основной  образовательной программе.

 Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

20. Здравствуйте, Коллеги! Скажите, какие международные требования учтены при разработке ФГОС по ТОП-50?

Учет международных требований, включая международные технические и экологические стандарты и регламенты, осуществлялся разработчиками на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций, а также в процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение демонстрационного экзамена, форма проведения которого включает элементы организации конкурсов профессионального мастерства по стандартам международного движения молодых профессионалов WorldSkills.

 

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

ТОГИРРО