Вопрос 1. В апреле-мае 2017 года мы сдавали программу летнего пришкольного лагеря на экспертизу. В Экспертном листе указано, что программа принята с рекомендациями, значит ли это что мы должны повторно предоставить исправленную программу на повторную экспертизу? Спасибо.
Программы, принятые с рекомендациями на повторную экспертизу, не предоставляются. Образовательные организации самостоятельно исправляют замечания по программе.
13.06.2017 Начальник Центра воспитания и социализации Муратова Альбина Баймуратовна
Вопрос 2. В нашей школе действует служба школьной медиации, я обучалась на 1 семинаре по медиации. На сколько мне известно прокуратура может проверить службу, скажите пожалуйста, какие документы мне нужно иметь в службе чтобы пройти проверку?
Здравствуйте. Для полноценной работы службы школьной медиации необходимо иметь следующие документы:
I. Нормативно-правовые акты можно найти на сайте ТОГИРРО по ссылке http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/shkolnaya_sluzh/normativnye_dok.html
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
4. К О Н Ц Е П Ц И Я развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
6. Приказ директора образовательной организации о создании службы школьной медиации
7. Положение о службе школьной медиации
II. Документы для работы школьных медиаторов можно найти на сайте ТОГИРРО по ссылке http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/shkolnaya_sluzh/dokumenty_dlya.html
1. Журнал регистрации обращений.
2. Регистрационная карточка случая.
3. Согласие на проведение процедуры медиации.
4. Заявление об отказе от процедуры медиации.
5. Согласие о прекращении процедуры медиации.
6. Медиативный договор.
Вопрос психологу 3: Добрый день! Моя дочь 5 лет панически боится взрослеть. Когда разговариваем на тему возраста, что она стала старше, скоро день рождения, или на тему что будет, когда повзрослеешь, говорит хочу оставаться маленькой. До слез доходит, плачет, говоря не быть большой, хочу остаться малышкой. Еще ее волнует вопрос смерти, что было для меня неожиданным конечно. Тоже до истерики - плачет не хочу умирать, не хочу, чтобы вы умерли. И вот у нас завтра день рождения, а мы его не хотим.
Оксана, нельзя исключать, что страхи вашей девочки взаимосвязаны. Пятилетние дети вполне уже понимают, что все не бывает вечным. Возможно, ваша девочка когда-то услышала от кого-то из взрослых, что все люди стареют и умирают. Не отрицая факта смерти, расскажите дочери, что у нее будет долгая и насыщенная событиями жизнь: надо закончить школу, получить профессию и устроиться на работу, чтобы заниматься любимым делом, завести семью, вырастить детей, стать бабушкой для своих внуков. Объясните, что впереди интересные встречи и знакомства, увлекательные путешествия и много других радостных событий, происходящих в жизни взрослого человека.
13.06.2017 Методист, психолог Центра воспитания и социализации Новоселова Елена Михайловна
Вопрос психологу 4: Здравствуйте! Моей дочери 13 лет. В последнее время не могу ее заставить ложиться вовремя спать, сидит до 4х часов утра в телефоне, либо читает книгу. Утром идет в одну школу, потом в другую. Пока мы еще на работе, вздремнет часок и потом пол ночи не спит. Разговаривали, пытались донести, что такой режим вреден и физически и морально, бесполезно, настырно делает по своему. Можно конечно, рявкнуть, отобрать гаджет, приказать и т. Д, но это ведь не выход, и нет уверенности, что возымеет действие, только нервы вытрепем и себе и дочери. Подскажите пожалуйста, как помочь ребенку восстановить режим?
Ответ: Ваши переживания про режим понятны. И звучит разумно: ночью спать. Но если у нее нет каких-то проблем с психикой, здоровьем, она справляется с учебной и иной нагрузкой, значит, этот режим сна ей вполне подходит. Она спит нужное ей количество часов, и успевает выделить время только для себя. В любом случае, вам лучше не призывать ее к "правильному" с вашей точки зрения режиму, а обсудить с ней (она - подросток, от нее уже бесполезно требовать беспрекословного послушания) ее режим сна, и прийти к какому-то подходящему для нее решению, может быть, больше спать днем, если ей не хватает сна. Ведь ваша задача - помочь ей сделать так, чтобы она выспалась, у нее были силы и самое главное, желание жить и делать все то, что она делает.
Вопрос психологу 5: Добрый день! В саду ребенок (6 лет) самостоятельный, сам одевается, но постоянно последний и делает все медленно! Утром постоянно кричит и конфликтует с мамой, и медленно одевается, тянет время. Иногда я даже опаздываю на работу. Позволяет, грубо сказать маме и сказать, например, что плохо готовлю! часто говорит, что мама его не любит, хотя это далеко неправда! Как реагировать, на подобное?
Ответ: Из вашего письма трудно понять, что же именно происходит в ваших отношениях, но, очевидно, пришла пора их менять. Медлительность вашего сына может быть связана с особенностями его нервной системы. Но нельзя исключать, что мальчик делает это намеренно для привлечения внимания. Возможно, теми грубостями, которые вам неприятны, сын хочет донести совсем иную информацию, чем ту, которую воспринимаете вы. Постарайтесь посмотреть на конфликтные ситуации глазами сына и, тем самым, прояснить для себя происходящее. Если есть такая возможность, обратитесь за очной консультацией к психологу.
Вопрос психологу 6: Здравствуйте. Моей дочери почти 7 лет. Воспитанием ребенка занимаюсь я. Всегда учу ребенка защищаться если ее обижают, учу как отвечать на обиды, если они сказаны, но видимо сама не заметила как дочь стала переходить границу защиты себя в нападение на других детей. Она активный ребенок и вместе с этим, редко когда может дать спуск своим сверстникам. У нее не получается выстраивать дружеские взаимоотношения с ними. Когда я слышу от нее, что ее обидели мне хочется разобраться и это не всегда получается в спокойном тоне, но в итоге узнаю, что зачинщиком конфликта между детьми нередко выступает дочь. Кроме того, мы ходим в подготовительную школу при гимназии и, общаясь в учителями, узнаю, что хотя ребенок и сидит на уроке, но в основном вертится и может отвлекать других детей от обучения. На фоне этого, я понимаю, что мой любимый добрый и благодарный ребенок, которого я всегда готова защищать, не такой уж и ангел... У меня уже стали возникать проблемы с родителями и воспитателями, поскольку я не знаю всей правды. Я разговариваю с ребенком, объясняю что где-то надо себя вести не так как она привыкла, но это не дает результата.
Конечно, неприятно открыть для себя, что ваш, как вы всегда думали, добрый и благодарный ребенок может кого-то обижать, быть зачинщиком конфликтов с детьми, вести себя не лучшим образом в школе, не слушаться учителей и воспитателей. Когда мы учим ребенка давать отпор, у него может не сформироваться четкое понимание того, что значит «меня обижают». К примеру, любое несогласие с мнением ребенка, нежелание окружающих выполнять его требование, он может воспринимать как обиду и, соответственно, отвечать нападками. Вообще тема обиды, похоже, какая-то значимая и для вас лично. Откуда у вас это стремление скорее дать ответ на сказанную обиду? Ведь реакция человека на то, что ему не нравится, может быть разной. Да, теперь вы столкнулись с тем фактом, что ваша дочь - не ангел. Ну, что ж, среди живых людей и нет ангелов. У всех есть недостатки и слабости. И вы, и ваша девочка - не исключение. Старайтесь все-таки отмечать в поведении дочери положительные моменты, закрепляйте их. Учите дочку выстраивать дружеские отношения с детьми, уступать, идти на компромиссы, договариваться. Это можно делать в игре, можно обсуждать известные по книгам и мультфильмам истории о взаимоотношениях между теми или иными персонажами, а потом проигрывать эти сюжеты. Сами будьте примером для дочери. Если же вам по каким-то причинам будет сложно, обратитесь за очной консультацией к специалисту.
Вопрос психологу 7: Здравствуйте, у меня трое детей. Девочке 10 лет, мальчикам двойняшкам 3 года. Муж по стечению обстоятельств уехал в другой город работать. Девочка замкнулась в себе, перестала реагировать на мои замечания. Все мои вопросы- сделала ли она уроки, сходила на кружок, остаются без ответа... Она останавливается и молчит, теребит волосы, но ничего не говорит. Никуда вытянуть не могу. Я бы не сказала, что наш папа часто проводил время с детьми. Чаще дочери говорил, что она чего-то не умеет, делает неправильно. После его отъезда она стала лучше спать и больше улыбаться, но какие -либо просьбы -просто непробиваема. В раннем детстве была очень послушной девочкой, у меня не было проблем- я объясняла ей всегда и мы понимали друг друга... а сейчас просто стена.
Трудно сказать, связана ли замкнутость вашей дочери с отъездом папы или дело в том, что девочка взрослеет и вступает в предподростковый возраст. Вы спрашиваете ее об уроках или кружке, а ее, возможно, заботит что-то другое (например, отношения с подругами, влюбленность или что-то еще). А как она себя ведет в школе? Замечают ли учителя или другие люди изменения в ее поведении? Но, в любом случае, трудно и обидно сталкиваться с непробиваемостью. Поговорите с девочкой, расскажите, как вы переживаете из-за отсутствия общения и взаимопонимания. Важно, чтобы дочка увидела с вашей стороны неравнодушие к происходящему между вами и желание наладить отношения.
Вопрос психологу 8: Здравствуйте. Моему сыну 13 лет. У нас полная семья. Есть еще дочка 7 лет. Проблемы с учебой начались давно, наверное с 1 класса... Мы пытались ему помогать по мере возможностей, но мне кажется(я основываюсь на собственном опыте) ребенок должен сам учиться. Не все мне в школе давалось легко, но я стремилась быть лучше, не хотела выглядеть глупо. И потом учась в училище и институте я получала от учебы удовольствие. Наверное поэтому мне не понятно как можно так себя забросить. В конце прошлого учебного года(6 класс) ребенок днями прогуливал школу. Узнали об этом от классного руководителя. Сказал, что устал в конце года. Между нами состоялся серьезный разговор. Обещал не прогуливать. И вот в этом учебном году ничего не изменилось... Мало чем интересуется, говорит, что это ему не пригодиться дальше. По некоторым предметам одни неуды. Устно почти не выполняет уроки, не заучивает материал(а без этого никуда). Домашние задания не записывает. Часто обманывает. Вообще обман в наших отношения стал нормой. Спрашиваю,почему так? Отвечает,что все так. Это не правда. Ссылается на то, что ему мешает сестра (они живут в одной комнате). Пока мы не можем ему предоставить отдельную комнату.
Больше всего в вашем письме беспокоят не столько проблемы вашего сына с учебой, сколько испортившиеся отношения, потому что, как вы пишете, обман в ваших отношениях стал нормой. Сейчас, пожалуй, самое важное - не потерять контакт с сыном, наладить взаимоотношение, восстановить доверие между вами. Чем вы занимаетесь с мальчиком, о чем разговариваете с ним, если не о проблемах в школе и о несделанных домашних заданиях? Есть ли у вас общие интересы, не относящиеся к учебе? Жизнь ребенка - это не только школа. Конечно, вам трудно понять вашего мальчика, ведь ваш собственный опыт был другим. И, конечно, не поспоришь с утверждением: «Ребенок должен учиться сам». А если у самого совсем не получается? Если пробелы в знаниях таковы, что самостоятельно сесть и разобраться уже нет никакой возможности? У кого искать помощи, если родители убеждены, что справляться должен самостоятельно? Трудно поверить, что мальчика совсем не беспокоит происходящее в школе. Просто проблем накопилось столько много, что самостоятельно справиться у него не получается. Что ему остается? Пожалуй, только махнуть на все рукой. Вашему сыну важно чувствовать, что он не один в своих проблемах, что есть люди, которые не только его ругают и критикуют, а готовы помочь и не осуждают его. Очевидно, что в одну минуту кардинально ситуацию с успеваемостью сына не изменить. Главное сейчас - вселить в него уверенность в то, что изменить ситуацию с его успеваемостью возможно. Отмечайте не столько хорошие результаты, сколько старания и прилагаемые усилия и малейшие позитивные сдвиги.
Вопрос психологу 9: Мне нужна консультация опытного психолога, проблема состоит в том, что мой любимый ребенок непослушный и неспокойный. Не могу ничего понять, с ним везде не хотят связываться, в школе отвратительно себя ведет, с детьми не может подружится, из этого огромные проблемы. На продленку не могу его оставлять, в садике было тоже самое. Родители живут далеко, поэтому помочь некому, я выбилась из сил (хотя привыкла быть сильной). Ходили к психиатру, сказали, что он у меня гиперактивный, но не думаю, что в этом вся проблема или я ошибаюсь. Я ничего уже не понимаю, помогите.
Здравствуйте. Вам нужна очная консультация специалиста. Сначала, как мне кажется, нужно определиться, есть ли необходимость в психиатрической помощи или достаточно будет психологической. Судя по вашему письму и диагнозу: "гиперактивность", паники наводить не стоит. Это встречается довольно часто. Лучше всего обратиться к помощи детского психолога. Самостоятельно эту проблему решать сложно, да и вам тяжело. Похоже, много тревоги вызывает у вас эта ситуация. Возможно, чем более будете спокойны вы, тем легче будет вашему ребенку.
Вопрос психологу 10: Здравствуйте, у меня есть сын в 5 классе, он носит в ушах серёжки (очень хотел и 3 недели назад прокололи ему уши на день Рождения), но в школе классная руководительница всё время к сыну придирается и говорит, что мальчику на уроках серьги в ушах носить нельзя, надо снимать. Всё время снимать - одевать серёжки не годится, зарастают уши. Скажите, пожалуйста, имеет ли право классный руководитель требовать снять серёжки у сына из ушей, если в правилах школы нет запрета на ношение украшений, да и девочкам ведь не запрещают?
Ответ: Здравствуйте. Давайте рассмотрим психологический аспект данного вопроса. Вероятно, классная руководительница против ношения сережек вашим сыном, потому что это не укладывается в привычное поведение мальчиков. Ее беспокойство можно понять: у вашего сына в 5 классе сексуальная ориентация еще не сформировалась, такое поведение кажется странным не только для взрослых, но и для детей. Возможно, кто-то захочет последовать его примеру. Это дополнительные сложности. Вам важно понять, откуда у вашего сына желание носить серьги. Что он хочет этим сказать? Привлечь внимание, казаться более привлекательным, быть не хуже девочек? Предположений может быть много. Понаблюдайте за ним, поговорите. Возможно, сейчас с ним происходит что-то важное. Можно принять подобное поведение за обычное желание, но оно не совсем укладывается в традиционные представления о маскулинности.
Вопрос психологу 11: Если я принимаю ребенка таким, какой он есть, значит ли это, что я не должна на него сердиться? Нет, не значит. Скрывать и копить свои негативные чувства нельзя. Их надо выражать. Здесь есть нюансы: Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы «непозволительными» они не были. Если они возникли, значит, для этого были основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе это превратиться в неприятие его.
Вопрос психологу 12: Нужно ли наказывать ребенка?
Ответ: Наказания, как и награды, помогают ребенку ориентироваться в сложном и многогранном мире. Но здесь важен вопрос о мере, степени и форме наказаний. Важно помнить, что негативная оценка должна всегда касаться конкретного проступка, а не личности в целом. Никогда не стоит унижать ребенка, физически или словами: ничего, кроме защитной, агрессивной реакции, такое поведение взрослых не вызовет. Ребенку должно быть ясно, за что именно его наказывают. Наказание должно следовать сразу за проступком. Важно, чтобы все члены семьи выражали единство, в оценке тех или иных действий ребенка. Также важна последовательность в поведении каждого отдельного взрослого. Если взрослые, в зависимости от своего настроения, сегодня ругают ребенка, за то, что разрешили вчера, то ребенку крайне трудно усвоить нормы и правила хорошего поведения. Важно также знать, что наказания должны зависеть от возраста ребенка. Для дошкольника - нет ничего страшнее (и вреднее), чем игнорирование его самыми близкими людьми. А вот подросток с этой ситуацией справится легче, но для него более тяжелее могут стать ограничения в общении с друзьями или в занятиях любимым делом.
Вопрос психологу 13. Ребёнок в школе устраивает истерики по поводу любых замечаний (начальная школа).
Здравствуйте. Без общения с ребёнком и с Вами сложно объективно оценить ситуацию. А в общих чертах можно предположить, что Ваш ребёнок демонстративно ведёт себя в школе в следствие мягкого отношения к нему учителя. Попросту, манипулирует. Нужно разобраться, где он демонстрирует ту же модель поведения, и она для него является выигрышной. Лучше, конечно, записаться на личный приём к психологу.
13.06.2017 Методист Центра воспитания и социализации, психолог Наталья Алексеевна Мальцева
Вопрос психологу 14. Могут ли посещать кружки дети, находящиеся на домашнем обучении.
Здравствуйте. Форма обучения регламентирована ст.17 273-ФЗ «Об образовании». Законодательного запрета на то, как будет проводить ребёнок свободное от учёбы время не установлено. Домашнее обучение никак не мешает детям общаться со сверстниками и проводить свободное от учебы время, посещая различные секции и кружки.
Вопрос психологу 15. Мой ребёнок сдает экзамены. Я переживаю за него больше, чем он сам. Не могу ничего сделать с собой. Что мне делать?
Здравствуйте. Ваше состояние понятно. Переживания за своих детей в той или иной мере испытывают все родители. Вам, единственное, нужно понять, что это - не Вы опять на экзамене, и оценка за экзамен Вашего ребёнка - это не оценка Вас как родителя. Экзамен - очередное событие жизни. Результат - всего лишь результат. Очередная точка отсчёта, после которой нужно сделать правильный вывод и идти дальше в выбранном направлении. Какое это будет направление для Вас и Вашего ребёнка, зависит только от вашего отношения к результату. Можно погрузится в переживания и самоедство, тем самым сделав жизнь кошмаром. А можно проанализировать, что пошло не так как хотелось. Задать себе вопрос, что нужно сделать, чтоб было по-другому. И действовать! Так же можно обратиться к психологу за поддержкой.
Вопрос психологу 16. Является ли ребёнок-инвалид ОВЗ?
Здравствуйте. Статус «инвалид» присваивает медицинская комиссия по результатам диагностики и обследования состояния здоровья. Статус «ОВЗ» присваивает ПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Это две разные комиссии. Соответственно юридически - это два разных статуса. Ребёнок может быть инвалид, может быть ОВЗ и может быть инвалид и ОВЗ одновременно.
Вопрос психологу 17. Я не согласна с мнением классного руководителя о способностях моего ребёнка. Устала ей доказывать, что он «не дурак». Что мне делать?
Здравствуйте. В первую очередь нужно постараться наладить общение с классным руководителем и выяснить, какие конкретно претензии и замечания у него есть к вашему ребёнку и по возможности выработать единый совместный план действий. Также можно пообщаться с завучем школы, и поставить её в известность о существовании данной проблемы. Посетите психолога, опишите претензии классного руководителя. Попытайтесь найти выход из данной ситуации с помощью других специалистов. Можете обратиться за консультацией в наш Центр воспитания и социализации или на кафедру педагогики и психологии.