Вопрос 1. Сколько часов физической культуры в неделю должно быть запланировано в 1 классе по обновленным ФГОС?
Ответ: В примерных рабочих программах по физической культуре в 1 классе предусмотрено 3 часа в неделю. В примерных учебных планах 1, 3 вариант - 2 часа в неделю.
26.05.2022 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Сколько часов физической культуры в неделю должно быть запланировано в 5 классе по обновленным ФГОС?
Ответ: В примерных рабочих программах по физической культуре в 5 классе предусмотрено 3 часа в неделю. Возможно проведение 3 часа во внеурочной деятельности, с привлечением организаций дополнительного образования. В примерных учебных планах - 2 часа в неделю. С возможностью проведения 3 урока во внеурочной деятельности или путем посещения учащимися спортивных секций.
Вопрос 3. Ссылки на какие информационные ресурсы можно включать в конструктор рабочих программ?
Ответ: На официальные сайты: Рэш, издательской компании «Просвещение», методического центра физического воспитания Министерства Просвещения.
28.05.2022 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 4. Какую структуру должна иметь рабочая программа по предмету в условиях реализации обновленных ФГОС НОО?
Ответ: Каждая рабочая программа должна включать минимум три раздела - содержание предмета, результаты его освоения и тематическое планирование (п. 31.1 ФГОС НОО). В разделе тематическое планирование нужно закрепить три аспекта: первый - перечень тем; второй - количество академических часов на каждую тему; третий - информацию об электронных учебно-методических материалах (п.31.1. ФГОС НОО)
25.05.2022 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 5. Каким образом обеспечивать вариативность содержания программ в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО?
Ответ: Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый - в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй - школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий - можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Вопрос 6. Где можно посмотреть примерные рабочие программы?
Ответ: Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/
С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
Вопрос 7. Какова мера ответственности семьи за обучение ребенка в условиях реализации обновленных ФГОС НОО?
Ответ: Семья в полной мере наряду со школой отвечает за успешность освоения ребенком требований образовательной программы. Впервые соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи конкретизировано в договоре, заключаемом между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ученика. Главное в этом договоре - создание взрослыми, педагогами и родителями, условий для развития личности ребенка, забота о его здоровье и благополучии.
26.05.2022 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 8. С какого возраста возможно поступление в школу?
Ответ: Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
03.06.2022 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 9. Каковы основания для проектирования примерных рабочих программ по предметам в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО?
Ответ: Основания для проектирования примерных рабочих программ:
- ФГОС НОО, ФГОС ООО: требования к результатам освоения программы начального общего образования, основного общего образования;
- предметные Концепции;
- примерная программа воспитания.
28.05.2022 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 10. Как можно объяснить тезис «Примерные рабочие программы - методический ориентир для работы учителя»?
Ответ: Примерная рабочая программа позволит учителю:
- реализовать в процессе преподавания современные подходы к достижению личностных, - метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС НОО, ФГОС ООО;
- структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения;
- разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, примерного распределения учебного времени на изучение раздела / темы, предложенных основных видов учебной деятельности для освоения учебного материала.
Вопрос 11. Каким образом примерные рабочие программы по предметам решают задачу формирования единого образовательного пространства?
Ответ: Примерная рабочая программа по предмету даёт представление о целях, общей стратегии обучения и его результатах, о воспитании и развитии обучающихся средствами учебного предмета.
Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:
- равный доступ к качественному образованию;
- единые требования к условиям организации образовательного процесса;
- единые подходы к оценке образовательных результатов.
Вопрос 12. Где можно найти рекомендации по разработке Программы воспитания ДОО на основе примерной программы воспитания для дошкольных образовательных организаций?
Ответ: Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций и методические рекомендации к ней разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ. 1 июля 2021 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
На сайте Института изучения детства, семьи и воспитания
размещены нормативные документы:
- методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания ДОО;
- примерный календарный план к рабочей программе воспитания ДОО;
- рабочая тетрадь для разработки рабочей программы воспитания ДОО.
Познакомиться со всеми материалами можно по ссылке
https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/
07.06.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 13. Необходимо ли разрабатывать рабочую программу воспитания ДОО как отдельный документ или можно внести дополнения в ООП ДОО самостоятельным разделом?
Ответ: Согласно пояснительной записки Примерной программы воспитания для ДОО «Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений».
Следовательно, рабочая программа воспитания ДОО должна быть отдельным документом.
Вопрос 14. Каким приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» необходимо руководствоваться в ДОО?
Ответ: С 1 января 2021 г. вступил в силу Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
Раннее известные документы:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014" признаны утратившими свою силу.
Вопрос 15. Допускается ли организовывать в ДОО разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности?
Ответ: Согласно приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
Вопрос 16. Какие могут вводиться штатные единицы в группах комбинированной направленности?
Ответ: при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос 17. В каком нормативном документе определено количество детей в группах компенсирующей направленности?
Ответ: Нормативное количество детей в группах компенсирующей направленности определяет приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
12.06.2022 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.