Вопрос 1. Сейчас много говорят о совершенствовании физического образования. Что под этим понимать?
ДОиН Тюменской области издан приказ №125/ОД «Совершенствование физического образования и достижение результативности в организации работы с высокомотивированными обучающимися образовательных организаций Тюменской области». Разработан паспорт этого проекта, в котором предусмотрен комплекс мероприятий по ключевым блокам:
- работа с педагогами и высокомотивированными учениками;
- занятия с высокомотивированными учениками;
- деятельность Центров олимпиадной подготовки на базе школ г. Тюмени, Тобольска, Ишима;
- внеурочная работа и популяризация естесственных наук;
- работа виртуальных классов и очно-заочных школ вузов;
- инженерная профориентация и работа корпоративных классов;
- проектная и исследовательская деятельность;
- лабораторно - кружковая работа с педагогами и учащимися;
- обновление предметного содержания физического образования;
- методическая работа с тьюторами.
12.05.17 Татьяна Николаевна Вепрева, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 2. Действительно ли в предстоящем учебном году астрономия становится обязательным учебным предметом?
Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ о введении учебного предмета «Астрономия» для обязательного изучения в 10 или 11 классах по выбору учебного заведения.
Вопрос 3. Объясните, пожалуйста, какие учебники можно использовать при преподавании астрономии?
Для изучения астрономии можно использовать учебник Воронцова - Вельяминова Б.А., Страута Е.К. «Астрономия» и Чаругин В.М. «Астрономия»
Вопрос 4. В этом году была проведена Всероссийская проверочная работа по физике. Каковы перспективы этого вида контроля знаний?
Всероссийские проверочные работы задумывались как проверка усвоения базовых знаний учащихся по различным учебным предметам в разных классах образовательных учреждений Российской Федерации. В этом учебном году ВПР была проведена следующим образом: учащимся был предоставлен выбор - по какому учебному предмету писать проверочную работу, например, можно было писать по физике, химии, географии, биологии, обществознанию и другим предметам. Планируется, что в 2017 -2018 учебном году будут проверены базовые знания по всем учебным предметам, что соответствует назначению ВПР.
14.05.17 Татьяна Николаевна Вепрева, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 5. В чем заключается концентрическая система обучения по физике и есть ли альтернативы этой системе обучения?
Концентрическая система обучения физике заключается в том, что первое знакомство учащихся с физическим содержанием происходит в 7,8,9 классах. В эти учебные годы учащиеся знакомятся на уроках физики со всеми явлениями, происходящими в природе: механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, световыми, звуковыми, атомными и ядерными, но «знакомство» происходит не глубокое, основанное на простейшем математическом описании, имеющихся у учащихся знаний по математике. В последующие годы, в 10, 11 классах эти явления рассматриваются более глубоко с учетом количества учебных часов, запланированных на изучение физики. Альтернатива такой системе обучения есть: можно изучать физические явления в определенной последовательности, не возвращаясь к ним еще раз, но используя знания о них при изучении следующих явлений природы.
15.05.17 Татьяна Николаевна Вепрева, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 6. Каковы особенности преподавания физики в 2017-2018 учебном году в образовательных учреждениях Тюменской области?
Преподавание физики в 2017-2018 учебном году действительно будет связано с существенными особенностями. С марта 2017 года в Тюменской области осуществляется проект «Совершенствование физического образования и повышение результативности работы с высокомотивированными обучающимися». В связи с этим рабочая программа по физике, в том числе и календарно - тематическое планирование, должны измениться: в них должны быть включены сведения о предприятиях нашей области, вновь появившихся и традиционно работающих на нашей территории, через решения задач, совершение экскурсий, работу с информацией о предприятии т.е. через различные виды деятельности учащихся.
В рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Правительства Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона, на основании предложений от муниципальных органов управления образованием были сформированы предметные лаборатории.
Участниками были подготовлены предложения по внесению изменений в содержание рабочих программ и сформирован перечень предприятий, на базе которых возможна реализация практической части общеобразовательных предметов и проектов. По итогам обсуждения был утвержден региональный проект «Кадры для региона», направленный на раннюю профилизацию и профориентацию школьников с учетом востребованных на региональном рынке труда производств и профессий. Все материалы размещены на сайте ТОГИРРО (Главная / Научно-методическая деятельность / Научная / Проекты / Обновление содержания программ естественно-научного цикла) или по ссылке: http://togirro.ru/nauchno_metodic/nauchnaya_deyat/proekty/obnovlenie_sode.html.
Внедрение обновленных программ осуществляется с 01 сентября 2017 года.
3.06.17 Татьяна Николаевна Вепрева, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 7. Коснется ли обновление содержания физического образования внеурочной деятельности по этому учебному предмету?
Естественным продолжением обновления содержания учебного материала по физике является внеурочная работа по этому учебному предмету. Ниже приведен алгоритм включения предметного содержания во внеурочную деятельность с учетом использования ресурсов производственного сектора:
1) Разработать программы внеурочной деятельности (в т.ч. кружки, факультативы).
2) Определить тематику проектной и учебно-исследовательской деятельности (включая социально-значимую деятельность).
3) Составить банк заданий, проектов, экскурсий (виртуальных и активных).
4) Скорректировать программы воспитания и социализации в части организации «стационарной» (классные часы, беседы, тестирования, интерактивные мероприятия в ОУ) и «выездной» профориентационной работы (выполнение проектов, профессиональные пробы на производстве и др.).
Вопрос 8. В этом году я пересдаю математику. Если я напишу хуже, чем в прошлом году, какой из результатов мне засчитают: лучший или последний?
Вы можете выбрать любой из действующих результатов.
14.05.17 Зоя Владимировна Ильина, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 9. Добрый день, как можно фиксировать 10 часов внеурочных занятий? Кто этим должен заниматься?
Фиксируют в специальных журналах каждый преподаватель. Контроль может осуществлять директор, зам. директора по воспитательной работе, по учебной работе.
22.05.17 Зоя Владимировна Ильина, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 10. Здравствуйте! Как записаться на курсы для математиков?
Если это бюджетные курсы, то для зачисления на бюджетные мероприятия необходимо наличие заявки в традиционной форме за подписью руководителя образовательной организации и с печатью. Заявку можно переслать на электронную почту кафедры togirro-emo@mail.ru. Если это внебюджетные курсы, то можно подать заявку по тел. 8(3452) 39-02-96.
23.05.17 Зоя Владимировна Ильина, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 11. Здравствуйте! Дает ли участие в конференциях баллы при прохождении аттестации? Если да, то как это подтвердить?
Участники конференции получают сертификат участника. Нужно при прохождении аттестации показать этот сертификат.
Вопрос 12. Каковы особенности преподавания предметов естественнонаучного цикла и информатики 2017-2018 учебном году в образовательных учреждениях Тюменской области?
Ответ: В 2017-2018 учебном году предполагается обновление содержания химии, физики, географии, биологии и информатики с 01 сентября 2017 года. Рабочие программы, в том числе и календарно - тематические планирования, должны быть составлены с учетом изменений запроса обучающихся и особенностей региональной политики. В рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Правительства Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона, на основании предложений от муниципальных органов управления образованием в весенние каникулы были сформированы предметные лаборатории. Для участников предметных лабораторий была организована выездная сессия, в рамках которой проведен анализ рабочих программ по химии, физике, географии, биологии и информатике. На основании анализа подготовлены предложения по внесению изменений в их содержание. Кроме того, был сформирован перечень предприятий, на базе которых возможна реализация практической части общеобразовательных предметов и проектов («уроки на производстве»).
Проекты предлагаемых рабочих программ прошли обсуждение в школах, на муниципальных методических объединениях, на региональном методическом объединении. По итогам обсуждения был утвержден региональный проект «Кадры для региона», направленный на раннюю профилизацию и профориентацию школьников с учетом востребованных на региональном рынке труда производств и профессий. Все материалы размещены на сайте ТОГИРРО (Главная / Научно-методическая деятельность / Научная / Проекты / Обновление содержания программ естественно-научного цикла) или по ссылке: http://togirro.ru/nauchno_metodic/nauchnaya_deyat/proekty/obnovlenie_sode.html.
Предполагается, что обучающиеся будут приходить на производственные предприятия для изучения конкретной темы одного или нескольких занятий по одному или нескольким предметам, согласно разработанным методическим алгоритмам, картам и перечню рекомендуемых для сотрудничества организациям. Благодаря этому ученики не только получат необходимые знания и навыки, но увидят их практическое применение в условиях реального производства. Более того, в дальнейшем, при непосредственном участии педагога, они смогут взяться за работу над учебным проектом по решению востребованных задач конкретной отрасли, что будет способствовать росту их учебной мотивации и профессионального самоопределения.
11.05.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 13. Объясните, пожалуйста, как лучше организовать работу по обновлению рабочих программ с 1 сентября 2017 г?
Ответ: Преподавателями кафедры естественно-математических дисциплин был предложен алгоритм создания рабочих программ, взятый за основу и дополненный участниками предметных лабораторий:
1) Провести анализ программ и учебников с целью выбора разделов, тем уроков, позволяющих:
- включить содержание, актуальное для региона, муниципалитета (предприятия, учреждения, учебные заведения, особо охраняемые природные территории Тюменской области);
- интегрировать часть содержания предметов, предметных областей, формируя у детей общее понимание взаимосвязи областей знания, высвобождая дополнительное время для углубления иных тем или включения дополнительного содержания по предмету;
- «свернуть», переместить определённые темы для обеспечения более эффективного изучения предметного материала и создания возможности для получения учащимися востребованных (дополнительных) навыков работы.
2) Определить направления производства (с учетом инвестиционных проектов области), учреждений, учебных заведений, особо охраняемых природных территорий в районах и городах Тюменской области для проведения практических занятий, реализации проектов, образовательных экскурсий.
3) Выделить понятия, используемые при проведении урока: общенаучные, фундаментальные и частные предметные (производство, энергетика, информационная безопасность, логистика и др.).
4) Сформировать инструментарий для оценивания результативности реализации образовательных программ.
5) Утвердить тематическое планирование по предмету с учетом всех перечисленных выше составляющих аспектов.
22.05.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 14. Изменится ли внеурочная деятельность при обновлении содержания преподавания химии, физики, географии, биологии и информатики
Ответ: Внеурочная деятельность является естественным продолжением учебного материала по предметам. Для включения предметного содержания во внеурочную деятельность с учетом использования ресурсов производственного сектора можно использовать следующий алгоритм:
Материалы «Социально-значимая деятельность» возможно использовать на уроках и во внеурочной деятельности учащихся. Социальное партнёрство является механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. Это механизм взаимодействия образовательных организаций с различными структурами, субъектами, а также форма взаимодействия образовательных организаций с внешней средой и транслятор социального заказа образовательной системе.
27.05.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 15. Как изменятся рабочие программы при обновлении содержания преподавания предметов естественно-научного цикла и информатики в 2017-18 уч. году?
Ответ: Рабочие программы по химии, физике, биологии, географии и информатике, в том числе и календарно - тематические планирования, должны быть составлены с учетом изменений запроса обучающихся и особенностей региональной политики.
В каждую рабочую программу предлагается включить блок «Актуальная тематика для региона», в котором перечислены предприятия, учреждения, учебные заведения, особо охраняемые природные территории Тюменской области, с которыми рекомендуется ознакомиться на уроках.
Также в тематических планированиях по предметам должна быть выделена колонка «Интеграция предметов», в которой представлены интегративные связи предметов. Интеграция содержания предметов высвобождает дополнительное время для проведения активных и виртуальных экскурсий, углубления тем или включения дополнительного содержания по предмету.
2.06.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 16. Как организовать обучение по географии на углубленном уровне?
В соответствии с Концепцией профильного обучения, Распоряжением Правительства Тюменской области от 22.10.2012 г. №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей», профили для учащихся старшей ступени определяются школой с учетом соответствия профиля интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что должно обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Для формирования учебного плана профиля необходимо (в соответствии с примерным учебным планом Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 6 июня 2016 г. № 2/16- з ):
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
Пример распределения часов для последующего выбора предметов,
изучаемых на базовом или углубленном уровне
Предметная область
Учебные предметы базовый уровень
Кол-во часов
Учебные предметы углубленный уровень
Общественные науки
География
70
210
География на углубленном уровне изучается при реализации социально-экономического профиля. Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, в таких сферах деятельности как управление, предпринимательство, работа с финансами и др.
11.06.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО
Вопрос 17. Интерактивная презентация (чем она отличается обычной)?
Интерактивная презентация - это совокупность содержания и оформления презентации вместе с интуитивно понятным навигационным блоком. Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что, когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие.
7.06.17 Селедков Владимир Ильич, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 18. Что такое облачные технологии и зачем они нужны?
Облачные технологии - это возможность получить доступ к необходимой информации при помощи обычного браузера из любой точки планеты. Работоспособность больше не будет волновать клиента, так как за ней следят те, кому платит пользователь за облачное хранилище. Подобные системы пользуются спросом у корпоративных пользователей, которым необходимо наладить документооборот в сети предприятий. Для обычных пользователей, которые просто не хотят засорять компьютер лишней информацией, существуют бесплатные облачные серверы, которых будет вполне достаточно. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/168077/new_oblachnyie-tehnologii---eto-chto-takoe-oblachnoe-hranilische
12.06.17 Селедков Владимир Ильич, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
Вопрос 19. Что такое препри?нтный документ?
Электронный документ - документ, подготовленный для печати на бумаге.
Специфические требования при компьютерном наборе текста
При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.
Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).
Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется
фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела).
Подробнее: http://comp-science.narod.ru/pr_nab.htm
22.06.17 Селедков Владимир Ильич, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин