Вопрос 1. Может ли внеурочная деятельность обучающихся организована на базе учреждений дополнительного образования детей?
Ответ: В соответствии с ФГОС часть основной общеобразовательной программы может быть реализована, в том числе на базе организаций дополнительного образования согласно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9.01.18 Файзуллина Алсу Рафаэловна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Вопрос 2. Могут ли считаться результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы обучающимся результатами освоения рабочих программ курсов внеурочной деятельности?
Ответ: Да, и в качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом.
При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности.
10.01.18 Файзуллина Алсу Рафаэловна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Вопрос 3. Могут ли организации дополнительного образования реализовывать программы курса внеурочной деятельности?
Ответ: Нет. Рабочие программы внеурочной деятельности не могут быть реализованы исключительно организацией дополнительного образования. (Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки России от 18.07.2017 №09-1672)
Вопрос 4. Где можно познакомиться с требованиями к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ?
Ответ: Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ нормативно не закреплены.
13.01.18 Файзуллина Алсу Рафаэловна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Вопрос 5. Какова продолжительность освоения дополнительной общеобразовательной программы?
Ответ: Продолжительность дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования определяется образовательной организацией самостоятельно.
14.01.18 Файзуллина Алсу Рафаэловна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Вопрос 6. Уточните требования к календарному учебному графику дополнительной общеобразовательной программы.
Ответ: В календарном учебном графике указывается продолжительность обучения по программе, количество учебных недель, сроки, режим занятий, их периодичность и продолжительность, последовательность прохождения модулей (в случае, если программа построена на модульном принципе).
20.01.18 Файзуллина Алсу Рафаэловна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Вопрос 7. Как следует понимать разноуровневость применительно к разработке и реализации разноуровневых программ?
Ответ: Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяю учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242)
24.01.18 Файзуллина Алсу Рафаэловна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Вопрос 8. Скажите, пожалуйста, ребёнок с ОВЗ (не инвалид) как часто должен проходить ПМПК? Если у ребёнка УО? Каждый год нужно его отправлять на комиссию? А ребёнок с ЗПР или ТНР ежегодно должен подтверждать свой статус? Спасибо. Ответ: Здравствуйте! В заключениях ПМПК может быть прописан срок повторного обследования, тогда комиссию проходят в соответствии с данной записью в указанный период. Если данной записи нет, то обучающийся получает образование, не нуждаясь в изменении ранее определенных специальных условий (в смене образовательного маршрута, предоставлении услуг специалистов и т.д. и т.п.)/
В таком случае, заключение выдается на уровень образования и срок повторного обследования совпадает с окончанием обучения в начальной/ основной/средней школе. В случае изменения особых образовательных потребностей или несогласия (например, со стороны родителей) с ранее рекомендованными условиями, повторное обследование может проходить в любое время по факту обращения.
Важно указать еще один момент, если в вашем заключении каким-либо образом фигуруют специальные условия для конкретного года обучения/класса, в таком случае, необходимо прохождение ПМПК в конце учебного года, для получения рекомендации по образовательному маршруту на следующий учебный год.
24.01.18 Шаркунова Юлия Владимировна, к.п.н., заведующая кафедры педагогики и психологии
Вопрос 9. Насколько актуальна практическая направленность программ предпрофильной подготовки для лиц с ОВЗ в современное время, если в стране преобладает безработица?
Ответ: Проблемой в настоящее время является несоответствие между количеством вакантных должностей на рынке труда и квалифицированных специалистов. Большое количество выпускников техникумов, колледжей, институтов не желают трудоустраиваться по полученной профессии и специальности в связи с недостаточно сформированным профессиональным самоопределением.
Современные исследования констатируют, что выпускники (в том числе лица с ограниченными возможностями здоровья) на момент окончания учебы в редких случаях характеризуются реальными жизненными планами, готовностью к самоопределению, умением действовать в непредсказуемых и неопределенных условиях жизни современной России.
Именно профессиональное самоопределение является целью психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, организуемой в ходе предпрофильной подготовки и способствующей выбору профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенность профессиональной ориентации для детей с ОВЗ, в отличие от их здоровых сверстников, состоит в том, что для ребенка, имеющего ограничения психофизического развития, важным оказывается положительный реабилитационный эффект от выбора будущей профессиональной деятельности, который позволит преодолеть имеющийся барьер самореализации и самоактуализации ребенка с ОВЗ в обществе.
26.01.18 Шаркунова Юлия Владимировна, к.п.н., заведующая кафедры педагогики и психологии
Вопрос 10. Кто должен в школе заниматься предпрофильной подготовкой детей с ОВЗ?
Ответ: Органами управления предпрофильной подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть:
- команда учителей 9-11 классов (все педагоги, работающие в этих классах);
- методическое объединение профильного обучения (все учителя, преподающие курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения);
- психологическая служба;
- совет классных руководителей 9-11 классов;
- заместитель директора ОУ, ответственный за введение предпрофильной подготовки;
- руководитель команды учителей 9-11 классов;
- заведующий методическим объединением профильного обучения;
- классные руководители;
- психолог;
- проектная, целевая, рабочая группа;
- руководитель проекта, целевой, рабочей группы.
Подобных рабочих групп по организации предпрофильной подготовки может быть несколько. Во избежание перегрузок рекомендуется группы создавать последовательно для решения задач. Конкретные варианты управления предпрофильной подготовкой разрабатываются с учетом кадровых, материально-технических, программно-методических условий.
Вопрос 11. Каковы основные программы предпрофильной подготовки для детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий?
Ответ: В рамках ФЦПРО в 2010 году АНО НМЦ «СУВАГ» были разработаны инновационные программы и учебно-методические комплекты по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программы предпрофильной подготовки для детей с нарушениями слуха:
- программа элективного курса «Основы фермерского хозяйства»;
- программа элективного курса «Парикмахерское искусство».
Программы предпрофильной подготовки для детей с нарушениями зрения:
- программа элективного курса «Музыкальное обучение»;
- программа элективного курса «Основы редактирования звука»;
- программа элективного курса «Тифлоинформатика»;
- программа элективного курса «Тактильный коллаж как вид декоративно-прикладного искусства для слепых и слабовидящих»;
Программы предпрофильной подготовки для детей с нарушениями интеллекта:
- программа элективного курса «Животноводство»;
- программа элективного курса «Пчеловодство»;
- программа элективного курса «Ландшафтный дизайн»;
- программа элективного курса «Помощник воспитателя»;
- программа элективного курса «Народная художественная вышивка».
30.01.18 Шаркунова Юлия Владимировна, к.п.н., заведующая кафедры педагогики и психологии
Вопрос 12. Чем ресурсный класс отличается от коррекционного класса? Что значит ресурсный класс?
Ответ: В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае - мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам - 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие - для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута). Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы. Прежде всего - ресурсный класс, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» - специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.
Вопрос 13. Есть ли примерный диагностический материал для ЗПР?
Ответ: Примерный диагностический инструментарий для учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога - психолога и социального педагога представлен в методических рекомендациях от 23.05.16 № ВК - 1074 07 «О совершенствовании деятельности ПМПК».
2.02.18 Шаркунова Юлия Владимировна, к.п.н., заведующая кафедры педагогики и психологии
Вопрос 14. Здравствуйте! В школу пришел ребенок с ЗПР с рекомендацией ПМПК обучение по АОП вариант 7.1, но родители хотят обучать ребенка по общеобразовательной программе. Как нам быть?
Ответ: Доброго дня! Содержание программы для обучающегося по маршруту 7.1 идентично содержанию программы нормативно развивающихся обучающихся. Там адаптация (соответственно адаптированная образовательная программа) будет предполагать только систему коррекционно-развивающего сопровождения. Минусов в том, что ребенок будет обучаться по АОП 7.1. нет, он получает образование сопоставимое с нормой, в те же сроки обучения и в том же объеме. Огромный плюс в том, что у вас появляется (через заключение ПМПК) правовое основание организовывать и обеспечивать данного ребенка системой коррекционно-развивающей работы. Если родителей такой вариант не совсем устраивает, их право не предъявлять заключение ПМПК в вашу образовательную организацию.
Вопрос 15. Какую диагностику можно использовать педагогу-психологу в работе с детьми с ОВЗ в условиях профессионального образования?
Ответ: Добрый день. Подбор диагностических методик зависит от поставленных вами целей. В общем контексте можно использовать следующие методики:
Социометрия.
Показатели: рейтинг в группе, социальные связи
Люшер.
Показатели: работоспособность, наличие стрессового состояния, нервно-психическое напряжение, автономность - гетерономность, эксцентричность - концентричность
Методика типового эмоционального состояния (Эйдемиллер)
Показатели: удовлетворенность, тревожность, нервно-психическое напряжение.
Проективные методики.
3.02.18 Рябкова Ирина Валерьяновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Вопрос 16. Какие виды работ могут быть включены в направление коррекция и профилактика личностных нарушений у учащихся?
Ответ: Добрый день. В качестве задачи вы можете ставить развитие коммуникативных навыков, положительного восприятия себя и мира, стрессоустойчивости и жизнестойкости.
Формы работы могут быть следующие:
Тренинги
Индивидуальные консультации
Тематические группы
Кружок психологии
Группа в соц. сетях
Вопрос 17. Здравствуйте, какую литературу можно использовать начинающему психологу для подготовки к психологическому просвещению родителей (материалы для родительских собраний и групповых консультаций).
Ответ: Добрый день. Специально для этой цели в ТОГИРРО разработаны методические рекомендации «Технологии обучающих занятий для родителей», авторы-составители О.А.Мальцева, И.В.Рябкова. Методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов. В сборнике рассматриваются технологии обучающих занятий для родителей, а также предлагаются информационно-методические материалы для проведения родительских собраний. Освещаются формы и методы работы с родителями.
6.02.18 Рябкова Ирина Валерьяновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Вопрос 18. Подскажите, пожалуйста, возможно в ТОГИРРО есть материалы, помогающие родителям задуматься о здоровье и воспитании своих детей.
Ответ: Добрый день. В ТОГИРРО разработан «Дневник любящих родителей: Здоровье ребенка - зеркало его жизни», авторы-составители: О.В.Ройтблат, Н.Г.Милованова, Ю.В.Шаркунова, Е.Л.Михайлова. Дневник любящих родителей включает в себя конкретные разработки по родительскому образованию, раскрывающие вопросы здоровьесбережения и здоровьеформирования детей и подростков. Данное методические пособие предназначено для педагогов, родителей и молодежи.
Вопрос 19. Я - начинающий психолог и у меня есть вопрос по диагностике. Скажите, пожалуйста, для ученика 6 класса какой лучше использовать личностный опросник Кэттелла 12-ти или 14-ти факторный.
Ответ: Добрый день. Для учеников 6 класса по возрасту подходит 14-факторный личностный опросник Кэттелла. Прежде чем проводить, убедитесь, что у вас есть поло-возрастные стандарты.
Вопрос 20. Может ли психолог работать с ребенком без ведома родителей? Ответ: Добрый день. Если мы говорим о работе психолога в общеобразовательном учреждении, то в начале учебного года психолог собирает у родителей анкеты с согласием на работу психолога с ребенком. Этот документ содержит в себе перечисление видов работы, которые психолог может проводить с ребенком (диагностика, развитие, профилактика, консультация). Таким образом он ставит родителя в известность о том, что с его ребенком может быть проведена такого рода работа (по запросу учителя или самого ребенка, например).
Вопрос 21. Здравствуйте. Посоветуйте литературу для начинающего работать школьного психолога.
Ответ: Добрый день. Первыми Вашими помощниками могут стать следующие книги:
- АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения
- Безруких М.Н., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? - Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - Овчарова Р.В. Справочная книга практического психолога.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании
Вопрос 22. Я - начинающий психолог. Какие есть нормы затрат рабочего времени на разные виды деятельности?
Ответ: Добрый день. В своей деятельности вы можете опираться на «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.05).
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности
Виды работ
Время на один прием (мероприятие)
Время на подготовку или анализ
Индивидуальное психологическое обследование
1-1,5 часа
0,5-1 час
Групповое психологическое (скрининговое) обследование
3-3,5 часа
Индивидуальная консультация
0,3 часа
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие
0,5-1,5 часа
Групповое развивающее и коррекционное занятие
1-1,5 час
1 час
Просветительская работа
0,5-1,5 час
0,5 часа
Экспертная работа
2,5-3 часа
Вопрос 23. Планирую вести уроки психологии в школе. Подскажите какие есть методические материалы и интернет ресурсы.
Ответ: Добрый день. Вы можете воспользоваться программами таких авторов, как Н.П. Локалова, И.М.Никольская, Л.В.Строганова, О.В.Хухлаева, а также интернет ресурсом http://psylesson.ru/
Вопрос 24. Профессиональный стандарт педагога-психолога включает требование высшего психологического образования. А как быть тем, у кого курсы переподготовки?
Ответ: Добрый день. Многолетний опыт работы, неоднократное повышение квалификации и аттестация доказывают высокий профессионализм. А вот те, кто только придет в образовательную организацию да, должны иметь высшее психологическое образование.
26.02.18 Рябкова Ирина Валерьяновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Вопрос 25. Нужно ли согласие родителей на проведение диагностики с ребенком?
Ответ: Добрый день. Психолого-педагогическая диагностика оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст 42 Закона «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.20012). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и согласие/не согласие на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о педагоге-психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.
1.03.18 Рябкова Ирина Валерьяновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Вопрос 26. Что можно использовать для диагностики в профориентации кроме опросника Климова?
Ответ: Добрый день. Сделать вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности склонен обучающийся можно используя «Опросник для определения профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой. http://psylist.net/praktikum/00026.htm
13.03.18 Рябкова Ирина Валерьяновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Вопрос 27. Существуют ли какие-либо олимпиады по психологии?
Ответ: Добрый день. Олимпиаду по психологии проводит Высшая Школа Экономики (ВШУ)для учащихся 9-11 классов. Для каждой параллели предусмотрено отдельное задание. Подробно можно ознакомиться по ссылке https://olymp.hse.ru/mmo/tasks-psy
23.03.18 Рябкова Ирина Валерьяновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии